Рефераты. Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2007 год

а) когда законодательно предлагаются к использованию новые варианты по отдельным вопросам бухгалтерского учета (предприятию следует выбрать один из вариантов и закрепить его как отдельное положение по учетной политике);

б) когда в обязательном порядке устанавливаются новые способы либо исключаются ранее существовавшие (предприятию следует отменить ранее установленные способы, если они противоречат новому законодательству, и принять соответствующие иные способы).

Таким образом, изменение учетной политики предприятия может быть произведено в любой период времени (независимо от окончания отчетного года), предусмотренный новым законодательством.

Последствия обязательного изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательным или нормативным актом. Если законодательно не установлен порядок отражения последствий обязательного изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном для отражения последствий добровольного изменения учетной политики. (Подробнее см. разд. 1.5 "Добровольное изменение учетной политики").


1.5. Добровольное изменение учетной политики


Добровольное изменение учетной политики возможно:

- при разработке новых способов ведения бухгалтерского учета;

- в случае существенного изменения условий хозяйственной деятельности.


1.5.1. Добровольное изменение учетной политики при разработке новых способов ведения бухгалтерского учета


Решение о добровольном изменении учетной политики должно приниматься в целях обеспечения более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации, меньшей трудоемкости учетного процесса.

Если новый способ ведения бухгалтерского учета отвечает данным критериям, то добровольное изменение учетной политики можно считать обоснованным.


1.5.2. Добровольное изменение учетной политики при существенном изменении условий деятельности организации


К существенным изменениям условий деятельности организации можно отнести:

- реорганизацию предприятия;

- смену собственников;

- изменение видов деятельности.

Последствия добровольного изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке данных, включенных в бухгалтерскую отчетность, за прошедший отчетный период. При этом числовые показатели корректируются как минимум за два года. В данном случае действует принцип сопоставимости отчетных данных текущего и прошлого периодов. Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи в бухгалтерском учете не производятся.

Все изменения учетной политики объясняются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Изменения в учетной политике на следующий финансовый год раскрываются в пояснительной записке, предоставляемой пользователям с бухгалтерской отчетностью за текущий год. Аргументированное добровольное изменение учетной политики в течение текущего года поясняется в пояснительной записке в составе текущей отчетности (в т.ч. квартальной), поскольку нередко сопряжено с необходимостью корректировки отчетных данных с начала года. При этом если изменения учетной политики оказывают или способны оказать существенное влияние на принятие решений пользователей о финансовом положении организации, то данные изменения подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Данная информация должна содержать:

- причину изменения учетной политики;

- оценку последствий изменения в стоимостном выражении;

- указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность данные за период, предшествующий отчетному, откорректированы.


2. Проблемы установления учетной политики на отдельных видах предприятий


Распространенным мнением является то, что учетная политика необходима только для обычных коммерческих предприятий. Вместе с тем следует отметить, что отдельные элементы учетной политики должны быть установлены и в иных организациях.

Некоммерческие организации в части осуществления предпринимательской деятельности должны вести отдельный учет. Для его организации неизбежно потребуется установление учетной политики. Состав показателей политики этих организаций будет зависеть от вида осуществляемой коммерческой деятельности. Если, например, учреждение занимается производственной деятельностью, то в состав показателей учетной политики могут войти: порядок приобретения и заготовления материалов, способ списания материалов в производство и т.д.

В отношении предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, существует самостоятельная проблема установления учетной политики. В первую очередь это связано с введением в действие с 1 января 2003 г. гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ. В случае, когда объектом обложения единым налогом является валовая выручка, то в установлении каких-либо элементов учетной налоговой политики нет необходимости. Если же объектом является совокупный доход, то такая необходимость, безусловно, может возникнуть, поскольку определение затратной части налоговой базы гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ напрямую связывает с принципами формирования расходов для целей налогообложения прибыли по гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ, которые в свою очередь целесообразно собирать на базе установленной на предприятии системы бухгалтерского учета.

И действительно, поскольку Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" утратил силу с 1 января 2003 г., то предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, обязаны вести бухгалтерский учет и формировать бухгалтерскую отчетность в полном объеме, как и все прочие организации. Соответственно установление отдельных элементов учетной политики для целей бухгалтерского учета неизбежно и для этих предприятий. Например, с целью формирования балансовых остатков возникает вопрос: каким образом определять стоимость использованных в производстве материалов? Следовательно, в этом случае необходимо в приказе об учетной политике установить метод списания материалов в производство.

В заключение хотелось бы обратить внимание на тот факт, что необходимость установления учетной политики может возникнуть и при исполнении договора о совместной деятельности. Этот вопрос из разряда сложных. Поскольку установление учетной политики в совместной деятельности нормативно не предусмотрено, то вопрос можно разрешить только по аналогии с обычными предприятиями. При этом рекомендуется опираться на действующее с 1 января 2004 г. ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности" (утв. Приказом Минфина России от 24 ноября 2003 г. N 105н).


3. Особенности формирования учетной политики на 2007 год в связи с некоторыми изменениями законодательства


1. Приказом Минфина России от 12 декабря 2005 г. N 147н в Положение по бухгалтерскому учету 6/01 "Учет основных средств" внесен ряд существенных изменений, вступающих в силу с 1 января 2006 г. (с отчетности за 2006 г.). Данные изменения должны быть учтены при формировании учетной политики на 2007 г.

Кроме того, в течение этого периода велась активная разъяснительная работа по применению ранее принятых стандартов бухгалтерского учета и формированию бухгалтерской отчетности.

Так, к примеру, в течение 2005 г. активно определялась практика применения ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (утв. Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н), ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" (утв. Приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. N 126н), ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности" (утв. Приказом Минфина России от 24 ноября 2003 г. N 105н), Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н) и других. С учетом этого, по нашему мнению, эти Положения следует вновь проанализировать при пересмотре Приказа об учетной политике на 2007 г. по сравнению с предыдущим Приказом и возможными изменениями и дополнениями к нему.

2. Помимо этого Приказом от 1 июля 2004 г. N 180 Минфин России одобрил Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (не путать с Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г. и Решением Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России от 15 мая 2003 г. на среднесрочную перспективу 2004 - 2010 гг.).

В данном документе отмечается, что сложившаяся в настоящее время система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации, и что суть дальнейшего развития российской системы бухгалтерского учета и отчетности состоит в активизации использования МСФО.

В отношении использования данного документа в работе над формированием учетной политики предприятия на 2007 г. хотелось бы отметить два момента, о которых упоминается в Концепции. Во-первых, одной из главных задач в области развития бухгалтерского учета установлена задача обеспечения относительной независимости учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности (финансовой как консолидированной, так и индивидуальной, налоговой, статистической, управленческой), в связи с чем на первый план выдвигается организация унифицированного первичного учета как источника информации для последующей систематизации по требованиям каждого вида учета. Во-вторых, особое внимание будет обращено на формирование нового подхода к применению стандартов бухгалтерского учета, заключающемся в самостоятельной постановке организациями бухгалтерского учета и отчетности путем реализации общих принципов и требований, устанавливаемых в стандартах, а также на выработку навыков профессионального суждения бухгалтеров.

3. Наконец, с вступлением с 1 января 2006 г. в силу ряда поправок в Налоговый кодекс РФ при формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета в 2007 г. необходимо ориентироваться и на новые требования налогообложения.

Помимо этого, на наш взгляд, целесообразно пересмотреть наработанную за прошлые года практику применения гл. 25 Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций" с целью поиска дополнительных возможностей унифицировать бухгалтерский и налоговый учеты и минимизировать трудозатраты предприятия при расчете налога на прибыль (налоговый учет).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.