|
||
55. Учет приобретения материалов от поставщиков с применением счета 15. Порядок формирования информации о наличии и движении материально-производственных запасов регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/2001), утверждено приказом Минфина ПБУ 5/01 от 9 июня 2001 № 44н. К материально-производственным запасам относятся различные материалы (сч. 10), готовая продукция (сч. 43), товары, приобретенные для реализации (сч. 41). Материалы являются предметами труда, которые совершают полный оборот в течение одного производственного цикла, поэтому их относят к оборотным активам. Следовательно, все материально-производственные запасы являются материальными оборотными активами. Согласно положению, материально-производственные запасы принимаются к учету по фактической себестоимости: Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на доб. стоимость. К фактич. затратам на приобретение МПЗ относятся: сумма, уплаченная непосредственно поставщику в соответствии с договором, информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов, таможенные пошлины, транспортные расходы по их доставке, затраты на хранение материально-производственных запасов, затраты на хранение у поставщика и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением. Фактич. себест-ть МПЗ, которая не принята к б.у. не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законом. Приобретение МПЗ от поставщиков может осуществляться в б.у. непосредственно на сч. 10 "материалы" или с применением счета 15 "Изготовление или приобретение материальных ценностей". В зависимости от принятой организацией учетной политики поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или без использования их. В случае использования организацией счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в зависимости от того, куда поступили те или иные материальные ценности. В кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в корреспонденции со счетом 10 «Материалы» относится стоимость фактически поступивших в организацию и оприходованных материально-производственных запасов. Сумма разницы в стоимости приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления), и учетных ценах списывается со счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Остаток по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на конец месяца показывает наличие материально-производственных запасов в пути. Предприятия, ведущие заготовительную деятельность (например, консервные заводы по переработке сельскохозяйственной продукции), могут учитывать затраты по заготовке сырья на регулирующем дополнительном активном счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». На дебете счета отражаются затраты по заготовке ценностей, на кредите — оприходование материальных ценностей, причем списание затрат может быть в двух вариантах (тыс. руб.): а) оприходование материалов по фактической стоимости: Дт 10 Кт 15 — 9; б) оприходование материалов по учетной стоимости: Дт 10 Кт 15 — 8 и одновременно списание отклонений фактической стоимости от учетной на сч. 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»: Дт 16 (активный) К 15 — 1 (положительное отклонение) Дт 15 Кт 16 (пассивный) — (если отрицательное отклонение). Отклонения фактической стоимости запасов от учетных цен отражаются на регулирующем дополнительном активно-пассивном счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», на дебете учитывается сумма отклонений, на кредите — списание суммы отклонений в затраты производства. Отклонение может быть положительным при превышении фактической стоимости .над учетной. Счет 16 в этом случае активный и отклонения списываются (тыс. руб.): Дт 20 Кт 16 — 1. Если отклонения отрицательные (фактическая стоимость ниже учетной) — счет 16 — пассивный и отклонения сторнируются: Дт 20 Кт 16 —[2]. |
56. Складской учет материалов и его связь с бухгалтерским при сальдовом методе. Для обеспечения производственной программы соответствующими материальными ресурсами на предприятиях создаются специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей и других материалов. Кроме центральных заводских складов в различных структурных подразделениях организации могут быть кладовые, выполняющие функции промежуточных складов. Каждому складу приказом по предприятию присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. Склады должны быть обеспечены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой. На складах (кладовых) материальные ценности размещают по секциям, а внутри них — по группам, типо- и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту). Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом, которого принимают на работу, как правило, по согласованию с главным бухгалтером предприятия. С кладовщиком заключается типовой договор по установленной форме о полной индивидуальной материальной ответственности. Если в штатном расписании организации отсутствует должность заведующего складом, то его обязанности могут быть возложены на любого работника организации с его согласия и с обязательным заключением договора об индивидуальной материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачи их по акту, утвержденному руководителем предприятия. На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов. Учет движения и остатков материалов осуществляют в картон как учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении. Карточки открывают в бухгалтерии или вычислительной установке и записывают в ней номер склада, наименование материала, марку сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер учетную цену и срок годности. После этого карточки передают в склад, и кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатк.1 материалов. Запись в карточках кладовщик делает на основании первичны документов (приходных ордеров, требований-накладных и др.) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов. Если остаток материалов выше или ниже установленной нормы запасов, то заведующий складом обязан сообщить об этом в отдел снабжения. Ведение учета материалов допускается также в книге учета материалов, которая содержит те же реквизиты, что и карточки учета материалов. В условиях функционирования АСУП и автоматизированного складского хозяйства вместо карточек учета применяют систематически составляемые машинограммы-ведомости движения и остатков материалов. В них на основании первичных документов отражают те же данные, что и в карточках складского учета, однако в отличие от них машинограммы-ведомости составляют лишь по складам и материально ответственным лицам. Машинограммы используются для контроля за движением и состоянием материалов на складе и оперативного управления производством. Первичные документы после записи их данных в карточки учета передают в бухгалтерию; сюда же передают лимитно-заборные карты по мере использования лимита, но не позднее 1-го числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов. В цехах, имеющих кладовые, а также в подотчетных организациях (пункты, отделения, заводы) материально ответственные лица (заведующие пунктами и отделениями, мастера заводов) составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете и представляют их в бухгалтерию. В отчетах содержатся сведения об остатках материалов на начало месяца, их поступлении, расходе и остатке на конец месяца. В отчетах мастеров заводов наряду с фактическим расходом материалов указывают их расход по норме. Нормативный расход материалов исчисляют в бухгалтерии, где производится, кроме того, и таксировка отчета. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 |
|
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.