Рефераты. Социальное страхование

Исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период, подлежащих уплате налогоплательщиками, не являющимися работодателями, за исключением адвокатов, будет производиться налоговым органом в порядке, определенном главой 24.

Следует особо отметить, что несмотря на то, что налогоплательщики должны теперь представлять отчетность по единому социальному налогу налоговым органам, в НК РФ предусмотрена норма, в соответствии с которой за ними (налогоплательщиками) также закреплена обязанность представлять сведения в:

— ПФР — в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования;

— ФСС — о суммах, использованных на выплаты по государственному социальному страхованию.

Необходимость представления данных сведений в ФСС продиктована тем, что по ФСС в законодательстве заложен “остаточный” принцип зачисления части суммы социального налога, подлежащей зачислению в данный фонд, о котором говорилось ранее (раздел “Налоговая база”).

Ставки налога (ст. 241)

С введением единого социального налога на налогоплательщика-работодателя ложится обязанность по исчислению данного налога в расчете на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года по регрессивной шкале по ставкам, установленным ст. 241 главы 24 для различных категорий плательщиков.

При исчислении суммы социального налога ме' пользуется величина налоговой базы в среднем Н1 одного работника, а затем производится расчм сук' мы налога в зависимости от того, в какой уро”^ регрессивной шкалы попала налогооблагаемая база, то есть: — до 100 000 рублей; — от 100 001 рубля до 300 000 рублей; — от 300 001 рубля до 600 000 рублей; — свыше 600 000 рублей. Следует отметить, что НК РФ предусмотрены следующие необходимые условия для использования регрессивной шкалы налогоплательщиками-работодателями, а именно:

— в предыдущем налоговом периоде величина налоговой базы в среднем на одного работника должно превышать 50 000 тыс. рублей.

Если налогоплательщик осуществляет деятельность менее одного налогового периода, но не менее трех месяцев, в целях расчета величины налоговой базы в среднем на одного работника накопленная за последний квартал величина налоговой базы в среднем на одного работника должна быть умножена на четыре.

Кроме того, при расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника в организациях с численностью работников свыше 30 человек не должны учитываться 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) — 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы;

— на момент уплаты налога за истекший месяц накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника должна быть больше суммы, ровной 4200 рублям, умноженным но количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде.

В случае невыполнения вышеназванных условий расчет социального налога производится по ставкам, установленным для величины налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 рублей (в данном Федеральном законе они являются максимальными), независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.

При введении регрессивной шкалы преследуется цель выведения из “тени” части заработной платы, так как с увеличением начислений в пользу работника снижается размер отчислений единого социального налога, а введение определенных условий ее применения направлено на то, чтобы высокая заработная плата (выплаты в пользу работника) на предприятии выплачивались всем работникам, а не определенной группе лиц либо только руководящему составу.

Необходимо отметить, что с введением в действие главы 24 возникает множество вопросов, связанных с введением единого социального налога, которые должны найти отражение в дополнительных нормативных актах. Должны также быть решены вопросы взаимодействия налоговых органов и органов государственных внебюджетных фондов, а также налогоплательщиков с данными органами.

В заключение следует отметить, что отдельные положения главы 24 требуют существенной доработки, и в настоящее время проводится работа по внесению в нее дополнений и изменений.

2 Учет и анализ расчетов по социальному страхованию и обеспечению

2.1 Порядок расчета и учета отчислений в фонды социального страхования и обеспечения

С сумм начисленной оплаты труда предприятия (до 1.01.2001) производили отчисления в Фонд социального страхования РФ (5,4%), в Государственный фонд занятости населения РФ (1,5%), в фонды обязательного медицинского страхования (3,6%) и в Пенсионный фонд РФ - в размере 28% от сумм оплаты труда.

На предприятие ОАО “СУ-829” до 2001 года учет велся в соответствии с методическими рекомендациями по проведению налоговыми органами документальных проверок полноты и правильности исчисления страховых взносов указанными в  письме ГНС РФ от 24.11.98 № ШС-6-07/851 "О Методических рекомендациях по проведению документальных проверок организаций по полноте и правильности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации" и в письме ГНС РФ от 18.09.98 № ШС-6-07/630@.

С 4 января 1999 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.01.99 № 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" (далее - Закон), вносящий кардинальные изменения в определение базы для исчисления страховых платежей в отдельные фонды и содержащий ряд других принципиально новых норм.

Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению производится на счете 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"

К счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" могут быть открыты субсчета:

69-1 "Расчеты по социальному страхованию",

69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению",

69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию",

69-4 "Расчеты по Фонду занятости"(до 1.01.2001)

На субсчете 69-1 "Расчеты по социальному страхованию" учитываются расходы по социальному страхованию работников организации.

На субсчете 69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению" учитываются расходы по пенсионному обеспечению работников организации.

На субсчете 69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию" учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации.

На субсчете 69-4 "Расчеты по Фонду занятости" учитываются расчеты предприятия с фондом занятости (до 1.01.2001).

При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" могут открываться дополнительные субсчета.

Кроме того, по кредиту счета 69 " Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" в корреспонденции с со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям отражается сумма пеней за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденции со счетом 51 - суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.

При формировании облагаемой базы предприятие опираться на положение Закона и ранее принятые законы (от 08.01.98 № 9-ФЗ "О тарифах страховых взносов... на 1998 год", от 05.02.97 № 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов... на 1997 год") от 21.12.95 № 207-ФЗ "О тарифах страховых взносов... на 1996 год.

При осуществлении выплат в пользу граждан, не являющихся работниками организации (не выполняющих для организации работы, услуги), не возникает объекта начисления страховых взносов. При осуществлении выплат гражданам, не являющимся работниками организации в момент выплаты (пенсионерам, ранее работавшим в этой организации; членам некоммерческой организации; нуждающимся в социальной поддержке посторонним гражданам; членам семьи умершего работника и т. п.), страховые платежи не начисляются.

Не начисляются на предприятие страховые взносы на вылиты пенсионерам — бывшим работникам организации, на выплаты членам профсоюзной организации, на средства, переданные вдове умершего работника для изготовления памятника, на суммы выплат наследникам автора за использование ранее созданного им произведения, на дивиденды, начисляемые акционерам.

На предприятие для исчисления страховых взносов в отдельные государственные социальные внебюджетные фонды используются разные базы.

С 01.01.99 в соответствии со ст. 1, 2, 3 и 4 Закона все выплаты в пользу работников в денежной и (или) натуральной форме считаются базой для исчисления страховых платежей в четыре социальных внебюджетных фонда (ПФР, ФСС РФ, ГФЗН РФ, фонды ОМС), а начисленная оплата труда - объектом для исчисления страховых взносов только в фонды ОМС.

Очень важно, чтобы социальные льготы работникам не были признаны соответствующими внебюджетными фондами при проверках за определенные временные периоды завуалированной оплатой труда, на которую следовало начислять страховые взносы. Обязанностью предприятия в этих условиях является создание надлежащей доказательной базы, обосновывающей социальную направленность произведенных выплат при отсутствии их связи с выполнением работниками трудовых обязанностей.

Помимо выплат в пользу работников, принятых по трудовым договорам, объектом начисления страховых взносов в отдельные социальные внебюджетные фонды на предприятие являются также выплаты гражданам по иным видам договоров, содержащим элементы выполнения работ (оказания услуг) собственным трудом гражданина.

С 01.01.99 в соответствии со ст. 1 и 3 Закона при заключении любого гражданско-правового договора, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, следует начислять взносы в три социальных внебюджетных фонда: ПФР, ГФЗН РФ и фонды ОМС.

Выплаты по авторским договорам являются объектом начисления страховых взносов в ПФР и фонды ОМС. Взносы в ФСС РФ начисляются исключительно на выплаты по трудовым договорам.

Таким образом, при оформлении договорных отношений с гражданами на предприятие учитываются отличительные признаки отдельных видов договоров.

Предприятие производит выплаты гражданам по договорам гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг) при этом страховые взносы исчисляются только с суммы вознаграждения за труд, исключая из общей суммы по договору фактически произведенные расходы подрядчика (исполнителя), при соблюдении следующих условий:

- сумма вознаграждения за труд должна быть указана в самом договоре в разделе (пункте договора) о его цене или выделена отдельной строкой в смете расходов, калькуляции  стоимости выполняемых работ, прилагаемой к договору;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.