|
|
|
|
Как возникает понятие? |
|
|
Существуют ли врожденные понятия? |
|
|
Какая полезная функция философии эксплицирована стоиками и звучит как обращение? |
|
|
Что завещал Сенека своим друзьям и близким, и как аргументировал свое завещание? |
|
|
Какое влияние оказал стоицизм на последующие эпохи? |
|
|
Как Эпикур относился к телеологии Аристотеля? |
|
|
Упраздняет ли Эпикур богов и что это такое? |
|
|
К какому типу можно отнести теорию познания Эпикура? |
|
|
Какую полезную функцию философии открыл Эпикур? |
|
|
Основной тезис скептицизма? |
|
|
Назовите крупнейших скептиков. |
|
|
К чему стремится вся природа и человек, в частности? |
|
|
Каково различие между скептицизмом и догматизмом? |
|
|
Способен ли скептик, усомнится в справедливости собственной позиции? |
|
|
Различие между скептицизмом и диалектикой? |
|
|
Последняя философская школа античности? |
|
|
Что такое “эманация”? |
|
|
Что такое “эволюция” (“инволюция”)? |
|
|
Соприкасается ли человеческая душа с Богом? |
|
|
Какое значение имел неоплатонизм для средневековой теологии? |
|
|
Какой девиз созвучен семантике слова “философия” и мог бы служить оправданием профессионального выбора философа? |
|
Компендиум
ответов по античной философии.
Раздел I. Онтология
№п/п
Ответы
Бытие как вещь, бытие как субстанция вещей, бытие как деятельность человека и бытие как истина.
Сущность состоит в разумности человека, т. к. главным регулятором поведения
людей является Разум.
Фалес - это вода (она есть всюду и может принимать любую форму);
Анаксимандр - это апейрон (бескачественное и бесконечное по числу начало);
Анаксимен - это воздух (необходим, пластичен, реально существует, но сам не виден);
Гераклит - это огонь (самое динамичное и самосохраняющееся начало);
Эмпедокл - это четыре стихии природы (земля, вода, воздух и огонь), элементы
которых связываются в семени конкретной вещи
Жизнь человека должна быть разумной, т. е. согласной с Разумом, и естественной,
т. е. согласной с природой.
Открывающийся философу мир-един, однороден, неизменен и самодостаточен.
Упраздняется Бог как творец всего сущего: если любая вещь может возникнуть
естественным путём, то зачем тогда творец?
По большей части (растительной и животной) душа человека смертна; исключение делается однако для самой высшей части души - разумной, которая безлична и бестелесна. Эта часть души предстает в виде логики и научного
знания.
"Бог вначале сформировал материю в виде цельных, массивных, твердых, непроницаемых, движущихся частиц, которые настолько устойчивы, что никогда не изнашиваются и не распадаются на части. Из факта существования мира следует, что изменения материальных вещей могут быть приписаны единственно расщеплению и установлению новых связей и движений этих вечных частиц".
И. Ньютон
Неделимые, неизменные, простые, неуничтожимые и несотворимые, неощутимые и движущиеся по пустотам частицы тел; тела же, будучи сцеплениями множества атомов, благодаря тонким истечением с их поверхности "копий", вызывают в нас различные ощущения.
Архитектор мира - Демиург создал посредством смешения Идей с бесформенной материей мировую Душу, т.е. создал «одушевлённую» материю, способную к развитию; из неё и произошли все тела.
Таковая возможность допускается Аристотелем для двух предельных случаев, а именно, когда речь идет о Боге и когда говорят о бессмертной части души - о человеческом Разуме. И то, и другое - суть "чистые" формы. Таким образом, "чистые" формы - это идеализированные объекты мышления = абстракции.
Форма вещи, взятая в качестве цели, влечёт ряд изменений в направлении к
финалу.
Пифагорейский термин «космос» означал порядок. В целом же для античной философии под этим словом разумелась открытая наблюдению среда обитания человека или эмпирически известные сферы жизненных отправлений индивида: природная среда, государство-полис и микрокосм душевной жизни.
Это истечение, излучение, ступенчатый переход от всереальнейшей и всесовершенной сущности - некой абсолютной полноты бытия (Бога, Блага, Единения и т.п.), - к менее совершенным ступеням или формам (вещам, животным, человеческим расам и т. д.).
Они опровергают, по мнению Зенона, учение Эмпедокпа о множественности начал, а также тезис Гераклита «Все течет». И то, и другое присуще только миру видимости, а не подлинному бытию.
Парменидовские миры неравноправны и несовместимы друг с другом. Мир видимости выступает как реальность лишь в силу того, что многим людям не дано прорваться в умопостигаемый мир. Безусловной реальностью обладает лишь умопостигаемый мир, но из него нет пути назад - чувственно данная конкретика вещей не выводима из структур умопостигаемого мира. Выбор между бытием и не-бытием и должны сделать сами люди, поскольку они мыслят.
В целом - это вселенский Разум, который привел в целесообразный порядок хаотическое множество гомеомерий; но это вместе с тем и присущее вещам их качественное своеобразие.
Вопрос об архе, т.е. о первоматерии (первовеществе, первоначале) как об истинно сущем. Признаки архе: прямо или опосредованно воздействует на органы чувств; не возникает и не уничтожается; служит исходным материалом для прочего многообразия вещей.
Все они стремятся к совершенствованию, одухотворению, воплощению в себе идеального; к осуществлению идеалов знания, добра и красоты.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.