|
57. Особенности оценки материалов при их списании. При отпуске МПЗ в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов: - по себ-сти каждой единицы; - по средней себ-сти; - по себ-сти первых по времени закупок МПЗ; (ФИФО) - по себ-сти последних по времени закупок МПЗ. (ЛИФО) В своей учетной политике организации самостоятельно выбирают метод списания МПЗ. 1. Материалы списываются по средней фактической себестоимости приобретения. Такой вариант применим на небольших предприятиях. МПЗ, используемые организацией в особом порядке (драг. металлы, драг. камни) или запасы, которые не могут обычным образом заменить друг друга, могут оцениваться по себ-сти каждой единицы. 2. Списываемые материалы оцениваются по учетной стоимости с последующим распределением отклонений (на крупных предприятиях). Оценка МПЗ по средней себ-сти производится по каждой группе запасов путем деления общей себ-сти группы запасов на их количество, складывающихся соответственно из себ-сти и количества остатка на начало месяца, и, поступивших запасов в течение данного месяца. 3. Списание материалов в производство по методу ФИФО. Сначала списывают материалы по цене первой закупленной партии, затем — второй партии и так далее в порядке очередности, пока не будет отражен общий расход материалов за отчетный период, включая начальные остатки. При применении этого метода остатки материалов на конец месяца оцениваются по себестоимости последних по времени приобретения партий, а в затраты производства отнесены материалы по себестоимости ранних по времени приобретений. В условиях инфляции (росте цен) метод ФИФО, занижая затраты производства, преувеличивает прибыль, отражаемую в отчетности. Это выгодно предприятиям, имеющим льготы по налогообложению, так как они могут использовать прибыль для развития производства. 4). Оценка материалов по методу ЛИФО. Вначале материалы списываются в затраты производства по себестоимости последней поступившей партии, затем — по себестоимости предыдущей и т. д. Остатки материалов на конец месяца оцениваются по себестоимости ранних по времени приобретения партий, а в затраты производства списаны материалы по себестоимости поздних по времени приобретения партий. При росте рыночных цен на материалы этот метод вызывает завышение затрат производства и преуменьшает отражаемую в отчетности прибыль. В зарубежной практике этим методом пользуется большинство предприятий, чтобы уменьшить платежи налога на прибыль и временно высвободить денежные средства для использования их в обороте. В нашей отечественной учетной практике наиболее распространены первый и второй методы оценки списываемых материалов. Методы ФИФО и ЛИФО давно применяются в зарубежной практике и разрешены к использованию у нас, но широкого применения пока не нашли. |
|
Учет материалов в бухгалтерии. Все первичные документы по движению материалов со складов и подразделений предприятия поступают в бухгалтерию, где они после соответствующего контроля формируются в пачки и передаются затем на вычислительную установку (ВУ). Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии обязаны осуществлять действенный контроль за законнос-11.К), целесообразностью и правильностью документального оформления операции по движению материалов. После проверки первичные документы подвергаются таксировке (умножением количества материалов на цену). Первичные документы по движению материалов могут передаваться сразу на ВУ, минуя бухгалтерию, — в этом случае контроль первичных документов осуществляется работниками ВУ. Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии. При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек учета материалов лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского учета. При втором варианте все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражениях по каждому складу отдельно по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам. Этот вариант значительно уменьшает трудоемкость учета, поскольку отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета. Однако учет и в этом случае остается громоздким, поскольку в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов. Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский, или сальдовый, метод учета материалов, при котором бухгалтерия не дублирует складского сортового учета ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов, ведущиеся на складах. Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии, переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомость учета остатков материалов на складе (без оборотов прихода и расхода). После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передают в бухгалтерию, где остатки материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу. При сальдовом методе учета материалов поступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки раскладывают в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу с учетом складов и номенклатурных групп материалов. По данным контрольной картотеки документов составляют ежемесячную статистическую отчетность о движении и остатках важнейших видов материалов и топлива. Кроме того, по истечении месяца картотеку используют для составления групповых оборотных ведомостей в суммовом выражении по каждому складу в отдельности. Таких групп бывает несколько десятков (вместо тысяч наименований материалов). Данные этих ведомостей сверяют со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета. Сальдовый метод учета материалов — один из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных данных и малой механизации учета. При использовании ЭВМ все необходимые регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово-счислительные ведомости) составляют на машинах. Аналитический учет материалов в бухгалтерии с применением ЭВМ можно осуществлять также посредством составления сортовых оборотных ведомостей по номенклатурным номерам на основании поступающих первичных документов. Сверка со складским учетом в этом случае осуществляется вручную. При передаче на ВУ карточек складского учета на их основе разрабатывается сортовая оборотно-счислительная ведомость, в которой сопоставляются исходящий остаток материалов (в количественном и суммовом выражении) по первичным документам, по карточкам складского учета и выявляются отклонения между этими данными. Оба изложенных варианта аналитического учета материалов с применением ЭВМ имеют существенные недостатки, поскольку при сальдовом методе трудоемкой является разработка групповых и сальдово-счислительных ведомостей для сверки данных бухгалтерского и складского учета непосредственно с помощью машин. При составлении только сальдовой ведомости сверку с карточками складского учета производят вручную, что значительно затрудняет поиск и обнаружение ошибок. При составлении сортовых оборотных ведомостей на ЭВМ ослабляется контроль за ведением складского хозяйства. В связи с этим целесообразно использовать комбинированный метод аналитического учета материалов, сочетающий прогрессивность сальдовового метода и меньшую трудоемкость разработки регистров поиска ошибок при втором варианте. При комбинорованном методе осуществляется постоянный контроль за складским учетаом и составляются сортовые оборотные (оборотно-счислительные) ведомости. Данные о начальных остатках и оборотах по каждому номенклатурному номеру облегчают поиск ошибок и расхождений. |
||
58. Учет списания материалов по разным направлениям. Материалы организации расходуются по следующим направлениям: 1. на производственное потребление, хозяйственные нужды, для переработки; 2. на сторону, и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов; 3. пришедшие в негодность и морально устаревшие. При выявлении недостач, хищений и порчи; 4. передаются по договорам дарения или безвозмездно; 5. передаются в качестве вклада в уставный капитал других организаций. Для обеспечения контроля за расходованием материалов и правильного документального его оформления организации осуществляют соответствующие организационные мероприятия. Важным условием контроля за рациональным использованием материалов, например, являются их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываются отделами снабжения на основе данныx планового отдела об объеме выпуска продукции и норм расхода материалов на единицу продукции. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны. Порядок документального оформления отпуска материалов зависит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности их отпуска. Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами, актами списания на производство и др. и отражается бух. записями: Д 20, 23, 25, 26, 29 К 10 Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, при этом осуществляются бух. записи: Д 91 К 10 Д 62, 45 "Товары отгруженные" К 91 "Прочие доходы и расходы". Д 91 К 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 68 "Расчеты по налогам и сборам" начисляется НДС. Выявленные недостачи по сличительным инвентаризационным ведомостям оформляются проводкой: Д 94 К 10 Д 73 К 94 на виновных лиц Д 20, 23, 25 К 10 на затраты в пределах норм естественной убыли Д 91 К 94 на убытки, если не выявлено виновное лицо. Пришедшие в негодность материалы в следствии морального износа или в случае порчи списываются по актам бух. проводкой: Д 91 К 10 Такой же записью отражается и безвозмездная передача, дарение, которая оформляется приказами, накладными, договорами. Материалы, переданные в уставный капитал других организаций: Д 91 К 10 При ликвидации чрезвычайных ситуаций материалы списываются проводкой по актам: Д 99 К 10.
|
59. Ведомость №10 "Движение материальных ценностей". |
60. Контроль за использованием материальных ценностей. Производственные запасы составляют значительную часть стоимости имущества предприятия, а затраты материальных ресурсов в некоторых отраслях доходят до 90% и более в себестоимости продукции. Именно поэтому усиление контроля за состоянием производственных запасов и рациональным их использованием оказывает существенное влияние на рентабельность предприятия и его финансовое положение. Основным направлением повышения эффективности использования производственных запасов является внедрение ресурсосберега-ющих, малоотходных и безотходных технологий. Рациональное использование запасов зависит также от полноты сбора и использования отходов и обоснованной их оценки. Существенное значение для сохранности производственных запасов имеет наличие технически оснащенных складских помещений с современными весоизмерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать и автоматизировать складские операции и складской учет. Важное условие повышения эффективности использования материальных ресурсов — усиление личной и коллективной ответственности и материальной заинтересованности рабочих, руководителей и специалистов структурных подразделений в рациональном использовании указанных ресурсов. Одно из условий рационального использования производственных ресурсов — нормирование складских запасов и материальных затрат. Под нормой производственного запаса понимают средний в течение года запас каждого вида материалов, принимаемый как переходящий запас на конец планируемого года. Эта норма измеряется в днях среднесуточного потребления каждого вида материалов. Предприятия должны стремиться к соблюдению норм производственных запасов каждого вида материалов, поскольку их излишек приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств, а недостаток — к срыву производственного процесса. Существенно улучшить учет производственных запасов можно, совершенствуя применяемые документы и учетные регистры, т.е. более широко используя накопительные документы (лимитно-заборные и комплектовочные карты, ведомости и др.), предварительную выписку документов по движению материалов и оперативных документов на вычислительных машинах, карточки складского учета в качестве расходного документа по отпущенным материалам (бездокументальной системы оформления расхода материалов) и др. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.