Рефераты. Комплект обучающих и контролирующих тестов по античной философии
  1.  

Именно для предельных случаев концептуального рода и нужна Аристотелю категория «Бог» - в качестве «Перводвигателя», «Первопричины», «Энтелехии» и др.

  1.  

Как и у Платона, материя сама по себе есть ничто, но в человеческом дискурсе это «первое подлежащее каждой вещи», способное превратиться в любую вещь; в философии Аристотеля материя - это вид бытия, обладающего 10 признаками.

  1.  

Идеи существуют сами по себе и не нуждаются ни в материи, ни в вещах; по Аристотелю, форма и материя неразделимы: нет материи без формы, как нет и формы без материи.

  1.  

«Первая» философия - Теология.

  1.  

Атомы, вихрями двигаясь в пустоте, соединяются и разделяются друг с другом, зацепляясь и воздействуя один на других соприкосновением и толчком. Так вещи возникают и разрушаются, обмениваясь своими атомами.

  1.  

Тела сложные, т. к. состоят из атомов, между которыми есть пустоты. Атомы же, напротив, просты, ни частей, ни пустот внутри себя не имеют. Именно поэтому их нельзя раздробить.

  1.  

В    любой    вещи    присутствуют    крупицы    земли,    воздуха,    воды    и    огня, объединяющиеся в семени.

  1.  

Натурфилософские проблемы - это логически взаимосвязанные вопросы о естественных (природных) причинах наблюдаемых метаморфоз.

  1.  

"Гомеомерии" - подобочастные, инвариантные.

  1.  

Атомы и пустота: о существовании атомов можно заключить, наблюдая движение пылинок в солнечном луче; о существовании пустоты - из фактов разрезания, размельчения, деформации твердых тел, а также из возможности их перемещения в среде.

  1.  

Природные взаимодействия сами по себе приводят к установлению более сбалансированных и пропорциональных соотношений между вещами - к росту гармонии среди всего сущего.

  1.  

От хаотического состояния он приходит ко все большему порядку, которому имманентна необходимость и причинность.

  1.  

Огонь - самое динамическое,  наблюдаемое и активное начало, способное к самосохранению.

  1.  

Душа имеет чувственные побуждения и аффекты, ставящие её в зависимость от вещей; для большинства людей, управляемых собственными страстями, производство и потребление материальных благ становится их жизненным уделом.

  1.  

Она занимает промежуточное положение между двумя мирами и поэтому наделяется свойствами обоих. Это обстоятельство и делает возможными переходы между двумя мирами.

  1.  

Различие состоит в соотношении (пропорциях) между материей и формой: чем совершеннее вещь, тем меньше в ней материи (потенциально неопределённого) и тем больше в ней актуально уже реализованного, т.е. вполне определённого (формы).

  1.  

Число (мера) и гармония.

  1.  

Общим вектором устремлений людей, а равно и природы в целом, является состояние атараксии - покоя, безмятежности и невозмутимости, или апатии -индифферентности к добру и злу, к истине или заблуждению.

  1.  

Мельчайшие, неделимые (подобно атомам), но одушевленные частицы - "логои" могут сгущаться, образуя тела, и рассеиваться в мировом океане. Подобно тому, как некогда распался на "логои" единый и изначально разумный мировой Огонь.

  1.  

Необходимость, характерная для факта восприятия, обеспечивается благодаря физическому воздействию на органы чувств отделяющихся от вещей «идолов» -материальных копий; последующая фиксация в душе этих копий влечет появление устойчивых образов.

  1.  

Семя в потенции заключает в себе зачатки свойств будущей вещи; атомы безжизненны и обладают лишь формой, размером и расположением в пустоте относительно друг друга. Кроме того, они могут перемещаться, толкаться и сцепляться.

  1.  

Трем составляющим души соответствуют три сословия в обществе, а также три космические силы: идея, материя и мировая душа.

  1.  

Идеи бестелесны, не имеют чувственных качеств (запаха, цвета и т.п.), не доступны восприятию органами чувств, не имеют пространственной и временной локализации и других параметров, неизменны и вечны. В платоновской философии они предстают как прообразы вещей, своего рода «порождающие модели» для всех вещей одного и того же класса.

  1.  

В природе все совершается по законам динамической зависимости. Однако последняя, помимо доминирующей тенденции, всегда сопряжена со случайными отклонениями или погрешностями. Они происходят регулярно в силу случайных отклонений атомов от вертикальной траектории. Эти спонтанные отклонения, накапливаясь в сложных телах, приводят к появлению альтернативных вариантов, выбор из которых и составляет суть человеческой свободы

  1.  

Наряду с 4-мя стихиями нужны еще силы, приводящие их в движение: любовь и вражда. Одна сила притягивает элементы друг к другу, другая же - отторгает их.

  1.  

Сама по себе «чистая» материя - есть ничто, так как всякое «что» есть нечто определённое, существует лишь благодаря своему понятию или идее. Материя -это бескрайнее поле для воплощения разнообразных идей; лишь благодаря своему браку с идеями оно обретает свою определённость, становится «чем-то».

  1.  

«Телос» - цель, то есть то, ради чего создаётся и служит определённая вещь. Расширительно «цель» - быть полезным, существовать для чего-либо. «Телеология» - учение о целесообразном порядке мира, при котором каждая вещь имеет своё место и свою цель. Часто термин «телеология» означает логику вещей, задаваемую целеустремлённостью субъекта (целевая причинность).

  1.  

Количественный рост элементов в семени приводит к разделению и смешению семян в конкретные органы, из органов образуются тела.

  1.  

Каждая вещь имеет свою материю и душу. Материя тел непрерывна. Твёрдые тела получаются путём сгущения материи и состоят из пластинок - треугольников, соединяющихся друг с другом в правильные многогранники. Значит, вещь не имеет ничего общего ни с атомами, ни с пустотой (vs Демокрита). Как отдельной вещью, так и всей их совокупностью управлять отныне будет лишь гармония (как и у Пифагора).

  1.  

Богов следует признавать не из - за страха перед ними, или надежды на бессмертие, а в силу почитания совершенства как такового. Будучи существами, лишенными человеческих слабостей, они ведут свою полную блаженства жизнь в межзвездных просторах; им сейчас стало обременительно вмешиваться и в жизнь людей, и в действие законов природы.

  1.  

Материя для разнообразных вещей - это геометрические фигуры: треугольники, квадраты, прямоугольники, кружочки и т. п. Из наложения друг на друга тонких пластин (фигур) образуются тела определенной (благодаря воздействию идеи) формы. Платоновские элементы мира - это чисто умозрительные конструкты, не имеющие никакой материальной начинки.

  1.  

Эмпедокл: "Неразумны те, ибо недалеко простираются их мысли, которые думают, что не бывшее прежде может возникнуть, или что нечто может совсем умереть и исчезнуть". Самозарождающиеся во влажном иле органы (головы, руки, желудки и т. п.) вначале блуждали отдельно; случайно сталкиваясь, они срастались и образовывали сложные гибриды; лучшие из них выживали и давали потомство, худшие - погибали.

  1.  

Общие понятия неизменны, а вещи изменчивы; следовательно, истинно сущее -бестелесно, как бестелесны и те отношения, которые постигаются мышлением. Вот это зримое лишь нашим умом бытие более совершенно, чем чувственно данный нам мир; оно более реально, чем марево исчезающих красок, теней и т. п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.