Россия.
Развитие
свободных экономических зон в России началось в конце 80-х годов. Тогда СЭЗ
рассматривались как элемент государственной внешней политики и способ
стимулирования межгосударственных связей с иностранными партнерами. СЭЗ
должны были стать компактными территориями с большим количеством предприятий
и с участием иностранного капитала.
Свободная
экономическая зона «Находка».
Первое
конкретное предложение о создании свободной экономической зоны высказано в
проекте «Находка». В этом документе предлагалось на территории города Находки
создать особую экономическую зону. Постановлением Верховного Совета РСФСР от
24 октября 1990г. Находке и примыкающему к ней Партизанскому району был
предоставлен статус свободной экономической зоны с льготным налоговым и
таможенным режимом и упрощенным порядком экспортно-импортных операций. Спустя
месяц было принято постановление Совета Министров РСФСР «О первоочередных
мерах по развитию свободной экономической зоны г.Находки».
Указанные
документы о СЭЗ «Находка» определили четкие гарантии зарубежным инвесторам от
национализации и других форм принудительных изъятий их собственности,
определены возможные формы инвестиций, а также установили долгосрочную аренду
земли (сроком на 70 лет). «Находка» получила льготный налоговый режим: для
предприятий с иностранными инвестициями, доля средств которых в их уставном
фонде составляет 30%, установлен 10% налог на прибыль, перечисляемый в
бюджет, 10% налог на прибыль, вывозимую иностранным инвестором за рубеж.
Предусмотрены льготы и для российских предпринимателей. Самой «Находке» было
дано право оставлять в своем распоряжении в течении пяти лет все выплаты
предприятий зоны в бюджет на условиях возврата этих средств с процентами.
Таможенный режим СЭЗ «Находка» предусматривал освобождение от уплаты
таможенной пошлины товаров, импортируемых на территорию зоны и экспортируемую
из этой территории.
Становление и развитие «Находки» тесно связано с экономическими реформами
России. Кризисы и обвалы экономики целой страны негативно сказывались на
функционировании зоны. После создания этой зоны в 1990 г. государственные
власти неоднократно принимали решения по стимулированию развития «Находки»:
от 8 сентября 1994г. постановление Совмина Российской Федерации «О некоторых
мерах по развитию СЭЗ Находка», которое было направлено на восстановление
правового и таможенного режима. 1996 году Президент РФ издал указ «О
некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в свободной
экономической зоне». На развитие «Находки» были затрачены большие суммы
бюджетных средств.
В конце
апреля Гос.дума приняла в третьем чтении "Закон о свободных
экономических зонах".. Свое мнение о нем высказала заместитель
председателя административного комитета СЭЗ "Находка" Светлана
Вихорева.
- За
шесть с половиной лет существования СЭЗ "Находка" было принято
несколько президентских указов и правительственных постановлений по
организации новых и работе "старых" свободных экономических зон
России.
С
помощью этих "точек роста" планировалось вытащить из экономического
кризиса как отдельные области, так и целые регионы. Однако правительство
одной рукой давало "зеленый свет", а другой сдерживало налоговые и
финансовые льготы для СЭЗ. Это привело к тому, что вместо притока в Находку
иностранных инвестиций здесь прекратили свою деятельность 60 СП.
Хорош
закон или плох? Большой плюс уже то, что он легализует в России такое
понятие, как свободные экономические зоны. До этого было много шума по СЭЗ, а
законодательной базы и конкретного решения: быть или не быть у нас СЭЗ? -
достигнуто не было. Второе. Закон дает возможность развивать свободные
экономические зоны за счет федеральных инвестиций. Ведь если заглянуть в
историю, ни одна зона мира не строилась за счет кредитов. А мы все эти годы
просто были вынуждены пользоваться ими, прекрасно понимая, что наша СЭЗ
"благодаря" такой поддержке успеха никогда не достигнет.
Если
говорить в общем о влиянии закона на СЭЗ "Находка" или другие зоны,
до реального воплощения идеи еще очень длинный путь. Мы не решили главную
проблему: процедуру, временные рамки образования и становления СЭЗ, выделение
средств и т. д. Закон эти нюансы не предусматривает.
Если
говорить о льготах, то в число значимых можно включить снятие налога на
прибыль. Дебатируется в Думе и пункт о 50-процентном освобождении от налога
на добавленную стоимость на товары, которые будут отправляться из СЭЗ на
внутренний рынок. Это, безусловно, ставит отечественного производителя,
который находится за пределами зоны, в неравные условия, что может привести к
неприятным последствиям.
Но
налоговые льготы - это еще не все. Кроме прочего, от нас самих требуется
доброжелательное отношение к иностранным инвесторам и бизнесменам, которое
складывается из налоговых, таможенных и других процедур. В этих сферах нам
надо много поработать. Есть масса примеров, когда налоговая и таможенная службы
безо всяких объяснений делали непредусмотренные поборы с совместных
предприятий. Эти службы должны уяснить одно: они не карательные органы.
Другой нюанс. Те социальные условия, которые мы предлагаем иностранцам,
просто ужасны. Были случаи, когда приезжали делегации и, проведя в Находке
холодную и темную ночь, уезжали утром, не дожидаясь переговоров. Извините,
говорили они, в специальных экономических зонах такого не бывает.
Давайте
дадим возможность развиваться малому и среднему бизнесу, чтобы работали и
хоть как-то аккумулировались эти деньги. Пусть предприниматели сделают сеть
ресторанов. В первую очередь они потребуют льготные кредиты. Более того, им
надо предоставить и льготную аренду помещений. В будущем потребуется пакет
документов, который должен регламентировать деятельность СЭЗ. Но это будет
более высокая ступень понимания свободных экономических зон в России. А пока
достаточно того, что СЭЗ вышла из подполья.
|