|
|
|
Целеполагание свойственно человеческому разуму, а не природе. В ней нет никаких целевых причин и никакого целенаправленно действующего разума. В природе все совершается по законам динамической зависимости, правда, с небольшими отклонениями ("клинаменами"). |
|
Материальная, формальная, динамическая и целевая причины. |
|
Это философия объективного идеализма: господствующий в мире порядок имеет духовную природу, но не является , однако, творением человеческой головы; в человеческом мышлении он лишь наиболее выразительно заявляет о себе. |
|
Термин означает то, что поистине, реально существует, - вещь как нераздельное единство материи и формы. |
|
Так как идеям сопутствуют понятия, мир идей устроен по иерархическому принципу - аналогично полной и совершенной системе понятий. Иерархическая система идей предполагает субординацию низших идей высшим. У Платона вся пирамида идей венчается высшей и всеобъемлющей идеей Блага (=Бога). |
|
Если мы живем разумно, то в нас развивается и обнаруживается мировой (божественный) дух, а мы сами становимся в чем - то подобны Богам. Душа человека - одно из звеньев мирового духа (разума или Бога). |
|
Огонь заключает в себе противоположности (холодного и горячего, твёрдого и газообразного и т.д.), переходящие друг в друга. «Всё в мире совершается через борьбу и по необходимости» Гераклит. |
|
Универсальной причиной всех перемен мыслится чисто механическое движение. Присущая ему необходимость исключает как случайность ("- выдумка глупцов для оправдания собственного невежества") так и целесообразность (камень не стремится угодить именно в голову, даже если последняя этого и заслуживает). |
|
Мир идей довлеет себе, первичен и самодостаточен; мир вещей зависим от него, вторичен, «подражает» ему как образцу и хочет, но не может достигнуть своего идеала. Мир идей - совершенное бытие, мир вещей - несовершенное, так как они вечно «текут», становятся, существуют и вместе с тем перестают существовать. |
|
Форма вещи есть и её непосредственная данность субъекту в актах восприятия, и её внутренняя предопределённость к сохранению или развитию (вид или эйдос вещи). |
|
Континуум развития всего сущего (=диапазон совершенства) задаётся снизу категорией «материя» и категорией «чистая актуальность» - сверху; первой придаётся смысл «Ничто»; второй - «Бог» (в религиозных терминах). |
|
Благодаря свойствам атомов (тяжесть?) изначально лишь вихревые движения атомов сами собой упорядочивались - происходило вращение, сгущение, разогревание, уплотнение и дифференциация агрегатов атомов. |
|
Всему присуще стремление к совершенству; к тому, чтобы «уподобиться» идеям, максимально воплотить их в себе. |
|
Это космический эрос как порыв к продолжению жизни, к слиянию с предметом своих вожделений (идеалом). Космическая плоть (материя) стремится самоутвердиться через уподобление идеалу и обретение совершенных форм. |
|
Это делимые до бесконечности части тел, каждая из которых обладает качествами наблюдаемых, однородных тел (качествами воды, земли, золота, кости, мяса, рыбы и т. п.). |
|
Процесс обратный эманации - есть эволюция. Суть - восхождение по ступеням иерархии от менее совершенных форм к более совершенным (от множественности к единому, от материального к духовному, от тварного и вторичного к творящему, первоначальному). |
|
10 признаками: 1) данность как факт или допускаемая разумом возможность; 2) качество; 3) число; 4) отношение обладания (иметь или не иметь); 5) место; 6) длительность; 7) состояние (движение или покой); 8) действие; 9) страдание; 10) направление перемен. |
|
Всякая вещь есть процесс, включающий в себя становление, бытие и гибель; она существует в своей внешней определённости и одновременно не существует по своей тенденции; всё сущее ранее не существовало и обречено умереть. |
Раздел II. Гносеология и психология.
№п/п
Ответы
Приобщится душой к Богу человек может в исключительных случаях, "когда он оказывается в состоянии сверхумного экстаза". Именно тогда в истерзанную сомнениями и страданиями душу и проливается божественный свет. С этого момента его одолевает стремление быть подобным Богу.
Повторяющиеся впечатления фиксируются в душе и, благодаря наложению их друг на друга, образуют "ядро" понятия, которое в последующем начинает "рассказываться" словами.
Так как нравственный канон первоначально рождается в душе индивида (как некий укор совести!), то, познавая самого себя, я обретаю ключ к расшифровке мотива поступков других людей, а, наблюдая жизнь во всех её проявлениях, я обретаю ясность в отношении собственных мотивов. Вызревающее таким путём понятие о каноне затем обретает свою общезначимую формулировку посредством обсуждения (диалога).
Возможность подобных знаний следует признать. Всякое знание начинается с опыта, но не всякое знание целиком выводимо из опыта. Возможно и такое знание, источником которого является не опыт (мириады сенсорных фактов), а сам Разум. Именно подобные знания дают начало наукам и могут стать предметом разнообразных доказательств.
Это происходит по явному недоразумению. Трудно осознать тот факт, что собственную смерть установить никто не может. Когда мы есть, то смерти нет для нас; когда же наступает смерть, то нас уже нет для нее. "Смерти нет, ребята!"
Познание природы, ее устройства и законов, а так же оценка переживаний с точки зрения их ценности, значения и последствий.
Мотивы человеческого действия весьма разнообразны: потребности, страсти, желания, склонности, эмоции и интересы.
Мудрость - добродетель разума, мужество - добродетель воли, умеренность - добродетель страстей.
Каждая из стадий («влечение», «влюблённость», «сотрудничество»,
«божественная любовь») пронизана стремлением к идеалу.
1.Женщина и мужчина - каждый ищет свою половину.
2.Отождествление избранника с идеалом делает обе половины слепыми к
недостаткам друг друга.
3.Распределение семейных обязанностей в соответствии с талантами делает
супругов незаменимыми друг для друга.
4.Любовь сбрасывает свою половую определённость и становится стремлением к
вечной красоте и совершенству.
Опыт, искусство, наука. Знание о частном и общем. Практическое и теоретическое знание. Знание вероятное и достоверное (доказательное).
Чтобы можно было знать вещь в ее общих свойствах, независимых от чувственной модальности ощущений, т.е. чтобы знать вещь как таковую, а не простой набор разнообразных чувственных качеств (красноты, кислоты, шаровидности и т. п.).
Субстанцией нашего "Я" являются ощущения; устраните ощущения - и угаснет "Я";-и дифференцированные прежде ощущения сольются в сплошной поток чувственности.
Платон полагал, что внутренний мир человека - это общежитие трёх разных душ - аффективной, мужественной и разумной; доминирование одной из них определяет принадлежность человека к одному из трёх социальных классов. Аристотель членил психику на три части: растительная душа (регулятор процессов роста и размножения), животная душа (регулятор поведенческих актов) и разумная душа (регулятор взаимодействий между людьми).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.