Рефераты. Местные налоги в формировании доходной части бюджета (на примере г. Аркалык)

-         экономический – аккумулирует параметры экономического развития реального сектора экономики, формирующие налоговую базу, отражающие показатели налоговой нагрузки;

-         бюджетный – объединяет показатели зачисления налогов в разные уровни бюджетной системы. Составляющими являются нормативы распределения налогов по уровням бюджетов.

Расчет по рассматриваемой методике опирается на аддитивное свойств: налоговый потенциал территории равен сумме потенциалов отдельных налогов.

Основой расчета являются:

-         показатели налоговых баз и ставок налогов в соответствии с действующим законодательством или проектами по его изменению;

-         показатели прогноза социально – экономического развития соответствующей территории;

-         индексы – дефляторы (индексы потребительских цен);

-         показатели уровня собираемости налогов и сборов;

-         показатели объема недоимок налогов и сборов.

Оценку налогового потенциала предлагается проводить в следующей последовательности:

-         определяется перечень основных и прочих налогов, по которым будет проводиться расчет налогового потенциала. При этом по основным видам налогов расчет налогового потенциала производится с помощью метода репрезентативной системы налогов. По остальным налогам и сборам налоговый потенциал рассчитывается на основе фактических и ожидаемых налоговых сборов в базовом (текущем) году и прогнозируемого индекса роста потребительских цен.

-                      производится расчет налоговой базы на планируемый год, по каждому виду основных налогов, в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан. По индивидуальному подоходному налогу, социальному налогу, налогу на имущество, налогу на транспортные средства землю физических лиц и предприятий налогооблагаемая база рассчитывается путем умножения соответствующих прогнозных показателей на их облагаемую долю. При этом принимаются во внимание изменения в налогооблагаемой базе. Налогооблагаемой базой по акцизам является величина произведенного подакцизного товара в товарном исчислении; по акцизам на игорный бизнес – количество игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов и касс букмекерских контор. При этом в качестве исходных данных для расчета налогооблагаемой базы за отчетный и текущий период используются данные отчета налоговых органов. Прогнозирование налогооблагаемой базы по тому или иному налогу осуществляется исходя из прогноза макроэкономических параметров – валовой прибыли, фонда оплаты труда, среднегодовой стоимости имущества предприятий.

-                      Налоговый потенциал для i – го региона по основным видам налогов на планируемый год может быть рассчитан по следующей формуле (1.1):


,                                    (1.1)

где Нпi0 – налоговый потенциал региона по основным видам налогов;

Нбi0 – прогнозируемая налогооблагаемая база по налогу (о);

РС0 – средняя репрезентативная ставка налога вида (о);

Ксо – коэффициент собираемости налога вида (о) в среднем по региону Казахстана.

Средняя репрезентативная налоговая ставка по основным видам налогов рассчитывается по каждому налогу отдельно по формуле (1.2):


,                                           (1.2)


По акцизам применяются установленные ставки акцизов на подакцизный товар и подакцизные виды деятельности.

Коэффициент собираемости налогов регионов в планируемом финансовом году принимается на уровне среднего по региону (области, району). Он рассчитывается на основе фактических показателей базового года, с учетом ситуации текущего периода (квартал, полугодие) по формуле (1.3):


,                   (1.3)


где ФП0 – фактические поступления по налогу вида – о по региону республики в базовом (текущем) периоде;

ИН0 – исчисленные налоговые поступления по налогу – о по региону республики в текущем периоде.

Совокупный налоговый потенциал регионов равен сумме налоговых потенциалов основных и прочих видов налогов и исчисляется по формуле (1.4):


,                                   (1.4)


где СНПi – прогнозный совокупный налоговый потенциал регионов;

Нпi0 – налоговый потенциал регионов (областей, районов) по основным видам налогов.

Следует подчеркнуть, что налоговый потенциал характеризует доходные возможности той или иной территории и является базовой основой при расчетах налоговых доходов, которые мы относим к категории налогового ресурса муниципального образования.

Налоговый ресурс территории в отличие от налогового потенциала учитывает погашение части недоимки прошлых лет и размер предоставляемых налоговых льгот в планируемом году.

Налоговый ресурс регионов рассчитывается по каждому из основных видов налогов по формуле (1.5):


,                                          (1.5)


где НРi0 – плановый налоговый ресурс по основным налогам регионов;

Ндi0 – прирост недоимки по налогу – о в текущем периоде;

Лi0 – сумма льгот по налогу в планируемом году.

Таким образом, рекомендуемая методика позволит органам власти обеспечить согласованность бюджетного планирования, осуществляемого финансовыми, налоговыми и экономическими службами, в части определения налоговых доходов регионов в соответствии с особенностями и приоритетами экономической политики региона.

Измерение налоговых доходов с помощью показателей налогового потенциала дает следующие преимущества:

-         повышается заинтересованность органов местного управления в сокращении налоговых недоимок, так как снижение собираемости налогов не будет компенсироваться увеличением объемов финансовой помощи из выше стоящего бюджета;

-         повышается заинтересованность использования налоговой базы, что предполагает отказ от предоставления необоснованных налоговых льгот, выявления незарегистрированных налогоплательщиков.

Методика предназначена как для оценки и прогнозирования налоговых доходов регионов в процессе бюджетного прогнозирования и подготовки проектов законов о бюджете на очередной финансовый год, так и для выполнения более объективного распределения средств финансовой помощи среди отдельных образований (районов) на уровне региона республики.


3.2 Перспективы развития системы местного налогообложения в Казахстане

Для стран с рыночной экономикой вопросы совершенствования налоговой системы и налогового законодательства являются одними из постоянных процессов.

С приобретением независимости, как в правовой, так и в экономической сфере потребовались радикальные изменения. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система.

На сегодняшний день налоговая система Казахстана находится в состоянии постоянного совершенствования. Вся налоговая система, составные ее части должны быть ориентированы на стимулирование производственной и деловой активности. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения. Весь мировой опыт свидетельствует о том, что, достигнув определенной точки роста, налоги должны снижаться, иначе у плательщиков налогов стимул к производственной и иной деятельности снижается, появляется соблазн укрывать свои доходы. Поэтому близость к критической точке налоговых изъятий заставляет всесторонне анализировать ситуацию оптимальных уровней ставок налога.

Путем ужесточения налогообложения вряд ли можно перейти на новый качественный уровень. Любые меры по ужесточению могут вызвать сегодня отрицательную реакцию налогоплательщиков. Причем то, что сегодня наблюдается низкая собираемость налогов, это не всегда нежелание платить.

Одним из основополагающих принципов налоговой политики государства является то, что налоги должны быть по возможности минимальными. Как писал Л. Эрхард: «…надо признать весьма справедливым пожелания, как всех граждан, так и хозяйствующих кругов, направленные на снижение налогового бремени». И далее он отмечал, что если «стабилизация расходов, и развитие производительности будет теми же темпами, легко себе представить и вычислить как снижение налогов окажется возможным. Только таким путем можно добиться настоящего и реалистичного решения угнетающей всех нас налоговой проблемы».

Отдавая должное содержанию налоговой и бюджетной политики, на наш взгляд, следует отметить, что существующая система местного налогообложения, в свете стратегических, планов развития Казахстана, требует дальнейшего совершенствования и обеспечения стабильности основных принципов, заложенных в налоговое законодательство, которое позволит обеспечить поступательное развитие экономики государства, поможет создать достаточный уровень жизни населения страны. Это во многом зависит от правильного выбора стратегии и тактики налоговой реформы, умения предвидеть все, даже самые отдаленные, ее социально – экономические и политические последствия и факторы, которые могут вызвать какие либо отклонения, способности четко реагировать на эти отклонения от заданных параметров и быстро их корректировать путем внесения в предварительные расчеты необходимых поправок.

Необходимо отметить, что сегодня в Казахстане имеются некоторые успехи в налоговой системе, исполнении бюджета, достигнута стабилизация основных макроэкономических показателей. Сделаны значительные шаги по созданию эффективной бюджетной системы.

Казахстан одним из первых государств СНГ принял закон о налогах. Принятие его в 1995 году сыграло значительную роль в становлении финансовой системы республики, структурировании всех обязательных платежей в бюджет, определении способов начисления и взимания налогов.

Успешно проведены процессы реформирования в системе государственных доходов, концентрации в пределах одного ведомства всех фискальных органов, связанных вопросами контроля за поступлением средств государственного бюджета.

Проводится работа по совершенствованию налогового законодательства. Принят новый Налоговый кодекс, учитывающий перспективы развития экономики и направленный на создание благоприятной среды оптимального сочетания интересов государства и налогоплательщиков, объединение всех нормативно-правовых актов в рамках одного законодательного акта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.