Рефераты. Финансовые ресурсы ОАО "Хабаровский грузовой автокомбинат"

е) прочие каналы привлечения средств извне. (Важнейшим таким каналом является финансовый рынок, обеспечивающий перераспределение свободного финансового капитала.)

В зависимости от источников образования, финансовые ресурсы предприятия можно классифицировать на:

·                    образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств;

·                    мобилизуемые на финансовом рынке;

·                    поступающие в порядке перераспределения.

Предприятие автомобильного транспорта считается учрежденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации местным органом власти по месту создания предприятия. Данные о государственной регистрации в месячный срок сообщаются в Министерство Финансов Российской Федерации для включения предприятия в Государственный реестр.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях автомобильного транспорта выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают:

-         выручка от реализации выбывшего имущества,

-          устойчивые пассивы,

-          различные целевые поступления (плата за содержание детей в до школьных учреждениях и т.д.),

-         мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.

Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям автомобильного транспорта; могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.

Поэтому в значительной части капитальные вложения обеспечиваются из национального дохода, причем в капитальные затраты реинвестируются прежде всего собственные финансовые ресурсы предприятия; сюда направляется также акционерный и паевой капитал, мобилизуемый на финансовом рынке, привлекаются кредитные ресурсы, а в особых случаях, специально оговоренных в решениях правительства — бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов[10].

Процесс формирования финансовых ресурсов автотранспортного предприятия влияет на показатели финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость предприятия – это независимость его в финансовом отношении и соответствие состояние активов и пассивов компании задачам финансово-хозяйственной деятельности. В российской практике обобщающим показателем финансовой устойчивости компании является излишек или недостаток средств для формирования запасов и затрат, получаемый в виде разницы величины источников средств и величины запасов и затрат. Это по сути дела абсолютная оценка финансовой устойчивости[11].

Влияние процесса формирования финансовых ресурсов автотранспортного предприятия на его финансовую устойчивость можно проследить с помощью следующих финансовых коэффициентов[12]:

- коэффициент соотношения заемных и собственных средств;

- коэффициент долга;

- коэффициент автономии;

- коэффициент финансовой устойчивости;

- коэффициент маневренности собственных средств;

- коэффициент устойчивости структуры мобильных средств;

- коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования.

Из названных семи коэффициентов только три имеют универсальное применение независимо от характера деятельности и структуры активов и пассивов предприятия: коэффициент соотношения заемных и собственных средств, коэффициент маневренности собственных средств и коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования[13].

Все три универсальных коэффициента финансовой устойчивости взаимосвязаны факторами, определяющими их уровень и динамику. Все они ориентируют предприятие на увеличение собственного капитала, при относительно меньшем росте внеоборотных активов, то есть на одновременное повышение мобильности имущества.

1) Коэффициент соотношения заемных и собственных средств показывает, сколько заемных средств предприятие привлекло на рубль собственных.


Кфр=ЗС/СС=(с.590+с.690)/с.490,


где Кфр – коэффициент соотношения заемных и собственных средств;

ЗС – заемные средства.

Оптимальное значение этого показателя, выработанное западной практикой – 0,5. Рост показателя свидетельствует об увеличении зависимости предприятия от внешних финансовых источников, то есть, в определенном смысле, о снижении финансовой устойчивости и нередко затрудняет возможность получения кредита.

В российской практике установленное нормативное значение данного коэффициента – меньше 0,7. Превышение указанной границы означает зависимость предприятия от внешних источников средств, потерю финансовой устойчивости.

2) Коэффициент долга (индекс финансовой напряженности) – это отношение заемных средств к валюте баланса:


Кд=ЗС/Вб=(с.590+с.690)/с.700,


где Кд – коэффициент долга;

Вб – валюта баланса.

Международный стандарт значения данного коэффициента - до 0,5. Если доля заемных средств в валюте баланса снижается, то налицо тенденция укрепления финансовой устойчивости предприятия, что делает его более привлекательным для деловых партнеров.

3) Коэффициент автономии (финансовой независимости) – это отношение собственных средств к валюте баланса предприятия:


Ка = СС / Вб = с. 490 / с.700,


где Ка – коэффициент автономии.

Коэффициент автономии является наиболее общим показателем финансовой устойчивости предприятия.

Оптимальное значение данного коэффициента – 0,5, то есть желательно, чтобы сумма собственных средств была больше половины всех средств, которыми располагает предприятие. В этом случае кредиторы чувствуют себя спокойно, сознавая, что весь заемный капитал может быть компенсирован собственностью предприятия. Рост этого коэффициента говорит об усилении финансовой устойчивости предприятия.

4) Коэффициент финансовой устойчивости – это отношение итога собственных и долгосрочных заемных средств к валюте баланса предприятия:


Кфу = ПК / Вб = (с. 490 + с. 590 – с. 190) / с. 700,


где КФУ – коэффициент финансовой устойчивости.

Оптимальное значение этого показателя составляет 0,8-0,9.

5) Коэффициент маневренности собственных источников – это отношение его собственных оборотных средств к сумме источников собственных средств:


Км = СОС/СС = (с.490 – с.190) / с. 490


где Км – коэффициент маневренности собственных источников.

Коэффициент маневренности собственных источников, показывает величину собственных оборотных средств, приходящихся на 1 руб. собственного капитала. Этот показатель по своей сути близок к показателям ликвидности. Высокое значение коэффициента маневренности положительно характеризует финансовое состояния компании, а также убеждает в том, что управляющие предприятием проставляют достаточную гибкость в использовании собственных средств.

С финансовой точки зрения, чем выше коэффициент маневренности, тем лучше финансовое состояние.

6) Коэффициент устойчивости структуры мобильных средств – это отношение чистого оборотного капитала ко всему оборотному капиталу:


К уст.мс.=(ОБ-КП)/ОБ=(с.290-с.690)/с.290,


где К уст.мс. – коэффициент устойчивости структуры мобильных средств;

ОБ – величина оборотных активов;

КП – краткосрочные пассивы.

7) Коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками – это отношение собственных оборотных средств к оборотным активам. Он показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных источников и не нуждаются в привлечении заемных:


К СОС= СОС/ОК=(с. 490 – с. 190) / с. 290,


где Ксос – коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками.

Расчет показателей финансовой устойчивости дает часть информации, необходимой для принятия решения о целесообразности привлечения дополнительных заемных средств. Наряду с этим для предприятия важно, как оно может расти без привлечения источников финансирования[14].


1.3 Использование финансовых ресурсов предприятия автомобильного транспорта


Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:

- платежи органам финансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств. Сюда относятся: налоговые платежи в бюджет, уплата процентов банкам за пользование кредитами, погашение взятых ранее ссуд, страховые платежи и т.д.;

- инвестирование собственных средств и капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства и техническим его обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии, использование “ноу-хау” и т. д.;

- инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке: акции и облигации других фирм, обычно тесно связанных кооперативными поставками с данным предприятием, в государственные займы и т. п.;

- направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социального характера;

- использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т. п.[15]

С переходом на рыночные основы хозяйствования необычайно возрастает не только роль руководителей предприятий, членов правлений акционерных компаний, но и финансовых служб, игравших второстепенную роль в условиях административно-командных методов управления. Изыскание финансовых источников развития предприятия, направлений наиболее эффективного инвестирования финансовых ресурсов, операции с ценными бумагами и другие вопросы финансового менеджмента становятся основными для финансовых служб предприятий в условиях рыночной экономики. Суть финансового менеджмента заключается в такой организации управления финансами со стороны соответствующих служб, которая позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке, покупая и перепродавая ценные бумаги. Достижение успеха в области финансового менеджмента во многом зависит от такого поведения работников финансовых служб, при котором главными становятся инициатива, поиск нетрадиционных решений, масштабность операций и оправ данный риск, деловая хватка.[16]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.