Рефераты. Свободные экономические зоны, их роль в развитии экономики

   В конце 1998г. Украина учредила ряд СЭЗ, две из которых в Донецкой области (район Мариуполя), которым этот статус дается на период в 60 лет. Цель организации этих особых экономических зон – привлечь инвесторов и обеспечить в Донецком бассейне новых рабочих мест. В связи с трудным положением в угольной промышленности эта область страдает от острых проблем. Для ряда шахт и некоторых предприятий закрытие неизбежно. На начало 1999г. число безработных в области составило 260 тыс.  

16 октября 2001г. премьр-министр Украины Анатолий Кинах заявил, что правительство намерено поддерживать и укреплять развитие свободных  экономических зон (СЭЗ), поскольку они являются эффективным методом привлечения инвестиций и решения сложных социально-экономических проблем Украины, - заявил премьер-министр Анатолий Кинах во время своего пребывания в Донецкой области.

По его словам, он "запретил членам правительства и тем, кто имеет к этому отношение, вести дискуссию относительно целесообразности существования СЭЗ". По его мнению, "это вопрос, несущий в себе составляющую государственной экономической безопасности". Необоснованные дискуссии о перспективности или неперспективности тех или иных СЭЗ ухудшают инвестиционный климат в СЭЗ и повышают уровень недоверия инвесторов, вызывая у них сомнения в стабильности нормативов, действующих на территории СЭЗ считает А.Кинах.

При этом он отметил, что правительство будет осуществлять жесткий мониторинг и анализ деятельности каждой конкретной СЭЗ и специальная комиссия будет принимать решения только на основе этого анализа.

Донецкая область, по словам А.Кинаха, в вопросе работы СЭЗ  "лидирует в хорошем смысле этого слова". В первом полугодии 2001 г. объем поступлений в местные и центральный бюджеты Украины от СЭЗ и ТПР региона на 52 млн.грн. превысил объем предоставленных льгот. По заключению А.Кинаха, в области "начался эффективный экономический процесс привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, повышения эффективности экономики на этих территориях". Эти результаты, по мнению премьера, необходимо углублять, поэтому правительство будет рассматривать деятельность СЭЗ "не только в разрезе приостановления их работы, но и совершенствования их деятельности". В связи с этим, считает он, следует изменить ряд моментов в законодательстве, начиная с требований к граничному объему инвестиций и заканчивая номенклатурой приоритетных видов деятельности.

Для справки. Закон о СЭЗ в Донецкой обл. действует с 1998 г. На сегодня Советом по вопросам СЭЗ и специального режима инвестиционной деятельности в Донецкой области одобрен 141 инвестпроект на общую сумму $1 073,2 млн.

За первое полугодие 2001 г. Совет по вопросам СЭЗ и специального режима инвестиционной деятельности в Донецкой области одобрил 25 инвестпроектов на общую сумму $276,3 млн. Реализация одобренных в первом полугодии инвестпроектов обеспечит создание в регионе 5 679 новых рабочих мест, будет сохранено 2 529 уже имеющихся рабочих мест.

Россия.

Развитие свободных экономических зон в России началось в конце 80-х годов. Тогда СЭЗ рассматривались как элемент государственной внешней политики и способ стимулирования межгосударственных связей с иностранными партнерами. СЭЗ должны были стать компактными территориями  с большим количеством предприятий и с участием иностранного капитала.

 

Свободная экономическая зона «Находка».

 Первое конкретное предложение о создании свободной экономической зоны высказано в проекте «Находка». В этом документе предлагалось на территории города Находки создать особую экономическую зону. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1990г. Находке и  примыкающему к ней Партизанскому району был предоставлен статус свободной экономической зоны с льготным налоговым и таможенным режимом и упрощенным порядком экспортно-импортных операций. Спустя месяц было принято постановление Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны г.Находки».

   Указанные документы о СЭЗ «Находка» определили четкие гарантии зарубежным инвесторам от национализации и других форм принудительных изъятий их собственности, определены возможные формы инвестиций, а также установили долгосрочную аренду земли (сроком на 70 лет). «Находка» получила льготный налоговый режим: для предприятий с иностранными инвестициями, доля средств которых в их уставном фонде составляет 30%, установлен 10% налог на прибыль, перечисляемый в бюджет, 10% налог на прибыль, вывозимую иностранным инвестором за рубеж. Предусмотрены льготы и для российских предпринимателей. Самой «Находке» было дано право оставлять в своем распоряжении в течении пяти лет все выплаты предприятий зоны в бюджет на условиях возврата этих средств с процентами. Таможенный режим СЭЗ «Находка» предусматривал освобождение от уплаты таможенной пошлины товаров, импортируемых на территорию зоны и экспортируемую из этой территории.

   Становление и развитие «Находки» тесно связано с экономическими реформами России. Кризисы и обвалы экономики целой страны негативно сказывались на функционировании зоны. После создания этой зоны в 1990 г. государственные власти неоднократно принимали решения по стимулированию развития «Находки»: от 8 сентября 1994г. постановление Совмина Российской Федерации «О некоторых мерах по развитию СЭЗ Находка», которое было направлено на восстановление правового и таможенного режима. 1996 году Президент РФ издал указ «О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в свободной экономической зоне». На развитие «Находки» были затрачены большие суммы бюджетных средств.     

 

 В конце апреля Гос.дума приняла в третьем чтении "Закон о свободных экономических зонах".. Свое мнение о нем   высказала заместитель председателя административного комитета СЭЗ "Находка" Светлана Вихорева.

- За шесть с половиной лет существования СЭЗ "Находка" было принято несколько президентских указов и правительственных постановлений по организации новых и работе "старых" свободных экономических зон России.

С помощью этих "точек роста" планировалось вытащить из экономического кризиса как отдельные области, так и целые регионы. Однако правительство одной рукой давало "зеленый свет", а другой сдерживало налоговые и финансовые льготы для СЭЗ. Это привело к тому, что вместо притока в Находку иностранных инвестиций здесь прекратили свою деятельность 60 СП.

Хорош закон или плох? Большой плюс уже то, что он легализует в России такое понятие, как свободные экономические зоны. До этого было много шума по СЭЗ, а законодательной базы и конкретного решения: быть или не быть у нас СЭЗ? - достигнуто не было. Второе. Закон дает возможность развивать свободные экономические зоны за счет федеральных инвестиций. Ведь если заглянуть в историю, ни одна зона мира не строилась за счет кредитов. А мы все эти годы просто были вынуждены пользоваться ими, прекрасно понимая, что наша СЭЗ "благодаря" такой поддержке успеха никогда не достигнет.

Если говорить в общем о влиянии закона на СЭЗ "Находка" или другие зоны, до реального воплощения идеи еще очень длинный путь. Мы не решили главную проблему: процедуру, временные рамки образования и становления СЭЗ, выделение средств и т. д. Закон эти нюансы не предусматривает.

Если говорить о льготах, то в число значимых можно включить снятие налога на прибыль. Дебатируется в Думе и пункт о 50-процентном освобождении от налога на добавленную стоимость на товары, которые будут отправляться из СЭЗ на внутренний рынок. Это, безусловно, ставит отечественного производителя, который находится за пределами зоны, в неравные условия, что может привести к неприятным последствиям.

Но налоговые льготы - это еще не все. Кроме прочего, от нас самих требуется доброжелательное отношение к иностранным инвесторам и бизнесменам, которое складывается из налоговых, таможенных и других процедур. В этих сферах нам надо много поработать. Есть масса примеров, когда налоговая и таможенная службы безо всяких объяснений делали непредусмотренные поборы с совместных предприятий. Эти службы должны уяснить одно: они не карательные органы. Другой нюанс. Те социальные условия, которые мы предлагаем иностранцам, просто ужасны. Были случаи, когда приезжали делегации и, проведя в Находке холодную и темную ночь, уезжали утром, не дожидаясь переговоров. Извините, говорили они, в специальных экономических зонах такого не бывает.

Давайте дадим возможность развиваться малому и среднему бизнесу, чтобы работали и хоть как-то аккумулировались эти деньги. Пусть предприниматели сделают сеть ресторанов. В первую очередь они потребуют льготные кредиты. Более того, им надо предоставить и льготную аренду помещений. В будущем потребуется пакет документов, который должен регламентировать деятельность СЭЗ. Но это будет более высокая ступень понимания свободных экономических зон в России. А пока достаточно того, что СЭЗ вышла из подполья.

 

   Калининград: особая экономическая зона.

Идея создания Калининградской СЭЗ была предложена в конце 80-х годов. Но реализация этой идеи была немного позднее. В 1994г. Совет Министров России утвердил «Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области», получившей название «Янтарь». Цели создания зоны:

-         решение задач социально-экономического роста Калининградской области;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.