Рефераты. Свободные экономические зоны, их роль в развитии экономики

-         динамичное развитие экономики за счет привлеченных новых технологий, производственного капитала и передового опыта управления;

-         внедрение в материальное производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок;

-         увеличение рабочих мест и сокращение безработицы.

Серьезное значение имеет и месторасположение свободной экономической зоны. Она должна создаваться в наиболее выгодных географических условиях: в портах, воздушных гаванях, вдоль железных дорог и автомобильных магистралей страны.

    Изучая зарубежный опыт создания зон, экономисты обосновали механизм организации этих экономических формирований, включающих ряд периодов: предынвистиционный, инвестиционный и операционный (Т.Данько, З. Окрут).

   Предынвестиционный период по времени делится на два этапа. На первом ведутся предварительные исследования: маркетинговые, экономико-географические, финансовые и другие работы. Разрабатывается размер, тип, местоположение и специализация зоны. Второй этап, связывается с уточнением данных, полученных на первом этапе. С помощью экономических и финансовых расчетов определяют эффективность капиталовложений, а также ведут поиск инвестиций.

   Инвестиционный период по времени и этапности совпадает с первым периодом. Первый этап этого периода называют условно переговорным. Ведутся переговоры с местными властями и центром о профиле, размере зоны и ее расположении. Необходимо вести переговоры с местным населением, которое может проявлять недовольство в связи с застройкой их жизненного пространства.

  На втором этапе инвестиционного периода предполагается возведение инфраструктурных сооружений, а также объектов энерго-, водо-, теплоснабжения. Все создаваемое на месте будущей свободной экономической зоны может повлиять на привлечение инвестиций национальных и зарубежных предпринимателей.

    Операционный период, как и предыдущие, делится на два этапа. Его ученые называют самым трудным и непредсказуемым. Различают стартовый этап и этап саморазвития зоны. Начинается процесс производственной деятельности.

 

Развитие и становление свободных экономических зон (СЭЗ) в постсоветских странах (СНГ).

 

   Экономика постсоветских стран, как известно, является переходной. Но она значительно отличается от переходной экономики стран Центральной Восточной Европы. Если взять Польшу, то в так называемой социалистической экономике этой страны во многих отраслях доминировал частный сектор: 80% сельскохозяйственного производства так и не стало общественной собственностью. В Чехии, Словакии, Румынии и Венгрии частный сектор экономики был несколько меньшим по сравнению с Польшей, но эти страны свою хозяйственную деятельность уже в конце 70-х годов активно связывали со странами Западной Европы. Создавая, например, совместные предприятия с иностранным капиталом, они задолго до падения «Берлинской стены» использовали зарубежные инвестиции, приобщались к новым технологиям и передовым методам управления. Постсоветские страны такими возможностями не располагали. Эти и другие причины серьезно сказались на экономике постсоветских стран. Политическая стабильность не устойчива. Все это и выделило из группы стран переходной экономики постсоветские, процесс формирования и развития свободных экономических зон в которых имеет свои особенности. Во многих республиках бывшего СССР эти зоны рассматривают как средство для выживания.

   Идея создания свободных экономических зон совпала с началом экономических реформ в бывшем Советском Союзе. Не имея опыта в организации и функционировании СЭЗ, советское правительство разработало единую концепцию свободных зон, которая предусматривала создание таких экономических структур в ряде регионов.

    В результате уже в конце ноября 1990г. в Алма-Ате был принят специальный Закон «О свободных экономических зонах Казахской ССР», определивший общие принципы, правовые и экономические основы организации и функционирование СЭЗ. Этот же закон зафиксировал, что «свободная экономическая зона – это специально выделенная территория с четко определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемая в целях привлечения  иностранного капитала, зарубежных технологий управленческого опыта для ускорения социально-экономического развития территории зоны».

   В СЭЗ разрешены любые виды деятельности (хозяйственной, финансовой и др.) республиканскими и иностранными юридическими лицами и гражданами, за исключением производства продукции военного значения, а также тех видов деятельности, которые запрещены законом Республики.

   В след за Казахстаном в начале 1991г. власти РСФСР приняли ряд документов, учредивших в Республике 11 свободных экономических зон, которые адресовались Ленинграду, Алтайскому краю, Находке, Сахалинской, Новгородской, Кемеровской, Читинской, Калининградской и другим областям.

В состав зон РСФСР входили обширные области и целые края, обеспечить инфраструктурное обустройство которых российское правительство было не в состоянии.

   После развала СССР создание СЭЗ на территориях суверенных государств (СНГ) активизировалось. В числе наиболее значимых свободных экономических зон созданных на территории СНГ, была и зона «Брест». Она была  создана по Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 1992 года.  Целью создания этой зоны объявлялось развитие регионального и научно-технического потенциала с привлечением иностранного капитала, передовых технологий и опыта управления для решения следующих задач: обеспечения благоприятных условий для ускорения экономического развития Республики Беларусь и Брестского региона, в том числе:

     -    привлечение иностранных инвестиций;

-         обеспечение занятости населения;

-         расширение производства потребительских товаров и услуг;

-         увеличение экспорта и решения других социально-экономических задач.

 

   В декабре 1992 года вышел закон Республики Кыргызстан «О свободных экономических зонах». Он определил не только цели и задачи СЭЗ, но указал и на конкретные типы этих структур, которые наиболее полно смогут реализовываться в условиях республики. В первой статье этого закона СЭЗ рассматриваются как «обособленные участки», специально выделенные на территории отдельных областей, районов и городов Республики Кыргызстан для:

-         обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта;

-         создания современной производственной и социальной инфраструктуры;

-         насыщение внутреннего рынка продукцией и товарами потребительского и производственного значения;

-         повышения уровня жизни населения.

 

  В1993 году был издан закон Республики Молдова «О зонах свободного предпринимательства». Закон разрешал создавать СЭЗ различных типов, включая экспортно-производственные и технологические, торговые и складские, транзитные и туристские, банковские и страховые. Законом определены не только цели, задачи СЭЗ, но и указано на источники финансирования, включающие в себя:

-         иностранные инвестиции;

-         собственные средства предприятий резидентов зоны;

-         банковские и бюджетные кредиты;

-         средства от выпуска ценных бумаг, а также не запрещенные законодательством источники финансирования.

 

   В начале 1992 года в странах СНГ были отпущены цены на товары широкого потребления. В этих условиях механизм СЭЗ власти рассматривали как дело, которое своими льготными режимами может некоторых участников рынка в неравные стартовые условия. В результате к началу 1993 г. в Федеральном правительстве России возобладало направление на ликвидацию «суперзон» и на упразднение всех льготных режимов. Это диктовалось курсом на стабилизацию государственного бюджета, часть которого ранее планировалось использовать на обустройство свободных экономических зон. Под давлением регионов, заинтересованных в развитии у них СЭЗ, правительство России подготовило в мае 1993г. законопроект «О свободных экономических зонах», который так и не дошел до стадии обсуждения в парламенте: последний был распушен осенью 1993г. В1994г. ряд регионов, не дождавшись правительственных решений, начали интенсивную работу по созданию точечных (на уровне отдельных предприятий) и таможенных зон. Такой региональной инициативе обязаны своей деятельностью СЭЗ «Находка», «Шереметьево», «Гавань» (Санкт-Петербург) и другие. Через два года, в 1996г., вновь появились указы и распоряжения правительства Российской Федерации о создании новых свободных экономических зон в новых регионах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.