| 
          
             
 | 
 ||
| 
   | 
  
   Именно для предельных случаев концептуального рода и нужна Аристотелю категория «Бог» - в качестве «Перводвигателя», «Первопричины», «Энтелехии» и др.  | 
 |
| 
   | 
  
   Как и у Платона, материя сама по себе есть ничто, но в человеческом дискурсе это «первое подлежащее каждой вещи», способное превратиться в любую вещь; в философии Аристотеля материя - это вид бытия, обладающего 10 признаками.  | 
 |
| 
   | 
  
   Идеи существуют сами по себе и не нуждаются ни в материи, ни в вещах; по Аристотелю, форма и материя неразделимы: нет материи без формы, как нет и формы без материи.  | 
 |
| 
   | 
  
   «Первая» философия - Теология.  | 
 |
| 
   | 
  
   Атомы, вихрями двигаясь в пустоте, соединяются и разделяются друг с другом, зацепляясь и воздействуя один на других соприкосновением и толчком. Так вещи возникают и разрушаются, обмениваясь своими атомами.  | 
 |
| 
   | 
  
   Тела сложные, т. к. состоят из атомов, между которыми есть пустоты. Атомы же, напротив, просты, ни частей, ни пустот внутри себя не имеют. Именно поэтому их нельзя раздробить.  | 
 |
| 
   | 
  
   В любой вещи присутствуют крупицы земли, воздуха, воды и огня, объединяющиеся в семени.  | 
 |
| 
   | 
  
   Натурфилософские проблемы - это логически взаимосвязанные вопросы о естественных (природных) причинах наблюдаемых метаморфоз.  | 
 |
| 
   | 
  
   "Гомеомерии" - подобочастные, инвариантные.  | 
 |
| 
   | 
  
   Атомы и пустота: о существовании атомов можно заключить, наблюдая движение пылинок в солнечном луче; о существовании пустоты - из фактов разрезания, размельчения, деформации твердых тел, а также из возможности их перемещения в среде.  | 
 |
| 
   | 
  
   Природные взаимодействия сами по себе приводят к установлению более сбалансированных и пропорциональных соотношений между вещами - к росту гармонии среди всего сущего.  | 
 |
| 
   | 
  
   От хаотического состояния он приходит ко все большему порядку, которому имманентна необходимость и причинность.  | 
 |
| 
   | 
  
   Огонь - самое динамическое, наблюдаемое и активное начало, способное к самосохранению.  | 
 |
| 
   | 
  
   Душа имеет чувственные побуждения и аффекты, ставящие её в зависимость от вещей; для большинства людей, управляемых собственными страстями, производство и потребление материальных благ становится их жизненным уделом.  | 
 |
| 
   | 
  
   Она занимает промежуточное положение между двумя мирами и поэтому наделяется свойствами обоих. Это обстоятельство и делает возможными переходы между двумя мирами.  | 
 |
| 
   | 
  
   Различие состоит в соотношении (пропорциях) между материей и формой: чем совершеннее вещь, тем меньше в ней материи (потенциально неопределённого) и тем больше в ней актуально уже реализованного, т.е. вполне определённого (формы).  | 
 |
| 
   | 
  
   Число (мера) и гармония.  | 
 |
| 
   | 
  
   Общим вектором устремлений людей, а равно и природы в целом, является состояние атараксии - покоя, безмятежности и невозмутимости, или апатии -индифферентности к добру и злу, к истине или заблуждению.  | 
 |
| 
   | 
  
   Мельчайшие, неделимые (подобно атомам), но одушевленные частицы - "логои" могут сгущаться, образуя тела, и рассеиваться в мировом океане. Подобно тому, как некогда распался на "логои" единый и изначально разумный мировой Огонь.  | 
 |
| 
   | 
  
   Необходимость, характерная для факта восприятия, обеспечивается благодаря физическому воздействию на органы чувств отделяющихся от вещей «идолов» -материальных копий; последующая фиксация в душе этих копий влечет появление устойчивых образов.  | 
 |
| 
   | 
  
   Семя в потенции заключает в себе зачатки свойств будущей вещи; атомы безжизненны и обладают лишь формой, размером и расположением в пустоте относительно друг друга. Кроме того, они могут перемещаться, толкаться и сцепляться.  | 
 |
| 
   | 
  
   Трем составляющим души соответствуют три сословия в обществе, а также три космические силы: идея, материя и мировая душа.  | 
 |
| 
   | 
  
   Идеи бестелесны, не имеют чувственных качеств (запаха, цвета и т.п.), не доступны восприятию органами чувств, не имеют пространственной и временной локализации и других параметров, неизменны и вечны. В платоновской философии они предстают как прообразы вещей, своего рода «порождающие модели» для всех вещей одного и того же класса.  | 
 |
| 
   | 
  
   В природе все совершается по законам динамической зависимости. Однако последняя, помимо доминирующей тенденции, всегда сопряжена со случайными отклонениями или погрешностями. Они происходят регулярно в силу случайных отклонений атомов от вертикальной траектории. Эти спонтанные отклонения, накапливаясь в сложных телах, приводят к появлению альтернативных вариантов, выбор из которых и составляет суть человеческой свободы  | 
 |
| 
   | 
  
   Наряду с 4-мя стихиями нужны еще силы, приводящие их в движение: любовь и вражда. Одна сила притягивает элементы друг к другу, другая же - отторгает их.  | 
 |
| 
   | 
  
   Сама по себе «чистая» материя - есть ничто, так как всякое «что» есть нечто определённое, существует лишь благодаря своему понятию или идее. Материя -это бескрайнее поле для воплощения разнообразных идей; лишь благодаря своему браку с идеями оно обретает свою определённость, становится «чем-то».  | 
 |
| 
   | 
  
   «Телос» - цель, то есть то, ради чего создаётся и служит определённая вещь. Расширительно «цель» - быть полезным, существовать для чего-либо. «Телеология» - учение о целесообразном порядке мира, при котором каждая вещь имеет своё место и свою цель. Часто термин «телеология» означает логику вещей, задаваемую целеустремлённостью субъекта (целевая причинность).  | 
 |
| 
   | 
  
   Количественный рост элементов в семени приводит к разделению и смешению семян в конкретные органы, из органов образуются тела.  | 
 |
| 
   | 
  
   Каждая вещь имеет свою материю и душу. Материя тел непрерывна. Твёрдые тела получаются путём сгущения материи и состоят из пластинок - треугольников, соединяющихся друг с другом в правильные многогранники. Значит, вещь не имеет ничего общего ни с атомами, ни с пустотой (vs Демокрита). Как отдельной вещью, так и всей их совокупностью управлять отныне будет лишь гармония (как и у Пифагора).  | 
 |
| 
   | 
  
   Богов следует признавать не из - за страха перед ними, или надежды на бессмертие, а в силу почитания совершенства как такового. Будучи существами, лишенными человеческих слабостей, они ведут свою полную блаженства жизнь в межзвездных просторах; им сейчас стало обременительно вмешиваться и в жизнь людей, и в действие законов природы.  | 
 |
| 
   | 
  
   Материя для разнообразных вещей - это геометрические фигуры: треугольники, квадраты, прямоугольники, кружочки и т. п. Из наложения друг на друга тонких пластин (фигур) образуются тела определенной (благодаря воздействию идеи) формы. Платоновские элементы мира - это чисто умозрительные конструкты, не имеющие никакой материальной начинки.  | 
 |
| 
   | 
  
   Эмпедокл: "Неразумны те, ибо недалеко простираются их мысли, которые думают, что не бывшее прежде может возникнуть, или что нечто может совсем умереть и исчезнуть". Самозарождающиеся во влажном иле органы (головы, руки, желудки и т. п.) вначале блуждали отдельно; случайно сталкиваясь, они срастались и образовывали сложные гибриды; лучшие из них выживали и давали потомство, худшие - погибали.  | 
 |
| 
   | 
  
   Общие понятия неизменны, а вещи изменчивы; следовательно, истинно сущее -бестелесно, как бестелесны и те отношения, которые постигаются мышлением. Вот это зримое лишь нашим умом бытие более совершенно, чем чувственно данный нам мир; оно более реально, чем марево исчезающих красок, теней и т. п. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13  | 
          
          
            | 
          
          
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.