Рефераты. Местные налоги в формировании доходной части бюджета (на примере г. Аркалык)

Однако, все же слабо проводится работа по погашению задолженностей в бюджет, хотя именно здесь имеются значительные резервы для увеличения поступлений. Требует изменений порядок предоставления налоговых отсрочек по платежам в бюджет, так как в настоящее время руководитель налогового органа по согласованию с руководителем соответствующего финансового органа вправе предоставить отсрочку по уплате налогов.

Ключевой проблемой межбюджетных отношений остается незавершенность децентрализации бюджетной системы. Бюджетная несбалансированность усугубляется недостаточно четким разграничением полномочий бюджетов. Существует диспропорция между децентрализацией бюджетных ресурсов и централизацией бюджетных полномочий. Сложившиеся в настоящее время условия осложняют децентрализацию бюджетной системы. Прежде всего это связано с сохранением представлений о бюджетной вертикали. Резкие межрегиональные различия препятствуют использованию преимуществ децентрализации бюджетной системы. Временные рамки бюджетного планирования краткосрочны как на центральном, так и на региональном уровнях. Не закреплены собственные источники доходов за районным и областным уровнями бюджетов.

Перевыполнение доходной части местных бюджетов за счет доходов, частично зачисляемых в республиканский бюджет, часто образует свободные средства государственного бюджета.

Местные исполнительные и представительные органы сталкиваются с проблемой невозможности увеличения плана доходов по этим источникам и направления средств на дополнительные расходы. Свободные средства не могут быть своевременно вовлечены в оборот и направлены на решение острых социально-экономических проблем.

Часто встречаются факты завышения или занижения прогнозных данных по тем или иным доходным источникам, что в свою очередь дестабилизирует исполнение бюджетов различных уровней.

Законодательно определенные процедуры установления долговременных размеров бюджетных изъятий и субвенций на практике реализуются не в достаточной степени.

Расходы местных бюджетов сконцентрированы в основном на текущих затратах, и существует неопределенность в закреплении капитальных затрат. Текущий механизм трансфертов не содержит важных факторов оценки состояния регионов, непрозрачен и нуждается в постоянной корректировке из центра.

Действующая система трансфертов по сути дублирует старый механизм «латания дыр» методом регулирования изъятий и субвенций и тем самым уравновешивает бюджеты областей.

Планы расходов не всегда увязываются с приоритетами развития страны. Недостаточная прозрачность исполнения республиканского и местных бюджетов ведет к неэффективному управлению государственными расходами.

В связи с выше перечисленными проблемами системы местного налогообложения основными стратегическими задачами налогово-бюджетной политики являются:

-         обеспечение стабильности налоговой системы;

-         обеспечение роста налоговых поступлений в бюджет до уровня 30% ВВП;

-         совершенствование налогового законодательства;

-         систематизация налоговых льгот;

-         реализация принципов бюджетной децентрализации;

-         осуществление ориентации бюджетной политики на развитие социально-экономической сферы государства во взаимосвязи со стратегией развития;

-         усовершенствование системы межбюджетных трансфертов;
- достижение стабилизации и постепенного сокращения государственного долга по отношению к ВВП;

-         усовершенствование системы бюджетного планирования;

-         обеспечение прозрачности бюджета.

Необходимо в законодательном порядке закрепить принцип стабильности налогового законодательства, поскольку частые изменения, вносимые в налоговое законодательство, отрицательно влияют на экономическую среду в стране.

По мере укрепления финансово-банковской системы, аграрного сектора экономики, становления малого предпринимательства как среднего класса общества, укрепления экономической основы социальной сферы необходимо принять новую редакцию Налогового кодекса.

С укреплением доходной части и ростом возможностей государственного бюджета необходимо от политики самовыживания населения и предоставления налоговых льгот отдельным секторам экономики перейти к усилению роли прямой поддержки государством социально уязвимых слоев населения, а также неэффективных, но имеющих большое социальное значение секторов экономики.

Рост налоговых поступлений в государственный бюджет будет обеспечиваться за счет улучшения налогового администрирования и неукоснительного соблюдения норм налогового законодательства.

В ближайшие годы уровень налоговых и неналоговых поступлений в государственный бюджет по отношению к ВВП достигнет 30%, учитывая, что с каждым десятилетием доля ВВП, распределяемая во всех развитых странах, закономерно растет и приближается к 50% ВВП.

Таким образом, совершенствование системы местного налогообложения заключается в совершенствовании законодательной базы, а также в совершенствовании механизма обложения.

В настоящее время одним из стратегических факторов социально – экономического развития страны является развитие малого предпринимательства. Поскольку вклад малых предприятий в социально-экономическом развитии государств, в пополнении доходных статей бюджетов разных уровней, в том числе и местных бюджетов, в создании новых рабочих мест становится все более весомым.

Поэтому одним из приоритетных направлений экономической политики, проводимой в настоящее время в Казахстане, является становление и развитие малого предпринимательства.

Исключительно важное значение для государства имеет создание благоприятных налогового механизма для развития частного сектора на собственной основе. Активные приватизационные процессы в начале 90‑х годов создали в стране базу для становления и развития малого предпринимательства. Начиная с 1997 года, в Казахстане значительно активизировалась государственная поддержка малого предпринимательства. Ранее принятые Указы Президента Республики Казахстан «О хозяйственных товариществах», «О производственном кооперативе», «О дополнительных мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» дополнились двумя Указами Президента, четырьмя Законами, 14-ю постановлениями Правительства, 11‑ю нормативными актами министерств и ведомств. В целях совершенствования государственной политики в области поддержки и развития предпринимательства, укрепления законности в деятельности государственных органов, осуществляющих надзорные и контролирующие функции, активно велась работа по снятию ненужных административных барьеров, защите прав и интересов частного предпринимательства.

Принят ряд постановлений Правительства Республики Казахстан, регламентирующих порядок проведения проверок субъектов частного предпринимательства со стороны государственных контролирующих органов, разработаны Правила регистрации актов о назначении проверок субъектов предпринимательства государственными органами, введен единый статистический учет всех проверок хозяйствующих субъектов.

В целом, в республике создан конкурентный рынок товаров и услуг и определены институциональные меры поддержки и развития малого предпринимательства. Все это положительно влияет на развитие малого предпринимательства. Так по состоянию на начало 2009 года в республике зарегистрировано 145,1 тыс. субъектов малого предпринимательства, что на 10,9% больше, чем в 2008 г. При этом действующие субъекты малого предпринимательства составляют 71,2% от количества зарегистрированных.

Динамичному развитию малого бизнеса способствуют инструменты налогового механизма РК. Необходимо отметить, что основными налогами и платежами в местный бюджет, уплачиваемыми субъектами малого и среднего предпринимательства являются следующие: индивидуальный подоходный налог; акцизы; социальный налог; земельный налог; единый земельный налог; налог на транспортные средства; налог на имущество; сбор за регистрацию юридических лиц; сбор за регистрацию индивидуальных предпринимателей; лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности.

В течение 2005–2009 годов в Налоговый кодекс Республики Казахстан были внесены изменения и дополнения, связанные с дальнейшим снижением налогового бремени для субъектов малого бизнеса.

Анализ функционирования налогового механизма на современном этапе подтвердил тот факт, что безусловным приоритетом современного развития должен стать переход к формированию конкурентных преимуществ на основе ускоренного инновационного обновления производства.

К числу наиболее острых проблем следует отнести не урегулированные в действующем налоговом механизме проблемы:

-         восстановления основных средств за счет не облагаемых подоходным налогом затрат;

-         общедоступное налоговое стимулирование инвестиций в инновационное развитие производства;

-         финансирование затрат на профессиональное образование за счет не облагаемых подоходным налогом затрат;

Начиная с 1999 года налоговое законодательство было подвергнуто ряду кардинальных изменений, исключавшим налоговое стимулирование обновления основных фондов. В настоящее время налогоплательщик по фиксированным активам (основные средства и нематериальные активы), впервые введенным в эксплуатацию в первый налоговый период имеет право исчислять амортизационные отчисления по двойным нормам амортизации. Ранее предпринимателям предоставлялось право единовременного отнесения на вычеты затрат на приобретение технологического оборудования и капитальное строительство.

Таким образом, с момента принятия Налогового кодекса обновление основных средств осуществляется исключительно за счет чистого дохода.

Необходимо пересмотреть концептуальные подходы в отношении налогового обновления основных средств, особенно в реальном секторе, разработав простые и общедоступные механизмы на основе общепринятых форм налоговой и финансовой отчетности.

Согласно Налоговому Кодексу (по состоянию на 1.01.2010 г.) амортизационные отчисления производятся путем применения норм амортизации к балансовой стоимости основных фондов, входящим в соответствующие подгруппы. Необходимо экстренное реформирование амортизационной налоговой политики в Республике Казахстан, поскольку современное законодательство не обеспечивает даже простого воспроизводства основных средств. Их обновление, начиная с 2000 г., товаропроизводители вынуждены производить за счет чистого дохода или отвлечения оборотных средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.