Рефераты. Социальное страхование

Необходимо отметить, что аудиторская деятельность как таковая порождена рыночной экономикой и является составной частью механизма этой экономики.

В настоящее время в экономически развитых странах аудиторские организации осуществляют свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, значительной насыщенности рынка оказываемых услуг, постоянно расширяя их ассортимент и наращивая объемы. Это позволяет удержаться на “плаву” и получать достаточно высокие прибыли.

В мировой практике аудиторский контроль подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний аудит по ряду признаков вполне можно назвать внутрихозяйственным аудитом, являющимся составной частью внутриведомственного контроля. С другой стороны, внутренний аудит имеет много общего с внешним аудитом по содержанию и методам проведения, и в значительной мере является информационной базой для аудита внешнего, выполняемого независимыми аудиторскими фирмами и аудиторами, работающими самостоятельно.

При должной организации внутреннего аудита на предприятии существенно сокращаются объем и содержание внешнего аудита, проводимого в предусмотренных действующим порядком случаях.

Вместе с тем между внутренним и внешним аудитом имеются существенные различия. Это прежде всего различия в уровнях независимости. Органы внутреннего аудита организуются на самих предприятиях, подчиняются его руководству и находятся полностью на их содержании. В связи с этим независимая деятельность органов внутреннего аудита возможна, как правило, только в отношении структурных подразделений предприятия, деятельность которых подвергается проверке.

Что касается органов внешнего аудита, то они полностью как материально, так и организационно независимы от аудируемого предприятия и осуществляют свою деятельность на договорной основе.

Очень важно, чтобы деятельность органов (групп) внутреннего аудита на предприятии была четко регламентирована соответствующим Положением, предусматривающим их права и обязанности, а также гарантии руководства предприятий по обеспечению их эффективной работы.

Практика показывает целесообразность сокращения численности постоянного состава сотрудников органов внутреннего аудита и привлечения в необходимых случаях (например, при более глубоких внеплановых ревизиях) специалистов со стороны, что должно заранее быть оговорено.

Существенные различия между внутренним и внешним аудитом вытекают также из их основных задач и из времени выполнения работы.

Если основной задачей внутреннего аудита является подготовка информационных материалов о финансово-экономическом состоянии данного предприятия для руководства, то главная задача внешнего аудита — подготовка соответствующего заключения для внешних заинтересованных пользователей — акционеров, инвесторов, налоговой службы, банков, партнеров, органов власти и т.д.

Внутренний аудит, являясь составной частью внутрихозяйственного контроля на предприятии, осуществляется непрерывно, внешний аудит проводиться периодически, как правило, один раз в год.

В международной практике аудит подразделяется на обязательный и добровольный. Подобного рода деление наметилось и в России.

Согласно Временным правилам аудиторские проверки могут быть обязательными и инициативными.

Обязательные проверки экономических субъектов проводятся в случаях, прямо установленных актами законодательства РФ, а также по поручению органов дознания и следователей при наличии санкции прокурора, суда и (или) арбитражного суда, данному в соответствии с процессуальным законодательством РФ аудитору (аудиторской фирме). Во исполнение упомянутых выше Указов Президента РФ от 22 декабря

1993 г. № 2263 и от 24 декабря 1994 г. № 1355 утверждены “Основные критерии (система показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке”. Данным Постановлением Правительства РФ также определено понятие “экономический субъект”, установлены сроки введения обязательного аудита для групп экономических субъектов (начиная с отчета за

1994 г. или за 1995 г.), даны соответствующие поручения Министерству финансов РФ и Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Согласно указанным основным критериям деятельности подлежат обязательной ежегодной проверке следующие группы экономических субъектов:

а) По организационно-правовой форме: акционерные общества открытого типа, при наличии на конец отчетного года свыше 100 участников (акционеров) — начиная с отчета за 1994 г.;

б) По виду деятельности:

- банки и другие кредитные учреждения;

- страховые организации и общества взаимного страхования;

- товарные и фондовые биржи;

- инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);

- внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;

- благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;

- другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена Федеральными Законами, Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ.

Обязательная аудиторская проверка перечисленных экономических субъектов введена начиная с отчета за 1994 г.

в) По источникам формирования уставного капитала (уставного фонда) — экономические субъекты, в чьем уставном капитале (уставном фонде) имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

Обязательная аудиторская проверка введена начиная с отчета за 1994 г.

г) По финансовым показателям деятельности — экономические субъекты (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

- объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 000 раз установленный законодательством РФ минимальный месячный размер оплаты труда (в среднегодовом исчислении за отчетный год);

- суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 000 раз установленный законодательством РФ минимальный месячный размер оплаты труда (в среднегодовом исчислении за отчетный год). Обязательная аудиторская проверка вводится начиная с отчета за 1995 г. “Временными правилами” предусмотрены значительные штрафы за уклонение экономических субъектов от проведения обязательных аудиторских проверок, либо препятствование их проведению, взыскиваемые установленным порядком в доход бюджета РФ (в сумме до 500-кратного размера установленной Законом минимальной оплаты труда — с экономического субъекта и до 100-кратного — с руководителей).

Инициативные проверки проводятся по решению самих экономических субъектов.

Так, если предприятия и организации (особенно малые фирмы), сочтут целесообразным получить более объективную и беспристрастную оценку своего финансово-экономического положения, то с этой целью могут обратиться в аудиторскую фирму.

Можно предположить, что по мере развития рыночной экономики, усиления конкуренции и усложнения партнерских связей практика инициативных проверок существенно расширится. Хозяйствующим субъектам будет экономически выгодно подвергнуться аудиту, нежели потерять выгодные партнерские связи и сделки.

Решению задачи повышения эффективности аудиторских проверок в Российской Федерации будет способствовать дальнейшее насыщение рынка аудиторами и аудиторскими организациями, число которых пока еще невелико, что практически исключает конкурентную борьбу между ними и поэтому не обеспечивает должного качества работы.


3.2 Проверка правильности бюджетных и внебюджетных платежей предприятия

Как известно, в настоящее время налоговая политика в Российской Федерации крайне несовершенна и в значительной мере способствует искусственному банкротству предприятий, изъятию у них практически большей части прибыли, полученной от хозяйственной деятельности.

Возникновение неплатежеспособных предприятий в свою очередь сужает налоговую базу всей экономики и, по существу, срывает выполнение намеченных реформ, приводит к увеличению социальной напряженности.

В данной обстановке важнейшей задачей аудиторов является оказание помощи предприятию путем тщательной проверки обоснованности взимаемых сумм налогов, разъяснений и консультаций по действующему законодательству и предотвращению вероятных переплат и штрафов. Безусловно, аудиторы не должны ставить своей задачей помощь предприятиям в незаконном сокрытии налогов, однако они многое могут сделать для ограждения предприятий от необоснованных, а порой преднамеренно завышенных требований фискальных органов по суммам, подлежащим взысканию с них налогов. К сожалению, налоговая служба экономически заинтересована в завышении взыскиваемых сумм, поскольку от этого, как ни странно, зависит заработная плата ее работников, а также, учитывая фактор инфляции, в досрочном получении налогов.

При проверке платежей во внебюджетные фонды аудитор прежде всего уточняет базу налогообложения для определения платежей, перечисляемых во внебюджетные фонды (сч. 69): по социальному страхованию, пенсионному обеспечению, медицинскому страхованию, по фонду занятости.                              

Для проверки правильности формирования базы налогообложения аудитор руководствуется Инструкцией Госкомстата РФ (№ 89 от 10.07.95 “О составе фонда заработной платы и выплат социального характера” и инструкциями соответствующих внебюджетных фондов.

Аудиторская проверка заканчивается оформлением двух итоговых документов — акта аудиторской проверки бухгалтерского учета и достоверности отчетности и аудиторского заключения.

В акте аудиторской проверки с достаточной подробностью и доказательностью, однако без включения малосущественных деталей, аудиторы сообщают клиенту о проделанной работе, о ее основных направлениях и о том, какие из этих направлений подвергнуты сплошной проверке, а какие — выборочной. После этого указываются выявленные недостатки в последовательности, соответствующей их значимости. При этом в акте наряду с отмеченными недостатками должны быть изложены конкретные рекомендации по их исправлению и недопущению в будущем. Вместе с тем аудиторы не должны сами делать такие исправления (т.е. выполнять работу персонала бухгалтерии).

Акт аудиторской проверки является строго конфиденциальным документом, с содержанием которого аудиторы не вправе без согласия на это клиента знакомить третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством (выявление хищений, мошенничества и других особых случаев). В связи с этим акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, один из которых передается аудиторами лично главному бухгалтеру предприятия или лицу, его замещающему, а второй экземпляр остается в аудиторской организации, проводившей проверку, для последующего контроля за устранением выявленных недостатков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.