Рефераты. Трудовые ресурсы предприятия

Отсюда часовая ставка рабочего 5 разряда будет равна 44591 /   / 176 = 253,36 руб. Предположим, что для выполнения единицы работы данного вида  требуется по нормативу 0,2 чел.час.  рабочего времени ( 12 минут ).  Тогда расценка за единицу работы составит 50,67 руб. ( 0,2 * 253,36 ).

При расчетах тарифных ставок и расценок необходимо учитывать, что на практике тарифные сетки утверждаются отдельно для сдельщиков и повременщиков ( тарифные ставки сдельщиков выше ),  и  дифференцированно по группам профессий. Поэтому тарифные сетки содержат чаще всего 6 или 8 разрядов,  причем тарифные коэффициенты  в них не одинаковы.

Тесная связь квалификационного состава рабочих с уровнем  оплаты их труда и, соответственно, с издержками производства требуют детального анализа квалификационного состава рабочих. Для этой цели используют  группировки  ( ряды распределения ) рабочих по разрядам ( разумеется, в пределах их численности, оплачиваемой по одной тарифной  сетке ),  а  для выявления соответствия квалификации имеющихся рабочих, сложности выполняемых работ и двумерные комбинационные группировки,  в  которых показывается,  сколько рабочих той или иной  квалификации  занято  исполнением  работ  различной сложности ( пример  такой  комбинационной  группировки  приведен в табл. 4.1. ).

Для сводной  оценки уровня квалификации наличной рабочей силы фирмы можно использовать в пределах одной тарифной сетки  показатель среднего тарифного разряда рабочих,  а если фирма использует несколько тарифных сеток с разным числом разрядов, то средний тарифный коэффициент.

Изучение состава рабочей силы предполагает и получение  соответствующих структурных  характеристик  по  ряду  демографических признаков ( пол,  возраст, уровень общего и специального образования и ряд др. ), представляющих интерес с учетом трудового законодательства, перспектив изменения кадровой политики с учетом  возрастных особенностей кадрового состава и т.д.

Наконец, при решении вопросов о принципах инвестиционной  политики фирмы в связи с необходимостью реконструкции и технического перевооружения производства, в качестве ориентира можно использовать данные  о распределении рабочих по уровням механизации и автоматизации их труда. В практике при изучении структуры персонала с  этой точки зрения принято выделять следующие группы рабочих:

1. Рабочие,  работающие  вручную без применения машин и механизмов.

2. Рабочие, выполняющие работу при машинах и механизмах вручную.

3. Рабочие, выполняющие работу при помощи машин и механизмов, а также наблюдающие за работой автоматического оборудования.

4. Рабочие, выполняющие работу по наладке и регулировке машин и механизмов вручную.

Удобство такой группировки в том, что она еще позволяет в качестве основы использовать типовой перечень профессий,  а также в том, что  на ее основе нетрудно определить обобщающий показатель, характеризующий уровень механизации и автоматизации труда рабочих ( для этого  достаточно  численность рабочих,  включенных в третью группу, разделить на общую численность рабочих, входящих в первые три группы ).

1.2.Безработица и рынок труда


Рынок труда – это совокупность людей, желающих предложить свою рабочую силу в обмен на заработную плату или товар.

Заработная плата – часть валового внутреннего продукта, выплачиваемая работникам в соответствии с количеством и качеством их труда, и образующая их доходы. Заработная плата зависит от производительности труда, применяемых технологий и уровня развития производительных сил в стране.

Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата – количество денег, выплачиваемое работнику. Реальная заработная плата – количество товаров, которое можно приобрести на номинальную заработную плату.


        Реальная                    Номинальная заработная плата

      заработная       =         __________________________________

          плата                              Цена товаров и услуг

 

Уровень средней заработной платы в стране устанавливается на основе спроса и предложения труда.


                    Уровень заработной платы




                                            D                               S



                Средняя заработная плата






                                                                                           Количество предлагаемого труда


Большое значение на рынке труда имеет уровень занятости. Безработным считается человек ищущий работу, не имеющий возможности ее получить в соответствии со своей квалификацией и зарегистрированный на рынке труда. Государство оказывает поддержку незанятому населению путем выплаты пособий по безработице.

Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, стабильно уменьшалась с декабря 2001 года (6.2 млн. человек, или 8.7% экономически активного населения) и достигла к концу октября 5.1 млн. человек, или 7.1% экономически активного населения. По сравнению с уровнем октября 2001 г. (6.3 млн. человек) численность безработных уменьшилась на 1.1 млн. человек.



Коэффициент напряженности на контролируемом рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию) с октября 2001 года по апрель 2002 года увеличивался (1.1), а за период с мая по октябрь 2002 г. уменьшился и составил в конце октября 2002 г.  1.4  (по сравнению с началом 2002 года  уменьшился на 0.2). Тенденция уменьшения коэффициента напряженности на рынке труда объясняется увеличением вакансий, заявленных предприятиями в органы службы занятости (по сравнению с началом года их число увеличилось на 126.7 тысяч).

            Численность официально зарегистрированных безработных на конец октября 2002 г. составила 1.2 млн. человек, или 1.7% экономически активного населения и увеличилась по сравнению с октябрем 2001 года на 185.6 тыс. человек, а по сравнению с январем 2002 года на 19.8 тыс. человек. По сравнению с сентябрем 2002 г. численность официально зарегистрированных безработных увеличилась на 7.2 тыс. человек. По оценке Минэкономразвития, численность регистрируемых безработных граждан в среднем за 2002 год составит 1.2 млн. человек (1.7% экономически активного населения).



Начисленная среднемесячная заработная плата, по оценке Госкомстата, в октябре 2002 г. возросла по сравнению с октябрем 2001 года на 31.2 % и составила 4612 рублей.


В результате повышения тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в соответствии с постановлением Правительства от 6 ноября 2001 г., значительно возросла средняя заработная плата в социально-культурных отраслях. В сентябре 2002 года начисленная средняя заработная плата составила к сентябрю 2001 года в образовании – 158.4% (2852 рублей), здравоохранении, физкультуре и социальном обеспечении – 159.1% (3114 рублей), культуре и искусстве – 152.3% (2911 рублей).


В результате в сентябре 2002 г. уровень начисленной заработной платы работников здравоохранения, образования, культуры и искусства составил к ее уровню в промышленности 57%, 52% и 53% (в сентябре 2001 г. – соответственно 45%, 41% и 44 процента).

По данным предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, образования, здравоохранения, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, жилищного и коммунального хозяйства, а также организаций социального обеспечения, государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, милиции общественной безопасности суммарная задолженность по  заработной плате по состоянию на 1 ноября 2002 г. составила 35.813 млрд.рублей и возросла по сравнению с 1 октября 2002 г. на 1.1%, в том числе в производственных отраслях она составила 28.860 млрд.рублей (прирост на 1.2%), в отраслях социальной сферы – 5.866 млрд.рублей (прирост на 1 процент).

Более 64% бюджетной задолженности приходится на отрасли социальной сферы, 9% - на промышленность, где значительная ее часть (66%) связана с долгами перед машиностроением.

В отраслях социальной сферы отмечается увеличение задолженности из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней на 0.6%, в том числе в образовании на 37.6. При общем увеличении указанной задолженности отмечается ее снижение в социальном обеспечении на 25.7%, здравоохранении на 15.1%, культуре и искусстве на 1%. В жилищном и коммунальном хозяйстве задолженность из-за бюджетного недофинансирования снизилась на 4.1% и 4.4% соответственно.


В целях реализации пенсионной реформы с 1 января 2002 г. вступило в действие новое законодательство.

С 1 февраля 2002 г. все пенсии увеличены на 6.5 процента, а с 1 августа проведена очередная индексация пенсий в размере 9 процентов

С учетом проведенных мероприятий средний размер пенсий в октябре 2002 г., по оценке, составил 1464 рубля и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2001 года на 29.0 процента.

Задолженности по выплате пенсий нет.

В 2002 году средний размер пенсий составит 1385 рублей в месяц и увеличится на 35.3%, а в реальном исчислении на 17.3% по сравнению с 2001 годом.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-октябре 2002 года составили к уровню  соответствующего периода 2001 года 108.9%, реальная заработная плата – 117.4 процентов.

Реальные располагаемые денежные доходы остаются несколько ниже предкризисного уровня (в январе-октябре 2002 г. - 111.1% от уровня января-октября 1998 года и 95.6% от уровня соответствующего периода предкризисного 1997 года).

В целом за 2002 год реальные располагаемые денежные доходы населения составят, по оценке Минэкономразвития, 108.5% к уровню 2001 года.


1.3.Организация и нормирование труда на предприятии

1.3.1.Характеристики наличия персонала и его изменений


Наличие персонала фирмы в целом,  по отдельным  категориям  и группам может  характеризоваться показателями двух типов:  на отчетную дату,  дату проведения обследования,  переписи и т.п.  (моментный показатель)  и средними за соответствующий период показателями численности персонала  (интервальные показатели). Такие показатели могут быть как расчетными  (плановыми,  прогнозными ), так и фактическими  (отчетными).  Во всех случаях принято выделять работников, состоящих  в списочном составе предприятия  (их трудовые книжки должны быть сданы в кадровую службу фирмы,  а в приказе  о назначении на работу оговорено,  что речь идет о штатной должности, полной ставке и т.п.);  совместителей, в приказе о назначении которых должно быть оговорено,  что продолжительность их рабочего дня не должна превышать 50%  установленной законом для данной категории работников   (трудовые  книжки таких работников хранятся по месту их основной работы); наконец, работников, работающих по договорам подряда  (поручения), численность которых в списочную численность не включается,  но в отдельных случаях  они  учитываются наряду с состоящими в списках как целые единицы в отличие от совместителей, каждый из которых не может быть включен  в  списочную численность в размере,  большем 0,5 единицы работника, состоящего в штате. Этот порядок имеет особое значение при определении сумм, израсходованных на  оплату  труда  сверх  установленного минимума  ( например, 6 минимальных окладов на одного списочного  работника ) и подлежащих  налогообложению по ставке,  предусмотренной для исчисления налога на прибыль.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.