|
||
|
Цицерон склоняется к мысли о том, что наиболее общие понятия (категории) включают в себя опыт предков, передаваемый генетическим способом - это "врожденные впечатления души". |
|
|
Эмпиризм: из знания фактов складывается общечеловеческий опыт, из опыта рождаются идеи. |
|
|
Причины страдания-невежество, неразумие, предрассудки, страх перед неопределенностью. |
|
|
В зависимости от достигнутой степени совершенства, чистоты и раскрепощенности от чувственных телесных побуждений Душа переходит в другой организм - либо высший, либо низший, - и через множество инкарнаций возвращается в мир идей. |
|
|
Главным объектом критики Аристотелем Платона был тезис о самостоятельном, изолированном от вещного мира существовании мира идей. Идеям необходимо найти место среди мира фактов. |
|
|
Идеальная - Разум, состоящий из идей. Он должен направлять Волю на предметные действия и совместно с Волей обуздывать Страсти. |
|
|
Преобладание в индивидуальной душе "золота", "серебра" или "меди" -основание для причисления индивида к определенному классу. |
|
|
По Аристотелю, поведением человека руководят две детерминанты: 1) обычные действия направляются чувствами и идеями; 2) поступками же руководят волевые привычки. |
|
|
Разум как способность человека мыслить все, в том числе и самого себя, и свои ментальные образования (восприятия и мысли, чувства и эмоции). Разум полагается эпицентром (целью) всех живых отправлений индивида - рождения, деятельности, обучения, самосовершенствования и т. п. |
|
|
"Без воплощенья в ином - мысли тебе не найти" - Парменид. Собственная мысль может стать объектом исследования только при том условии, если она сформулирована словами. Когда она становится понятной адресату, тогда и ее автор обретает понятийное видение сказанного. Невысказанная мысль - аморфна, изменчива, фрагментарна и туманна. Но мысль изреченная - есть ложь (Тютчев),если не связывать ее с конкретикой совместного с адресатом бытия. Итак, речь как осознание мысли дает начало логической организации наших высказываний, а речь как поступок - этической организации общения. |
|
|
В любой данный момент предмет мысли есть лишь содержание нашей мысли о предмете, и, наоборот, мыслимый нами предмет и есть реально существующий для нас предмет. (Принцип тождества мышления и бытия). |
|
|
Наперекор рационалистической традиции, заложенной парменидовским принципом, выступали Киркегор, Шопенгауэр и Ницше (19в.). «Всё действительное - неразумно, всё разумное - недействительно.»- С. Киркегор; «Чувственно воспринимаемый мир - создание интеллекта; бытие же «в себе» разумом не познаваемо!»- А. Шопенгауэр. «То, что может быть мыслимо, наверняка есть фикция, »- Ф. Ницше. |
|
|
Гармоническая душа, сопряжённая с достойным образом жизни данного человека, переходит в более совершенное тело и наслаждается счастливой жизнью; поражённая пороками душа переходит в тела животных и вынуждена довольствоваться скотским образом жизни. |
|
|
От тел отделяются их тонкие подобия - "эйдолы", которые, проникая через органы чувств в тело, производят в нас восприятие вещей. |
|
|
Опыт наблюдений и размышлений. |
|
|
В сущности, это процесс припоминания того, что душа ранее уже поимела, пребывая в мире идей. Мысленное восхождение к сущности вещи, толчок к которому даёт чувственное восприятие внешних вещей, есть процесс дискурсивного воссоздания в сознании некоторых глубинных содержаний самой человеческой души. |
|
|
До своего «падения» в тело Душа находилась в мире идей и все их близко сопереживала (интим!). Поэтому главное и существенное она уже знала до встречи с объектом познания (априори), нужно лишь восстановить это и очистить от эмоциональных наслоений. |
|
|
Разум заключён в голове, Воля - в сердце (груди), вожделения - в животе и ниже. |
|
|
«Идея» - это одновременно и истина, и идеал. Благодаря первому определению идею можно отождествить с сущностью вещи, а благодаря второму идея может непосредственно воздействовать на вещи. |
|
|
Удивление, смутное чувство, что здесь что-то не так, даёт импульс для особого рода деятельности - познания. Чувственность озадачивает, разум ищет ответы. |
|
|
Принимая во внимание, что сущность каждого человека обнаруживается в его личности, а последняя есть некий индивидуальный проект человека вообще, можно сказать, что индивидуальная душа есть «падшая» в тело Идея человека, испорченная плотскими аффектами и обременённая бытейскими заботами. Но она не утратила своей тяги к совершенству, к полёту в вечное, к тому, что дорогого стоит. |
|
|
Главная роль отводится Душе, т.к. ей изначально присуще стремление к познанию и благу. Расшифровывая чувственную информацию, Душа вдруг «узнаёт» в вещи её сущность, родственную её собственным потаённым интенциям. |
|
|
«Есть желания естественные и необходимые; есть желания естественные, но не необходимые, и, наконец, есть желания и не естественные и не необходимые. Богатство, требуемое природой, ограничено и легко достигаемо, а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности». (Эпикур). |
|
|
Разум выделяет в показаниях разных органов чувств общие свойства вещи и тем самым обретает возможность различить ощущаемое (саму вещь) и ощущение (образ вещи). Выделив вещь как нечто вне и независимо от нас существующее, разум обретает сверх того возможность знать различие сладкого и белого как различие моих собственных ощущений, поставляемых разными органами чувств. Иначе говоря, благодаря разуму чувственная информация становится знанием и вещей, и моих собственных ощущений. |
|
|
Это то, что обеспечивает функциональную целостность здорового организма вопреки действию возмущающих факторов; что сохраняет индивида в изменяющемся мире; что предопределяет самосовершенствование субъекта через постановку и достижение целей. Всё это обозначается термином «энтелехия». Суть человеческой души - энтелехия. |
|
|
Стоики полагают что существуют две реципрокные пары аффектов: удовольствие - неудовольствие, страх - вожделение. Все они вредны, поэтому нужно учиться их сдерживать и ставить под контроль. Иначе их сила заглушит голос разума и выльется в поступки постыдные и предосудительные. Получается, что эмоции хоть и естественное, но неразумное. |
|
|
Душа бестелесна, внепространственна, движет и одушевляет тело. Стремится к идеалам красоты, добра и справедливости, способна постигать истину. |
|
|
Проблема истины (как разорвать путы чувственности?) и её критерия (сила предрассудков большинства кажется неодолимой). |
|
|
Во - первых, сомневаться в каком - либо частном мнении, значит допускать для него возможность быть истинным. Во - вторых, высказывать сомнение по тому или иному поводу, значит навязывать аудитории предпочтение к обратной позиции. Ни к тому, ни к другому скептик не стремится. Пусть каждый остается при своем мнении, каждое из которых равно далеко отстоит и от истины, и от социальной значимости. За что же тогда упрекать скептика? Позиция - безупречная (и лукавая!, - добавим от себя). |
|
|
Он резко противопоставляет мир видимости (объект мнения) миру, зримому лишь философским умом. Первый мир пронизан заблуждениями людей, поэтому он подпадает под категорию «не-бытие». Лишь второй мир и озарён светом истины и излучает его (=бытие). |
|
|
Существует множество разных (в т.ч. контрадикторных) мнений. Истина - не более, чем претензия носителя отдельного мнения на исключительность. Всякое человеческое представление недостоверно, относительно, субъективно и сомнительно. Мудрость состоит не в утверждениях, а в отказе от однозначных суждений ("ЭПОХЭ"). Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
|
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.