университета туризма
и курортного дела
г. Сочи
Особенности формирования учетной политики
государственного высшего учебного заведения
в рамках реформирования бюджетного учета
Настоящая статья предполагает раскрытие проблемы нормативно-правового и методического регулирования вопросов учетной политики государственных учебных заведений в сфере высшего образования.
Государственные высшие учебные заведения России, являясь бюджетными учреждениями, имеют многолетний опыт ведения строго регламентированного и жестко контролируемого бухгалтерского учета. До реформирования бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях основной задачей учета считалось обеспечение полноты записей, отражающих операции учреждения в процессе получения бюджетных средств и их расходования в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов.
Таким образом, традиционная государственная система учета на кассовой основе не позволяла отражать операции по всем осуществляемым расходам бюджетных учреждений и как следствие по продолжающимся и непредвиденным финансовым обязательствам.
В связи с реформированием бюджетной системы в России изменились требования к отчетности органов государственного управления, возросла ответственность не только за разумное управление финансами, но и за эффективность бюджетной политики.
Следовательно, возник важный вопрос о необходимости внедрения отдельных элементов коммерческого учета, в частности метода начисления, методов оценки активов, процедур контроля за хозяйственными операциями, элементов учетной политики и др.
Следует заметить, что в ранее действовавшей Инструкции Минфина России по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях N 107н [7] не были установлены положения о формировании учетной политики для бюджетных учреждений. Такая ситуация обуславливалась достаточно жестким нормативным регулированием бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
Термин "учетная политика" впервые введен вступившей в действие с 1 января 2005 г. Инструкцией по бюджетному учету [8].
Согласно п. 2 ч. I действующей Инструкции по бюджетному учету [9], государственная учетная политика реализуется через:
план счетов бюджетного учета;
порядок отражения операций по исполнению бюджетной системы РФ на счетах бюджетного учета;
порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета;
корреспонденцию счетов бюджетного учета;
иные вопросы организации бюджетного учета.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что бюджетный учет организуется и ведется в соответствии с государственной учетной политикой посредством прямого установления ее основных элементов, поэтому учетная политика в каждом конкретном бюджетном учреждении может не разрабатываться и не утверждаться - это сделано централизованно в самой Инструкции N 25н [9].
Однако практика показывает, что в процессе внедрения бюджетного учета в бюджетных учреждениях нормативной и методологической базы по формированию и осуществлению учетной политики недостаточно. Например, в настоящее время не исполнен План мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004 - 2006 годах [6], согласно которому предусмотрено мероприятие по разработке и утверждению стандартов учета и финансовой отчетности единиц сектора государственного управления.
В свете изложенного, необходимо придти к выводу об отсутствии необходимой нормативно-правовой и методологической базы по бюджетному учету. Вместе с тем следует отметить, что положениями ст. 7 проекта федерального закона "Об официальном бухгалтерском учете" предусмотрен отличительный порядок формирования учетной политики для экономических субъектов в бюджетной сфере. Формирование учетной политики для бюджетных организаций возложено на Министерство финансов РФ.
В связи с этим большинство специалистов в области бюджетного учета полагают, что бюджетным учреждениям целесообразно формировать учетную политику только для целей налогообложения.
Тем не менее, принимая решение о целесообразности формирования учетной политики для целей бюджетного учета и налогообложения, следует учитывать организационно-правовые формы, отраслевые особенности и виды деятельности, осуществляемые бюджетными учреждениями.
Так, например, государственные высшие учебные заведения, осуществляя предпринимательскую деятельность, обязаны установить порядок: раздельного учета доходов и расходов по видам предоставляемых платных услуг, работ; учета накладных расходов и начисленной амортизации; оценки материальных запасов; распределения прямых расходов и т.п. При этом следует иметь в виду принципиальные различия бюджетного и налогового учета.
Следует отметить, что в так называемом "коммерческом учете" уже сложилась нормативно-правовая и методологическая база, регулирующая формирование и исполнение учетной политики, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.
В первую очередь, следует обратиться к Федеральному закону "О бухгалтерском учете", положения которого являются нормами прямого действия и обязательны для организаций всех организационно-правовых форм (включая учреждения) и форм собственности (включая государственную и муниципальную).
Рассмотрим отдельные положения законодательства РФ, касающиеся учетной политики. Так, например, п. 4 ст. 6 Федерального закона установлено: "Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменения учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года".
В развитие норм Федерального закона Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (далее ПБУ 1/98) установлены основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций.
Для целей ПБУ 1/98 [10] под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что согласно п. 7 ПБУ 1/98 учетная политика учреждения должна отвечать ряду требований (своевременность, осмотрительность, рациональность, непротиворечивость, приоритет содержания перед формой).
Следует заметить, что в специальных периодических изданиях по вопросам бюджетного учета в образовательных учреждениях [12] нередко встречается тезис о том, что в положение по учетной политике можно включать элементы, не относящиеся к учетной политике, а относящиеся к операциям финансово-хозяйственной деятельности, по которым целесообразно оформлять организационно-распорядительную документацию.
В таких случаях, как следствие, может возникнуть необходимость внести изменения в положение по учетной политике (изменение штатного расписания, объемов финансирования и др.), но при этом необходимо учесть, что согласно Закону РФ "О бухгалтерском учете" и ПБУ 1/98 изменения учетной политики организации производятся в случаях:
изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
разработки организаций новых способов ведения бухгалтерского учета (с целью более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации);
существенного изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности и др.).
Следовательно, если исходить из требований, которые содержатся в Законе о бухгалтерском учете, Инструкции по бюджетному учету и ПБУ 1/98, структуру учетной политики высшего учебного заведения можно представить тремя разделами:
1) организационный;
2) технический;
3) методический.
В разделах учетной политики необходимо отразить следующую информацию.
Во вводной части положения:
1) основные разделы устава образовательного учреждения, касающиеся вопросов финансово-хозяйственной деятельности, в том числе перечень видов деятельности, относящихся к бюджетной и коммерческой деятельности.
В организационном разделе положения:
1) организационную структуру бухгалтерской службы учреждения;
2) порядок организации бухгалтерского учета в филиалах (подразделениях).
В техническом разделе положения:
1) технология обработки учетной информации (указать название и характеристики программного продукта) (п. 8 Приказа Минфина N 25);
2) порядок формирования структуры инвентарного порядкового номера основного средства (п. 18 Приказа Минфина N 25);
3) порядок и сроки проведения инвентаризации (п. 7 Приказа Минфина N 25);
4) порядок выдачи денежных средств под отчет, а также срок, на который выдаются денежные средства на хозяйственные расходы (либо утвердить этот порядок приказом по учебному заведению);
5) утверждение форм первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов. Данные формы первичных учетных документов утверждаются в виде приложения к учетной политике вуза;
6) утверждение рабочего Плана счетов учреждения;
7) утверждение графика документооборота;
8) в качестве приложения к учетной политике утверждаются формы учетных документов.
В перечень методических вопросов включаются методы оценки объектов бюджетного учета, распределения накладных и расходов, осуществляемых за счет различных источников финансирования:
1) порядок оценки стоимости основных средств (при приобретении, сооружении и изготовлении) (п. 12 Приказа Минфина N 25);
2) порядок оценки нематериальных активов (при приобретении, изготовлении) (п. 24 Приказа Минфина N 25);
3) порядок оценки непроизведенных активов, вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот (п. 29 Приказа Минфина N 25);
4) классификация основных средств (п. 22 Приказа Минфина N 25);
5) выбор метода амортизации основных средств (п. 38 Приказа Минфина N 25);
6) порядок оценки материальных запасов и готовой продукции (п. 49 Приказа Минфина N 25);
7) метод списания (отпуска) материальных запасов (п. 55 Приказа Минфина N 25);
8) порядок оценки финансовых активов (п. п. 111, 132, 135 Приказа Минфина N 25);
9) порядок учета расходов бюджетной и коммерческой деятельности;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29