Рефераты. Социальное страхование

Основополагающим вопросом для развития российского аудита в настоящее время, безусловно, является прохождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона “Об аудиторской деятельности”. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 9.06.99 г. № 890-р данный законопроект был официально внесен в Государственную Думу. 5 апреля 2000 г. проект принят Государственной Думой в первом чтении (с результатами голосования: 358 -за, 28- против, 0 - воздержались), и в настоящее время идет подготовка к его рассмотрению во втором чтении (в частности, 30 мая 2000 г. завершен прием поправок к законопроекту).

Правовое поле для организации аудиторской деятельности будет во многом определено данным законом. Речь идет о месте и роли в этом процессе органов государственной власти, общественных аудиторских объединений и других заинтересованных организаций.

Законопроект “Об аудиторской деятельности” подготовлен рабочей группой с участием представителей Минфина России, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур и практикующих аудиторов, представляющих, в частности, АПР и СПАО, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 6.08.98 г. № 889 “О Соглашении между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о третьем займе для финансирования Проекта структурной перестройки экономики” и от 19.07.99 г. № 829 “О заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 году, письме Правительства Российской Федерации о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики и плане мероприятий по их реализации”.

Документ в достаточной для закона степени концептуально очерчивает правовое пространство аудита и значительно расширяет возможности профессиональных аудиторских объединений в решении отдельных вопросов регулирования аудиторской деятельности. В проекте определены понятия аудиторской деятельности и аудита, обязательного и инициативного аудита, независимости аудиторов; общероссийские правила (стандарты) аудиторской деятельности; основы конфиденциальности информации, полученной при осуществлении аудита; принципы страхования гражданско-правовой ответственности; основы контроля качества работы, аттестации и лицензирования аудиторской деятельности.

В схему регулирования вводится Федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности - ФОГРАД. Таким образом, в проекте не предусмотрено функционирование Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации и центральных аттестационно-лицензионных аудиторских комиссий Минфина России и Банка России. Предусмотрено создание Совета по аудиторской деятельности при ФОГРАДе с контрольным пакетом голосов за практикующими аудиторами, которые таким образом смогут активно участвовать в подготовке и принятии ключевых решений.

Проектом вводится институт аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые будут играть значительную роль в активизации участия практикующих аудиторов в процессе регулирования аудиторской деятельности и более эффективного выполнения контроля за качеством аудиторских услуг. Здесь использован положительный зарубежный опыт (в частности, шведский) во взаимоотношениях с профессиональными аудиторскими объединениями. При подготовке законопроекта проанализированы последние изменения в законодательстве, чтобы избежать противоречий в нормативных актах, в частности в связи с выходом Федерального закона от 25.09.98 г. № 158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (в ред. от 12.05.2000 г.).

При подготовке законопроекта разработчиками была предпринята попытка усовершенствовать действующую систему регулирования аудиторской деятельности. Так, в законопроекте нет обособленного выделения конкретных видов аудита, как было закреплено ранее в п. 23 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. № 2263 (далее - Временные правила). Это вызвано в значительной степени желанием разработчиков приблизить законопроект к международным стандартам.

Федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности согласно законопроекту должен быть определен Правительством Российской Федерации.

С учетом современного правового пространства не исключается активное участие Банка России в этой работе, в том числе в разработке нормативных актов, методических материалов, при проведении контроля качества оказываемых аудиторских услуг, в решении других вопросов, где может быть использован имеющийся опыт Банка России.

В мае 2000 г. в Государственной Думе прошел по законопроекту “круглый стол”, затем были подготовлены поправки (предложения) от различных групп, профессиональных объединений, организаций, ведомств и проведен анализ этих предложений. В Государственной Думе сформирован Экспертный совет, включивший в свой состав более 200 членов, практически в эти же дни он начинает работу, и график работы будет очень плотным.

С учетом обсуждений за прошедший период, на наш взгляд, в настоящее время в проект федерального закона “Об аудиторской деятельности” целесообразно внести определенные изменения и дополнения, в том числе расширительного характера, с соблюдением концептуальных принципов.

Например, дополнить законопроект статьей 1 “Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе”, изложив ее в следующем виде:

а) Понятия и термины гражданского, финансового, бюджетного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

б) Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

- аудит - независимая проверка бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей;

- аудируемое лицо - организация либо индивидуальный предприниматель, которые заключили договор на проведение аудиторской проверки с целью установления степени достоверности своей бухгалтерской отчетности или такая проверка осуществляется по заданию правоохранительных и судебных органов;

- бухгалтерская (финансовая) отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении аудируемого лица и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;

- достоверность бухгалтерской отчетности - такая степень точности данных бухгалтерской отчетности аудируемого лица, которая позволяет пользователю этой отчетности делать на ее основе правильные выводы об имущественном и финансовом положении аудируемого лица и о результатах его хозяйственной

деятельности, а также принимать основанные на этих выводах решения;

- мнение о достоверности бухгалтерской отчетности - независимое мнение аудитора, выражающее оценку правильности составления аудируемым лицом бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам и ее соответствия во всех существенных аспектах требованиям законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете;

- пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности - руководители и/или участники аудируемого лица (внутренние пользователи), а также любые иные лица (внешние пользователи), имеющие в соответствии с законом право на получение информации об имущественном и финансовом положении аудируемого лица и о результатах его хозяйственной деятельности;

- руководитель организации - руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации и имеющее полномочия по принятию ключевых решений;

- лицо, принимавшее участие в проведении аудиторской проверки, - лицо, непосредственно участвовавшее в составлении рабочей и итоговой документации по результатам проведения аудиторской проверки:

- правила (стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления, оформления, оценке достоверности информации, к порядку подготовки аудиторов или квалификации, а также регламентация оказания отдельных сопутствующих услуг и подготовки результатов аудиторской экспертизы;

- заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки либо (или) хотя и составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение может быть признано только по решению суда в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

- незаконная аудиторская деятельность - деятельность аудиторской организации или индивидуального аудитора по проведению аудиторских проверок и выдаче аудиторских заключений без наличия лицензии на этот вид деятельности или в случае просроченной явно по его вине лицензии (срок действия которой истек более полугода назад); выдача заведомо ложного аудиторского заключения либо деятельность по лицензии, выданной лицензирующим органом с нарушением законодательства о лицензировании, если упомянутое деяние причинило ущерб аудируемому лицу или государству, либо оно было сопряжено с извлечением дохода в крупном размере”.

Целесообразно, на наш взгляд, более расширительно дать блок по сопутствующим аудиту услугам, под которыми может пониматься предпринимательская деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов по:

а) постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению бухгалтерской отчетности, бухгалтерскому консультированию;

б) налоговому консультированию;

в) анализу финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическому и финансовому консультированию;

г) управленческому консультированию, в том числе реструктуризации организаций;

д) определению соблюдения в организации предписанных процедур и правил;

е) правовому консультированию;

ж) автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;

и) оценке имущества и предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

к) разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов;

л) проведению маркетинговых исследований;

м) проведению исследований, разработок в области, связанной с аудиторской деятельностью и распространением их результатов, в том числе в печатном и электронном виде;

н) обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.