Рефераты. Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2007 год

Пункт 2


В соответствии со п. п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. При этом в зависимости от объема учетной работы руководитель определяет организацию бухгалтерского учета.

Аналогично, согласно ст. 88 Федерального закона от 25 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности общества, представляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет исполнительный орган общества в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества.

Следует отметить, что в силу ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. При этом под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается как искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов, так и искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Указанные выше обстоятельства необходимо учитывать, принимая решение о делегировании обязанности ведения бухгалтерского учета сторонней организации (например, аудиторской фирме, управляющей компании или индивидуальному предпринимателю).

Структура бухгалтерской службы, численность работников отдельных бухгалтерских подразделений может определяться внутренними правилами и должностными инструкциями.

В должностных инструкциях должна быть описана технология обработки учетной информации и порядок контроля за оформлением фактов хозяйственной жизни. Последовательность документооборота рекомендуется оформить специальными графиками с указанием кто, когда и как передает и принимает документы.

В качестве примера рекомендуем воспользоваться до сих пор актуальным Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Минфином СССР от 29 июля 1983 г. N 105.


Пункт 3


1. Согласно п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н, для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из нормативных требований, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения. В соответствии с п. 5 ПБУ 9/99 доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, при ведении финансово-хозяйственной деятельности предприятие обязано определить, какие поступления являются поступлениями от обычных видов деятельности, а следовательно, определить и перечень этих обычных видов деятельности. При этом используются оценочные показатели, экономические расчеты, данные финансово-экономического анализа.

Данный элемент учетной политики является необходимым для правильного ведения бухгалтерского учета доходов и расходов. Особенно актуально это в отношении видов деятельности и относящихся к ним доходов и расходов, подлежащих обособленному учету для целей налогообложения, поскольку ряд налогов исчисляется по данным бухгалтерского учета (НДС, налог на прибыль, акцизы, специальные налоговые режимы).

2. Помимо облегчения ведения налогового учета, в бухгалтерском учете также предусмотрена необходимость отдельного учета доходов и расходов по различным видам деятельности многопрофильного предприятия, связанная, например, с формированием Отчета о прибылях и убытках (в части доходов и расходов, подлежащих отдельному раскрытию в бухгалтерской отчетности по причине превышения этих показателей критерию существенности) или с требованием п. 19 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н) о признании расходов в отчете о прибылях и убытках с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (принцип соответствия доходов и расходов).

По нашему мнению, результатом действия рассматриваемого пункта учетной политики может быть обоснование для бухгалтерской службы организации соответствующей аналитической разбивки основных балансовых счетов или выделения на счетах бухгалтерского учета отдельных субсчетов основных балансовых счетов, присущих конкретному виду деятельности (в т.ч. для отражения финансовых результатов от этого вида деятельности).

3. Учитывая, что информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется также и для формирования управленческой отчетности, то обособление учетных данных по отдельным видам деятельности будет актуальным и в этом случае.

4. Необходимо учитывать также и то, что ведение раздельного учета по видам деятельности может быть предусмотрено законодательством РФ. Так, в частности, ст. 43 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что субъекты электроэнергетики обязаны вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции, доходов и затрат по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики:

производству электрической энергии;

передаче электрической энергии (в том числе эксплуатации объектов электросетевого хозяйства);

реализации (сбыту) электрической энергии;

оперативно-диспетчерскому управлению.

Аналогично, Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", принятый в развитие законодательства Российской Федерации в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.

Статьей 14 данного Закона установлено, что учет финансово-хозяйственной деятельности инвестора при выполнении работ по соглашению осуществляется по каждому отдельному соглашению, а также обособленно от такого учета при выполнении им иной деятельности, не связанной с соглашением. Порядок этого учета определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Как правило, на многих предприятиях в учредительных документах приводится обширный перечень видов деятельности, которыми предполагало заниматься предприятие при учреждении. Безусловно, в рассматриваемом пункте учетной политики можно сделать ссылку и на соответствующий пункт Устава организации, однако с точки зрения вышеуказанных аргументов такая ссылка не сможет иметь практического значения для оптимальной организации бухгалтерского учета, которое, по сути, призван решать Приказ об учетной политике, так как на практике фактически осуществляемые виды деятельности могут отличаться от уставных (либо в сторону сокращения перечня, либо напротив).

Кроме того, данный пункт может быть исключен, если в последующих пунктах Приказа будут приведены методики ведения отдельного учета по актуальным для конкретного предприятия видам деятельности (с точки зрения формирования финансовой, налоговой, управленческой и статистической отчетности).

Когда я учился, мы тоже пользовались Интернетом. За что отдаем долг сети

Пункт 4


1. Нередко на предприятиях возникает необходимость выделения на отдельный баланс некоторых производств и хозяйств (особенно не относящихся к основным и производственно-вспомогательным) с целью облегчения работы центральной бухгалтерии предприятия при организации отдельного учета такой деятельности (например, для целей налогового, управленческого учета, обособленного учета доходов и расходов, и т.д.).

При этом, самостоятельно учитывая свою хозяйственную деятельность, формируя на отдельном балансе все показатели финансовой и иной отчетности, эти хозяйства не обладают правами юридического лица. Поэтому составляемая бухгалтерами или ответственными лицами этих производств и хозяйств отчетность "вливается" в отчетность самого предприятия. По усмотрению центральной бухгалтерии предприятия такие производства могут предоставлять данные о своей хозяйственной деятельности в произвольные сроки и в произвольных объемах, однако достаточных для достоверного и своевременного отражения в учете и отчетности головного предприятия.

2. Принципиальное значение решение о выделении производств и хозяйств на отдельный баланс принимается в случае, если данные производства и хозяйства территориально разделены с основным производством, но при этом не имеют статуса филиала, отделения или представительства. Удобство выделения их деятельности в учете заключается в наиболее эффективной организации исполнения требований налогового законодательства, связанного с налогообложением обособленных подразделений или обособленного имущества (налог на имущество, налог на прибыль и др.).

Так, в частности, в Письме Минфина России от 29 марта 2004 г. N 04-05-06/27 "О формировании отдельного баланса подразделения организации" подчеркивается, что такое понятие, как "отдельный баланс", было исключено из ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", поэтому для целей применения гл. 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс.

3. Особо хотелось бы отметить, что в связи с тем, что согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (одобрена Приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. N 180) суть дальнейшего развития российской системы бухгалтерского учета и отчетности состоит в активизации использования МСФО. При этом в период 2004 - 2007 гг. для реализации Концепции предполагается обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов (хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: открытые акционерные общества и иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и/или публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, другие организации), а также утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.