Рефераты. Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии
  1.  

Диалоговый метод философствования органически объединяет в себе логическую и этическую компоненты общения, что значительно, повышает КПД и познания (ум - хорошо, а два - лучше!), и общения (ради чего лясы точим?).

  1.  

Разновидность риторики - спор ради победы над собеседником.

  1.  

1) Ограничить тему и задать вектор продвижения. 2) Преодолеть сопротивление (субъективизм, инерция привычек) другой стороны; 3) Обеспечить добровольный выход собеседника на нужный результат.

  1.  

Этос и Логос ритора, выделяя в первом деструктивные приемы и конструктивные правила, а во втором - общие принципы ведения диалога и их частные (операциональные) требования.

  1.  

По мнению Платона, в то время как другие люди всуе считают, будто они располагают знанием о том, что такое добродетель, благо, мудрость и т. д., Сократ - единственный, кто сознается в своем полном невежестве касательно этих понятий и старается найти концензус среди сограждан посредством строго организованного общения (диалога).

  1.  

"Риторика - это словесное искусство делать человека рабом по его собственной воле". (Горгий)     

  1.  

"Прежде чем станешь вещать, научись же порядочно мыслить; книги философов могут тебя в том достойно наставить!" Квинт Гораций Флакк.

  1.  

Как принцип развития, так и принцип всеобщей взаимосвязи, введенные Гераклитом, выполняют важную мировоззренческую роль - позволяют исходить из имманентного самой природе порядка, упраздняя Бога как объяснительный принцип. Законы диалектической логики, впервые угаданные Гераклитом, являются предельно широкими по охвату рациональным способом всех возможных вариаций. Все, что допускает наш человеческий разум, не может выходить за пределы, полагаемые законами диалектики. За этими пределами -хаос, иррациональное, сумасшествие. Следовательно, структура мыслимого объекта не может не совпадать с модусами (законами) диалектической логики.

  1.  

Предметная и беспредметная спекуляция. Беспредметная спекуляция довольствуется комбинаторикой слов в соответствии с логикой здравого смысла и рече - язвиковыми нормами (" Материя - первое подлежащее всякой вещи".); предметная спекуляция ("диалектическая метода" - Платон) ставит своей задачей прорыв к экстралингвистическим реалиям - общественным связям или естественно - природной необходимости.

  1.  

В одну и ту же реку нельзя войти и один раз". - Кратил. Это утверждение выводится как из факта изменений объекта наблюдения, так и из факта преобразований в самом наблюдателе. Устраняя точку отсчета (момент устойчивости), можно любой предмет утопить в потоке изменений. В то время как диалектика полагает изменчивость и устойчивость соразмерными предмету познания, релятивизм абсолютизирует изменчивость всего сущего, привнося тем самым в картину субъективный произвол.

  1.  

Интроспекция - «Познай самого себя!» и спекуляция – «Узнай больше, чем сказано!». Фиксировать что и как происходит в собственной душе, когда, например, решают задачу, действительно необходимо при исследовании этических канонов или при создании науки логики. Судить с понятием и правильно заключать можно, лишь располагая достаточными знаниями о предмете и владея логикой. «Многознайство не делает человека умным». Гераклит

 

Раздел IV. Этика и религия.

 

№п/п

Ответы

  1.  

Неустанное превозмогание себя влечет отсутствие аффектов, способных выйти из-под контроля разума.

  1.  

"Жизнь вне поиска недостойна быть прожитой для человека". Апология Сократа

  1.  

Культура создаётся и служит для счастья и блаженства людей - разумный человек должен стремиться к освоению достижений культуры; гедонизм сводит счастье человека к получению чувственных удовольствий, а эвдемонизм видит счастье в спокойном и радостном расположении духа; обе отвергаемые Аристотелем крайности зацикливаются на благополучии индивида, эвдемонизм же поднимается до признания благополучия и других людей равного собственному благополучию. В силу этого мы от некоторых удовольствий вынуждены отказываться.

  1.  

Страдание преодолевается опять-таки на путях познания - нужно разобраться в истинных причинах наших страхов и неудовольствий.

  1.  

Добродетели этические и дианоэтические. Первые - это умение правильно поступать, т. е. добродетели практические; вторые - это способность проникать в ситуацию и правильно мыслить, а также принимать решения со знанием дела, т.е. добродетели теоретические.

  1.  

Утоляемая посредством акта жажда жизни дарит нам радость открытия нового, неизведанного. Что найдешь на дне бутылки, кроме познания? Следовательно, в конечном счете, высшее удовольствие не в физиологическом состоянии опьянения, а в приращении знания; это удовольствие от познания, т. е. духовная радость.

  1.  

Приобретаемая посредством упражнения способность разума определять и во всём придерживаться «золотой середины».

  1.  

Сначала они считали материальные блага искушением на пути к добродетельной, разумной жизни, так как именно из-за них и разгораются страсти в обществе. Затем стали исповедовать безразличие к ним. В итоге же признали, что некоторые блага могут способствовать росту добродетели.

  1.  

Два разных жизненных подхода: один ориентирует на поиск удовольствий (Жги!), другой - на сокращение даже естественных нужд - «Лучше умереть, чем наслаждаться!»

  1.  

В изживании ложных желаний и потребностей, в несуетности и простоте образа жизни («назад к природе!»), в наслаждении свободой и независимостью от всех внешних притязаний («гражданин мира»).

  1.  

Независимая простота - довольствуйся простым, чтобы ни от кого не зависеть.

  1.  

Законы разума - это и есть нравственные каноны; канон - это то, к чему люди пришли, исходя из разнообразных резонов; следовательно, что разумно, то и нравственно;   поступки  должны   и   судиться   и   определяться   исключительно разумом; ему одному и необходимо подчинить эмоции, чувства и желания.

  1.  

Через понятия о благе, добре, зле и т.д.; через личность философа (его соответствие идеалу мудреца); через образ жизни, пронизанный стремлением к истине.

  1.  

Бог - «Перводвигатель»; это хотя и главное, но не единственное определение Бога Аристотелем. Возможны и другие предельные случаи, а значит и дополнительные определения - «Чистая актуальность», «Абсолютное совершенство».

  1.  

Счастье человек достигает, избегая неудовольствия и неприятностей, выбирая лишь те удовольствия, за которыми не следует разочарование и скука; умеренно и благоразумно наслаждаясь благами жизни, общаясь с людьми сходного образа мыслей. Эпикуреец стремится обрести свое счастье на путях познания действительных причин событий.

  1.  

Природа сама по себе разумна; только не каждому это дано понять. Следовательно, жить согласно разуму - естественно для человека. Совершенно то, что строится по законам природы, в согласии с ней. Разум - естественное достояние человека; поэтому жить естественно - значит жить по законам разума. Но не всегда справедливо обратное (пример: аффекты).

  1.  

Автономия личности состоит в свободе выбора и самозаконности реализующего этот выбор поступка: человек подчиняется, прежде всего, таким законам, которые ему диктует собственный разум.

  1.  

В мудрости, в философском познании мира идей, так как, лишь войдя в него, человеку можно узреть свою собственную сущность и предназначение.

  1.  

"Мудростью, как и красотой, мой друг, можно располагать двояко: продавать всякому, кто готов уплатить ("проституты философии"), и обучать лишь достойных" - Сократ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.