Рефераты. ГЭК -Финансы и кредит (шпора)

ГЭК -Финансы и кредит (шпора)

1. Финансы -совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов ДС у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества: государственные финансы, финансы предприятий.

Ф-ции Ф: распределительная, перераспределительная, регулирующая, контрольная.

2. Фин.система - совокупность финансовых отношений, а также органов регламентирующих эти отношения: гос.финансы (гос.бюджет, внебюдж.фонды, гос.кредит); финансы пр-ий; прочие финансы (соц.страхование, личное, имущетсвенное, предпринимательских рисков).

ФС РФ: гос.финансы; территориальные; Ф хозяйствующего субъекта; Ф граждан.

3. Фин.ресурсы - фонды ДС, т.е. денежные доходы и поступления, в распоряжении пр-ия и предназначенные для выполнения финансовых обязательств и расширенного воспроизводства

Источники ФР на макроуровне: ВВП; Доходы от внешнеэкон.д-ти; Национальное богатство; Привлеченные (заемные) ресурсы. Это Кредиты МВФ; внутренние кредиты ЦБ; Налоги; Отчисления во внебюджетные фонды и местный бюджет; Проч.

Источники ФР на микроуровне: Источники собственных ФР (выручка; внешняя экон.д-ть; богатство пр-ия (станки)); ЗП и отпускные; Привлеченные средства (заемные средства; продажа акций и облигаций); перераспределение ср-в от вышестоящих инстанций, из бюджета; страховые возмещения. Виды: Прибыль; Амортизация; Кредитные инвестиции; Проч

4. Фин.рынок – сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых ресурсов и инвестиционных ценностей.

Структура Фрынка: Рынок банковских ссуд (д/пополнения оборотных средств); Рынок ссудных капиталов (д/пополнения основного капитала; выпуск и размещением цб); Валютный рынок (фиксируется официальный курс для ведения таможенных платежей).

5. Фин.механизм – совокупность инструментов и методов направленная на повышение эффективности финансовых отношений.

Состав ФМ: финансовые методы (фин.планирование, фин.учет и анализ, фин.регулирование и контроль, выпуск цб, факторинг, налогообложение, лизинг), финансовые инструменты (деб-ая и кредит.задолжен., акции, опционы, фьючерсы и форварды и т.п.).

Структура ФМ: Финансовые методы; Правовое обеспечение (акты; законы; указы; постановления, письма Минфина); Финансовые рычаги (прибыль; цена; доход; арендная плата; амортизационные отчисления; процентная ставка); Нормативное обеспечение (инструкции; методические указания); Информационное обеспечение (комп.программы; бух.отчетность; статистическая и оперативная отчетности).

Виды ФМ: ФМ федерации, республики, местных орагнов (территориальное деление); механиз мобилизации фин.ресурсов; механизм предоставления.

6. Фин.политика – целенаправленная д-ть гос-ва по использованию фин.системы.

Фин.стратегия – долгосрочный курс ФП на перспективу, решение крупномасштабных задач.

Фин.тактика – решение задач на определенном этапе развития страны.

Цели ФП :1) Повышение объема и эффективности использования фин.ресурсов; 2) Оздоровление и перестройка экон-ки; 3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и с/х.

Задачи Ф.П.: 1. обеспечение условий для формирования max возможных фин.ресурсов; 2. рациональное распределение и использования фин.ресурсов; 3. стимулирование и регулирование экон-х и соц.процессов финансовыми методами; 4. выработка фин. мех-ма; 5. создание эффективной системы управления финансами.

Типы финансовой политики:

* классическая (Смит, Рикардо; до конца 20-х гг.): Основное-невмешательство гос-ва в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного мех-ма как главного регулятора хозяйственных процессов.

* регулирующая (Кейнс, 30-60е) - вмешательство и регулирование гос-вом. Основной механизм регулирования- подоходный налог.

*неоконсервативная политика (70-е) - не отказывались от регулирования, но ограничивалось вмешательство гос-ва.

* планово-директивная политика- обеспечение max концентрации фин.ресурсов у гос-ва для их перераспределения по гос.плану.

Содержание ФП: разработка общей концепции Ф.П., определение основных направлений, целей, главных задач; создание адекватного фин.мех-ма; управление финансовой деятельностью гос-ва.

7. Управление финансами – совок-ть приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных целей.

Функциональные эл-ты управления: Планирование (оценка состояния финансов, возможность увеличения фин.ресурсов); Оперативное управление (комплекс мер д/макс.эффективности при миним.затратах); Контроль (сопоставление факт.результатов с плановыми, резервы д/увеличения).

Финансовые объекты –виды фин.отношений: страховые отношения; гос.финансы и т.д.

Финансовые субъекты – организации, кот.осуществляют управление: фин.службы, отделы и органы на пр-ии; фин.органы гос-ва (Минфин); налоговые инспекции.

Цель управления финансами: Выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы; Избежание банкротства; Лидерство в борьбе с конкурентами; Максимизация рыночной стоимости фирмы; Рост объемов производства и реализации; Максимизация прибыли; Обеспечение рентабельной деятельности и др.

8. Финансовый аппарат гос-ва:

1. Министерство финансов.

2. ЦБ РФ - регулирование д-ти каждого коммерческого банка, ключевой агент гос-ой денежно-кредитной политики.

3.Система управления налогообложением в РФ -Руководство и контроль за налогообложением.

4.Казначейство РФ. Главное управление федерального казначейства Министерство финансов РФ и территориальные органы федерального казначейства- организация и контроль за исполнением республ-го бюджета РФ; краткосрочное прогнозирование объемов гос-ых фин.ресурсов; управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ гос-го внутреннего и внешнего долга РФ.

Минфин РФ структура: 23 департамента: Д. бюдж.политики; Д налоговой политики; Д управления гос.внутренним долгом; Д отраслевого финансирования; Д межбюджетных отношений; Валютно-экономический департамент; Д оборонного комплекса и правоохранительных органов; Д финансирования гос.аппарата; Юридический департамент; Д макроэкономической политики и банковской деятельности; Д страхового надзора; Д государственного финансового контроля; Д организации аудиторской деятельности; Д валютного контроля; Д социальной сферы и науки и др.

Функции Минфина РФ: государственные финансы в целом (определение потребностей и предложения о распределении ресурсов между фед.бюджетом и внебюджетными фондами; государственный бюджет (составление и обеспечение исполнения фед.бюджета, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ); внебюджетные государственные федеральные фонды (предложения о создании и использовании целевых внебюджетных фондов); страхование (развитие страховой деятельности); денежное обращение (разработка по сбалансированности денежных доходов и расходов населения, подготовка предложений по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ); государственный кредит (выпуск гос.внутренних займов РФ, заключение соглашений с ЦБ РФ о предоставлении кредита); финансовый рынок (регулирование РЦБ, регистрация выпуска цб); валютно-финансовые отношения (участие в разработке валютно-кредитной политики, формирование таможенной политики, обслуживание гос.внешнего долга); финансовый контроль (за исполнением фед.бюджета, за использованием валютных средств, инвестиций, лицензирование аудита); организация учета и отчетности (руководство б/учетом и отчетностью пр-ий и т.п).

9. Финансовый контроль – контроль со стороны государства за формированием и использованием денежных средств (гос-ый, внутрихозяйственный и общественный фин.контроль; независимый (аудиторский) контроль).

Гос.фин.контроль: бюджетно-финансовый контроль, контроль над сбором налогов, таможенный и валютный контроль, ведомственный и внутрехозяйственный.

Формы ФК по срокам: *предварительный (до расходования, как профилактическая мера); *текущий (во время расходования, сверяется с планом); *последующий (после расходов, делаются для предварительного и текущего контроля).

Методы (способ проведения): а) ревизия (проверка деятельности всех подразделений по всем документам); б) инспекция (периодическая проверка финансового состояния предприятия на месте); в) обследование (изучение недостатков); г) наблюдение.

Органы ФК: Парламент (ФС, а в нем счетная палата (контроль за источниками поступления бюджетных ресурсов, эффект-остью исп.гос.собственности), контрольное управление при Президенте РФ); Специальные ведомства гос-го ФК; Специальное контрольное ревизионное управление- подчиняется непосредственно Минфину: проводит проверки по заданиям МВД в рамках борьбы с организованной преступностью; Органы ФК в отраслевых министерствах (внутриведомственный контроль); налоговые инспекции

10. Госуд. кредит — совок-ть эк.отношений между государством и ЮЛ и ФЛ, при кот. Гос-во - заемщик, кредитор и гарант.

Функции ГК: распределительная (формирование ден.фондов), регулирующая (гос-во воздействует на состояние ден.обращения, % ставок, на пр-во и занятость) и контрольная.

Классификация гос.займов: по субъектам заемных отношений; по месту размещение (внешние и внутренние); рыночные (продаются) и нерыночные; кратко- средне- долгосрочные; закладные (обеспечены конкретным залогом) и беззакладные (обеспечены всем имуществом); выигрышные, процетные, с нулевым купоном (продаются со скидко, выкупаются по номиналу); с правом досрочного погашения и без.

Государственный долг – сумма задолженности по выпущенным не погашенным гос.займам, кредитам, включая начисленные проценты.

Управление госдолгом - сов-ть мероприятий гос-ва по выплате доходов кредиторам, погашению займов, изм-ю условий и выпуску новых госцб.

Методы управления: 1) погашение задолженности путем выпуска новых займов. 2) конверсия – изменение доходности по займам в сторону снижения. 3) консолидация – увеличение срока действия выпущенных займов. 4) унификация – объединение нескольких займов в один и старые облигации обмениваются на новые. 5) отсрочка погашения. 6) анулирование госдолга. -–гос-во отказывается от своих обязательств по внешнему долгу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.