10) порядок распределения накладных расходов.
11) порядок распределения сумм начисленной амортизации по объектам основных средств, приобретенных за счет средств от коммерческой деятельности и используемых в коммерческой и основной (бюджетной) деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что диапазон применения учетной политики образовательного учреждения достаточно широк, тем более, если речь идет о раскрытии данных бюджетного учета для внешних пользователей.
Сложившаяся практика формирования учетной политики предприятиями и организациями, а также рекомендации специалистов в области налогообложения [11] подтверждают правомерность оформления Положения об учетной политике в виде двух самостоятельных распорядительных документов. Первый документ - положение по учетной политике организации в области бухгалтерского учета. Второй документ - по учетной политике в области налогообложения.
Основное правило, которым должны руководствоваться организации при формировании для целей налогообложения, содержится в п. 2 ст. 11 НК РФ.
"Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика". При этом следует иметь в виду, что установленное Кодексом новое понятие "учетная политика" вводится в действие с 1 января 2007 г. [2].
Кроме того, отдельными статьями Налогового кодекса РФ (п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ) [1] определены правила учетной политики, касающиеся налогового учета налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.
Итак, под учетной политикой для целей налогообложения следует понимать совокупность выбранных организацией методов ведения налогового учета и порядка исчисления налогов и сборов при соблюдении следующих условий:
1) организация осуществляет выбор одного из нескольких способов, допускаемых Налоговым кодексом, регулирующим порядок определения налоговой базы налогов и сборов в Российской Федерации;
2) учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации и является обязательной для всех обособленных подразделений организации;
3) учетная политика, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организацией;
4) решение о внесении изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства;
5) в случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
Следует заметить, что в системе сложных налоговых взаимоотношений высших учебных заведений с государством с 1 января 2002 г. одно из основных мест принадлежит налогу на прибыль организаций.
Как отмечалось выше, только в Инструкции N 25н, регулирующей правила бюджетного учета, есть упоминание об учетной политике бюджетных организаций. Что касается учетной политики для целей налогообложения, бюджетные организации применяют общие правила налогового учета доходов и расходов, установленных в гл. 25 Налогового кодекса РФ.
Следует также учесть, что рассматриваемые нами государственные образовательные учреждения, применяя общие правила налогового законодательства, имеют свои особенности: организационно-правовую форму бюджетного учреждения, имущество в оперативном управлении; смешанное финансирование.
Ситуацию усложняют действующие новые правила бюджетного учета с 1 января 2005 г., которые существенно отличаются от правил налогового учета, так как в бухгалтерском учете применяется одновременно кассовый метод учета бюджетных средств, метод начислений по операциям бюджетной и коммерческой деятельности при условии применения единого плана счетов бюджетного учета.
Отражение доходов для целей налогообложения
Прежде чем описывать правила учетной политики для целей налогообложения, рассмотрим правила налогового учета доходов и расходов бюджетных учреждений.
Доходы, получаемые коммерческими организациями и бюджетными учреждениями от их предпринимательской деятельности, делятся на доходы, полученные от реализации товаров, работ и услуг, и внереализационные доходы.
Например, к группе доходов государственных образовательных учреждений от предпринимательской деятельности относятся следующие внереализационные доходы: доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского вклада, а также по ценным бумагам в виде грантов, целевых поступлений, пожертвований, средств, поступивших в рамках благотворительной деятельности, и др.
Кроме того, в состав внереализационных доходов образовательных учреждений включаются средства, которые совсем не связаны с их предпринимательской деятельностью, но они также подлежат налогообложению. Так, по действующему законодательству, вузы не являются собственниками имущества, представленного им учредителями. По различным причинам какая-то часть имущества может стать излишней и ненужной для учреждения, и с разрешения учредителя оно может быть продано другой организации. Полученные от продажи имущества средства как внереализационные доходы облагаются налогом на прибыль организаций, а оставшаяся часть доходов после уплаты налога на прибыль используется по согласованию с собственником этого имущества (учредителем).
Аналогичный порядок налогообложения и использования средств, оставшихся после уплаты налогов, имеет место и в случае сдачи в аренду помещений и государственного имущества, находящегося в ведении вузов.
Подлежат налогообложению при использовании не по целевому назначению гранты, предоставленные на безвозмездной и безвозвратной основе физическими лицами, организациями, в том числе иностранными организациями по перечню, утвержденному Правительством РФ.
Облагаются налогом на прибыль при нецелевом использовании и пожертвования, признаваемые в соответствии со ст. 582 ГК РФ.
Облагаются налогом на прибыль не использованные по назначению средства, поступившие в государственное образовательное учреждение в качестве благотворительной деятельности.
При этом следует иметь в виду, что поступившие в порядке выше указанной помощи средства, работы и услуги должны иметь документальное подтверждение их принадлежности к безвозмездной, технической или гуманитарной помощи, которая оформляется и выдается в порядке и по форме, установленным Постановлением Правительства РФ [4].
Получение доходов государственными образовательными учреждениями от предпринимательской деятельности невозможно без необходимых для этих целей затрат.
Отражение расходов для целей налогообложения
К расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы, сгруппированные по элементам затрат:
материальные расходы;
расходы на оплату труда;
суммы начисленной амортизации;
прочие расходы.
Что касается материальных расходов и расходов на оплату труда, то учет этих расходов при формировании налоговой базы бюджетных учреждений практически ничем не отличается от порядка, установленного для коммерческих организаций.
Амортизируемое имущество
В то же время требует серьезного внимания со стороны бюджетных учреждений правомерность начисления амортизации по отдельным объектам, так как имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для такой деятельности, не подлежит амортизации (пп. 1 п. 2 ст. 256 НК РФ). Поэтому для отнесения основных средств к амортизируемому имуществу необходимо соблюдать следующие условия:
находиться на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ);
использоваться для извлечения дохода;
стоимость имущества должна погашаться путем начисления амортизации;
срок полезного использования составляет более 12 месяцев;
первоначальная стоимость амортизируемого имущества составляет более 10 000 руб.
При этом для целей бюджетного учета амортизация по основным средствам начисляется следующим образом:
на объекты основных средств стоимостью до 1000 руб. включительно, а также на драгоценности, ювелирные изделия, библиотечный фонд независимо от стоимости амортизация не начисляется;
на объекты основных средств стоимостью от 1000 до 10 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;
на объекты основных средств стоимостью свыше 10 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.
С 1 января 2005 г. в целях бюджетного учета начисление амортизации на основные средства и нематериальные активы рекомендуется осуществлять в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1, в следующем порядке.
Расчет суммы амортизации основных средств и нематериальных активов, входящих в первые девять амортизационных групп указанной Классификации, осуществляется в соответствии с максимальными сроками полезного использования имущества, установленными для этих групп.
Письмом Минфина России от 13.04.2005 N 02-14-10а/721 внесено дополнение для основных средств, входящих в десятую амортизационную группу Классификации. Расчет суммы амортизации по этим основным средствам осуществляется в соответствии со сроками полезного использования имущества, рассчитанными согласно Годовым нормам износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденным Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР 28 июня 1974 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 11 ноября 1973 г. N 824.
Таким образом, несмотря на то, что авторы Инструкции по бюджетному учету установили правило отнесения основных средств к амортизационным группам аналогично правилам налогообложения, последующими Письмами Минфина России внесены уточнения для основных средств, входящих в десятую амортизационную группу указанной Классификации.
Вместе с тем следует согласиться с Чемерицким Л.К. [13] в том, что требует своего решения сложившаяся практика использования для предпринимательской деятельности имущества, приобретенного за счет бюджетных средств. С одной стороны, если оно используется одновременно для коммерческих и некоммерческих целей, происходит ускоренный износ такого имущества, с другой стороны, в коммерческой деятельности возникает дополнительная прибыль.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29