Так, регистрация резидентами компаний в странах со льготным режимом налогообложения, покупка акций и взносы в уставные капиталы иностранных предприятий, открытие счетов в банках за пределами РФ являются валютными операциями, связанными с движением капитала, и должны осуществляться в порядке, устанавливаемом Банком России. Им в целях ограничения вывоза капитала из страны установлен разрешительный порядок на совершение указанных операций. Такой же порядок определен Банком России на основании п. 2 ст. 5 Закона и для открытия счетов в банках за пределами РФ российскими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами (последними - за исключением открытия счетов во время пребывания за границей).
При совершении указанных сделок без лицензии Банка России они признаются недействительными, а все полученные по ним доходы изымаются в доход государства на основании ст. 14 указанного Закона.
5 июля 1999 г. Президентом РФ подписан Закон о внесении дополнения в ст. 28 ФЗ "О банках и банковской деятельности", которым установлено, что кредитные организации устанавливают корреспондентские отношения с иностранными банками, зарегистрированными на территории оффшорных зон иностранных государств в порядке, определяемом Банком России. Во исполнение этого Закона издано Указание ЦБ от 26 августа 1999 г. No. 634-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками - нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах)".
Казалось бы, и порядок установлен, и меры ответственности предусмотрены, однако не работает ни то, ни другое. За все время действия Закона Банком России выданы единицы лицензий, а из страны ежегодно продолжают утекать миллиарды долларов без всяких лицензий.
Определенная надежда возлагалась на Уголовный кодекс, где впервые предусматривается уголовная ответственность за преступления, связанные с легализацией (отмыванием) денежных средств, приобретенных незаконным путем (ст. 174), и невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193). Однако пока не работают и эти статьи Таким образом, действующее российское законодательство не содержит какого-либо правового определения внутреннего российского оффшора. На практическом же (не правовом) уровне к оффшорам прежде всего относят действующие в России свободные экономические зоны (СЭЗ) и закрытые административно - территориальные объединения (ЗАТО).
3.Крупнейшие оффшорные центры мира.
№
Страна или территория
Площадь (тыс.)
Население
(тыс.чел.)
Статус
Географическое положение
1.
Багамские о-ва
13,9
240
Независимое государство
Юж. Америка
архипелаг
2.
Белиз
23,0
170
Юж.Америка
3.
Вайоминг
253,6
509,0
Штат США
Сев.Америка
4.
Вануату
14,8
135,6
Океания, архипелаг
5.
Великобритания
244,1
56900
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19