Рефераты. Местные налоги в формировании доходной части бюджета (на примере г. Аркалык)

За недостаточностью данных нет возможности представить расчет данных видов налогов. Однако, по данным таблицы 19, мы можем проследить динамику изменения налоговых обязательств ГКП «Тазарту» по этим видам налогов.

Для большей наглядности изобразим структуру налоговых обязательств на рисунке 4:


Рисунок 4 – Динамика налоговых обязательств ГКП «Тазарту» за 2006–2008 годы


Структуру налоговых обязательств анализируемого предприятия на 2008 год можно изобразить на рисунке 5.


Рисунок 5 – Структура налоговых обязательств ГКП «Тазарту» за 2008 год


Таким образом, по проведенному анализу структуры налоговых обязательств ГКП «Тазарту» можно сделать вывод о том, что наибольшую долю занимают обязательства по социальному налогу – 57,68%, затем индивидуальный подоходный налог – 33,75%. Из налогов на собственность наибольший удельный вес приходится на имущественный налог – 3,09% в общей сумме обязательств и 45,74% в структуре налогов на собственность. Второе место занимает налог на транспортные средства – 3,70% и 45,28% соответственно. Доля земельного налога наименьшая как в структуре всех налоговых обязательств, так и в составе налогов на собственность: 0,61% и 9% соответственно.

Необходимо отметить, что важным моментом в анализе налоговых обязательств является определение налоговой нагрузки предприятия, которая характеризуется процентным соотношением всех налогов, начисленных на предприятии за отчетный период к объему реализованной продукции, предоставленных работ, услуг.

По полученным данным сумма всех налоговых обязательств ГКП «Тазарту» за 2007 и 2008 годы составила 4305,438 тыс. тенге и 7186,803 тыс. тенге соответственно. Доход от реализации на эти даты составлял 15424050 тенге и 16254440 тенге. Таким образом налоговая нагрузка в 2008 году составила 44,21%, увеличившись по сравнению с предыдущим периодом на 16,3%. Следует отметить, что данную тенденцию можно рассматривать как отрицательную. С одной стороны, это указывает на необходимость оптимизации налоговых платежей ГКП «Тазарту» при помощи методов налогового планирования, а с другой стороны все же указывает на достаточно высокий уровень давления системы местного налогообложения на деятельность предприятий. Если учесть, что данное предприятие уплачивает также и другие обязательства, идущие в республиканский бюджет, то можно предположить, какой доход остается предприятию после уплаты всех налогов.

В таблице 20 проведена оценка роли налоговых платежей, уплачиваемых ГКП «Тазарту» в местный бюджет.

Как видно в таблице 20, поступления от анализируемого предприятия занимают сравнительно небольшой удельный вес в поступлениях местного бюджета. Доля всех налоговых платежей ГКП «Тазарту» составила 0,03% в отчетном году, увеличившись по сравнению с предыдущим периодом на 0,01 пункта. В 2007 году наибольшая доля пришлась на индивидуальный подоходный налог и социальный налог – 0,05%. Налоги на собственность составили 0,01% всех налоговых поступлений местного бюджета. Причем в 2008 году отмечается увеличение доли каждого налогового платежа, при этом удельный вес индивидуального подоходного налога вырос на 0,04%.

Далее представлена таблица 20 в которой отражена доля поступлений от ГКП «Тазарту» в местный бюджет за 2008 год.



Таблица 20. Доля поступлений от ГКП «Тазарту» в местном бюджете за 2008 год

Показатель

Местный бюджет,

тыс. тенге

Налоговые платежи предприятия в местный бюджет

2007 год

2008 год

Изменение в 2008 году по сравнению с 2007 годом

сумма, тенге

доля, %

сумма, тенге

доля, %

абсолютное, тенге

относительное, %

Hалоговые поступления

24 824 942

4305438

0,02

7186803

0,03

2881365

0,01

Индивидуальный подоходный налог

5 092 212

628988

0,01

2425896

0,05

1796908

0,04

Социальный налог

8 943 841

3133251

0,04

4145033

0,05

1011782

0,01

Налоги на собственность

3 827 947

432760

0,01

485018

0,01

52258

0,001

Акцизы

4 399 630

-

-

-

-

-

-

Прочие налоги и сборы

2434524

110439

0,005

130856

0,01

20417

0,001




3. Совершенствование и развитие системы местного налогообложения в Республике Казахстан

3.1 Совершенствование методики расчета налогового потенциала региона как фактор повышения эффективности механизма местного налогообложения

В условиях формирования новой системы управления рыночной экономикой особое значение имеет создание рычагов и стимулов для повышения эффективности управления бюджетами на региональном и местном уровне. Немалая часть проблем бюджета связана с точностью прогнозов его доходной части.

Как показывает практика формирования региональных бюджетов применяемые методы и подходы не гарантируют в достаточной мере объективное прогнозирование предстоящих поступлений в местные бюджеты и связаны с высоким уровнем неопределенности, что приводит к принятию неверных управленческих и финансовых решений.

Как в теории, так и практике, разработкам механизма бюджетного прогнозирования, как важнейшего элемента финансового управления, в нашей стране незаслуженно мало уделяется внимания.

Подтверждением этому может служить факт отсутствия единых подходов к оценке доходных возможностей муниципальных образований в то время, как в условиях усиления роли местных органов управления и регулирования различных аспектов социально – экономической жизни Казахстана, существенно возрастает значение объективных оценок их доходных возможностей и финансового самообеспечения.

В настоящее время финансовые ресурсы местных бюджетов прогнозируются на основе экстраполяции ретроспективных данных о налоговых поступлениях, собранных местными органами за базовый период, с корректировкой на индексы – дефляторы, без учета доходных возможностей территорий.

В рамках такого подхода территориальные органы заинтересованы не столько в повышении собираемости налогов, сколько в сокрытии налоговой базы. Поэтому подобная практика не способствует заинтересованности в мобилизации доходов в местные бюджеты и нагрузка по бюджетному регулированию в большей степени возлагается на трансферты из вышестоящего бюджета.

Поэтому прогнозирование доходов местных бюджетов требует совершенствования как в методологии, так и методики, а показатели налогового потенциала и собираемости налогов, должны стать основополагающими инструментами бюджетно-налогового планирования.

По-нашему убеждению, доходы местных бюджетов наиболее точно могут быть спрогнозированы с помощью оценки налогового потенциала.

Для повышения эффективности налогового планирования и совершенствования межбюджетных отношений принципиально важно обеспечить:

– единый подход и систему показателей при планировании доходов местных бюджетов;

-         распределение средств финансовой помощи между территориальными образованиями на основе налогового потенциала каждой территории;

-         создание стимулирующих мотивов для развития налоговой базы областей и районов.

Исходя из этого, нами предпринята попытка разработки методики прогноза доходных возможностей муниципальных образований на основе показателя налогового потенциала, учитывающего уровень и структуру экономического развития территории.

Рекомендуемая методика формализует процесс бюджетного прогнозирования, то есть опирается на использование показателей, объективно измеряющих доходные возможности местных территорий на основании налоговых баз с использованием определенной формулы.

Причем доходы местных бюджетов определяются не по фактическим поступлениям за предыдущие годы при сложившемся уровне собираемости, а в зависимости от размера налоговых баз.

Под налоговым потенциалом местных бюджетов мы понимаем оценку ожидаемого объема доходов, который может быть реально собран на его территории при среднем по области (району) коэффициенте собираемости налогов.

Процесс формирования налогового потенциала состоит из следующих блоков:

-         нормативный – набор основных параметров налогового законодательства, отражающих формирование налогооблагаемой базы и налоговые ставки;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.