Рефераты. Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии
  1.  

Целеполагание свойственно человеческому разуму, а не природе. В ней нет никаких целевых причин и никакого целенаправленно действующего разума. В природе все совершается по законам динамической зависимости, правда, с небольшими отклонениями ("клинаменами").

  1.  

Материальная, формальная, динамическая и целевая причины.

  1.  

Это философия объективного идеализма: господствующий в мире порядок имеет духовную природу, но не является , однако, творением человеческой головы; в человеческом мышлении он лишь наиболее выразительно заявляет о себе.

  1.  

Термин означает то, что поистине, реально существует, - вещь как нераздельное единство материи и формы.

  1.  

Так как идеям сопутствуют понятия, мир идей устроен по иерархическому принципу - аналогично полной и совершенной системе понятий. Иерархическая система идей предполагает субординацию низших идей высшим. У Платона вся пирамида идей венчается высшей и всеобъемлющей идеей Блага (=Бога).

  1.  

Если мы живем разумно, то в нас развивается и обнаруживается мировой (божественный) дух, а мы сами становимся в чем - то подобны Богам. Душа человека - одно из звеньев мирового духа (разума или Бога).

  1.  

Огонь заключает в себе противоположности (холодного и горячего, твёрдого и газообразного и т.д.), переходящие друг в друга. «Всё в мире совершается через борьбу и по необходимости» Гераклит.

  1.  

Универсальной причиной всех перемен мыслится чисто механическое движение. Присущая ему необходимость исключает как случайность ("- выдумка глупцов для оправдания собственного невежества") так и целесообразность (камень не стремится угодить именно в голову, даже если последняя этого и заслуживает).

  1.  

Мир идей довлеет себе, первичен и самодостаточен; мир вещей зависим от него, вторичен, «подражает» ему как образцу и хочет, но не может достигнуть своего идеала. Мир идей - совершенное бытие, мир вещей - несовершенное, так как они вечно «текут», становятся, существуют и вместе с тем перестают существовать.

  1.  

Форма вещи есть и её непосредственная данность субъекту в актах восприятия, и её внутренняя предопределённость к сохранению или развитию (вид или эйдос вещи).

  1.  

Континуум развития всего сущего (=диапазон совершенства) задаётся снизу категорией «материя» и категорией «чистая актуальность» - сверху; первой придаётся смысл «Ничто»; второй - «Бог» (в религиозных терминах).

  1.  

Благодаря свойствам атомов (тяжесть?) изначально лишь вихревые движения атомов сами собой упорядочивались - происходило вращение, сгущение, разогревание, уплотнение и дифференциация агрегатов атомов.

  1.  

Всему присуще стремление к совершенству; к тому, чтобы «уподобиться» идеям, максимально воплотить их в себе.

  1.  

Это космический эрос как порыв к продолжению жизни, к слиянию с предметом своих вожделений (идеалом). Космическая плоть (материя) стремится самоутвердиться через уподобление идеалу и обретение совершенных форм.

  1.  

Это делимые до бесконечности части тел, каждая из которых обладает качествами наблюдаемых, однородных тел (качествами воды, земли, золота, кости, мяса, рыбы и т. п.).

  1.  

Процесс обратный эманации - есть эволюция. Суть - восхождение по ступеням иерархии от менее совершенных форм к более совершенным (от множественности к единому, от материального к духовному, от тварного и вторичного к творящему, первоначальному).

  1.  

10 признаками: 1) данность как факт или допускаемая разумом возможность; 2) качество; 3) число; 4) отношение обладания (иметь или не иметь); 5) место; 6) длительность; 7) состояние (движение или покой); 8) действие; 9) страдание; 10) направление перемен.

  1.  

Всякая вещь есть процесс, включающий в себя становление, бытие и гибель; она существует в своей внешней определённости и одновременно не существует по своей тенденции; всё сущее ранее не существовало и обречено умереть.


Раздел II. Гносеология и психология.

 

№п/п

Ответы

  1.  

Приобщится душой к Богу человек может в исключительных случаях, "когда он оказывается в состоянии сверхумного экстаза". Именно тогда в истерзанную сомнениями и страданиями душу и проливается божественный свет. С этого момента его одолевает стремление быть подобным Богу.

  1.  

Повторяющиеся впечатления фиксируются в душе и, благодаря наложению их друг на друга, образуют "ядро" понятия, которое в последующем начинает "рассказываться" словами.

  1.  

Так как нравственный канон первоначально рождается в душе индивида (как некий укор совести!), то, познавая самого себя, я обретаю ключ к расшифровке мотива поступков других людей, а, наблюдая жизнь во всех её проявлениях, я обретаю ясность в отношении собственных мотивов. Вызревающее таким путём понятие о каноне затем обретает свою общезначимую формулировку посредством обсуждения (диалога).

  1.  

Возможность подобных знаний следует признать. Всякое знание начинается с опыта, но не всякое знание целиком выводимо из опыта. Возможно и такое знание, источником которого является не опыт (мириады сенсорных фактов), а сам Разум. Именно подобные знания дают начало наукам и могут стать предметом разнообразных доказательств.

  1.  

Это происходит по явному недоразумению. Трудно осознать тот факт, что собственную смерть установить никто не может. Когда мы есть, то смерти нет для нас; когда же наступает смерть, то нас уже нет для нее. "Смерти нет, ребята!"

  1.  

Познание природы, ее устройства и законов, а так же оценка переживаний с точки зрения их ценности, значения и последствий.

  1.  

Мотивы человеческого действия весьма разнообразны:  потребности,  страсти, желания, склонности, эмоции и интересы.

  1.  

Мудрость - добродетель разума, мужество - добродетель воли, умеренность - добродетель страстей.

  1.  

Каждая      из      стадий      («влечение»,      «влюблённость»,      «сотрудничество»,

«божественная любовь») пронизана стремлением к идеалу.

1.Женщина и мужчина - каждый ищет свою половину.

2.Отождествление   избранника  с   идеалом  делает  обе   половины  слепыми   к

недостаткам друг друга.

3.Распределение семейных обязанностей в соответствии с талантами делает

супругов незаменимыми друг для друга.

4.Любовь сбрасывает свою половую определённость и становится стремлением к

вечной красоте и совершенству.

  1.  

Опыт, искусство, наука. Знание о частном и общем. Практическое и теоретическое знание. Знание вероятное и достоверное (доказательное).

  1.  

Чтобы можно было знать вещь в ее общих свойствах, независимых от чувственной модальности ощущений, т.е. чтобы знать вещь как таковую, а не простой набор разнообразных чувственных качеств (красноты, кислоты, шаровидности и т. п.).

  1.  

Субстанцией нашего "Я" являются ощущения; устраните ощущения - и угаснет "Я";-и дифференцированные прежде ощущения сольются в сплошной поток чувственности.

  1.  

Платон полагал, что внутренний мир человека - это общежитие трёх разных душ - аффективной, мужественной и разумной; доминирование одной из них определяет принадлежность человека к одному из трёх социальных классов. Аристотель членил психику на три части: растительная душа (регулятор процессов роста и размножения), животная душа (регулятор поведенческих актов) и разумная душа (регулятор взаимодействий между людьми).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.