Рефераты. Роль и место бизнес-планирования в управлении предприятием

К сожалению, анализ отечественной практики использования плановых инструментов в бизнесе свидетельствует о том, что в этой области есть еще много темных пятен и что резервы плана в значительной мере еще не используются. Хотя проблеме внедре­ния бизнес-планирования в России в последние годы уделяется некоторое внимание, недостатков здесь более чем достаточно.

Как уже было отмечено, конкретного государственного стандарта на форму и со­держание бизнес-плана у нас не существует. Поэтому каждый потенциальный инвестор предъявляет к разработчикам свои требования.

Как правило, российский специалист стремится использовать западную методологию разработки подобных документов (будь то методика UNIDO, ЕБРР и т.п.) без учета особенностей российской деловой среды и менеджмента. Обычно в зарубежных пособиях советуют российским пользователям вносить в предлагаемые формы и таблицы собственные цифры и все будет сделано. Большинство работ российских авторов основываются на иностранных источниках и не приспособлены к отечественным реалиям. Однако условия биз­неса в нашей стране очень специфичны. У нас иная законодатель­ная база, другая система подзаконных нормативных актов, стан­дартизация, нормативно-методическое обеспечение внутренней среды предприятий в виде организационной документации. Поэтому брать на вооружение западные мето­дики, рецепты управленческого поведения без учета условий Рос­сии бесполезно. Хотя на Западе имеется колоссальный опыт пла­нирования бизнеса, готовых стандартов нет и там.

Довольно характерным для отече­ственных разработчиков бизнес-планов является недопонимание тех акцентов, которые нужно сделать чтобы бизнес-план удовле­творил заказчика. Эксперты отмечают, что крен обычно делается на подробное освещение финансов, эффективности проекта, но в то же время очень мало внимания уделяется анализу рынка про­дукции и обоснованию ее конкурентоспособности. Нередко пре­увеличиваются рыночные потребности в будущей продукции из-за неудовлетворительного качества маркетинговых исследований.

В эффективно функционирующих компаниях маркетинг вы­ступает не предметом заботы отдельных специалистов, а итогом работы всего коллектива компании. Естественно, что каждый спе­циалист, располагающий информацией о конкурентах или выпус­каемой ими продукции, обязан предоставить ее маркетинговой службе.

Трудности во внедрении полноценного бизнес-планирования в России создает также отсутствие реальной информации о конкурентоспособности продукции и всей стратегии предприятия, конкурентной среде, конкурентных потенциалах. Кроме того, зачастую игнорируются интересы партнеров (инвесторов, кредиторов). В российской практике бизнес-планирования, в отличие от за­падных, где учет этих проблем дело само собой разумеющееся, необходимо, чтобы применительно к производству был тщательно спрогнозирован и в полной мере учтен вопрос уровня качества изделий или услуг. В западной практике, если продукт не конкурентоспособен по качеству, вопрос о его производстве сразу снимается. В России  до сих пор нередко это в полной мере в расчет не при­нимается.

Учитывать также необходимо что продукт может быть не конкурентоспособен и по другим параметрам, например по уровню затрат на производство еди­ницы продукции. Все эти аспекты должны быть тщательно про­анализированы и зафиксированы в бизнес-плане. Это же относится к проблеме управления бизнесом, т.е. в бизнес-плане должны содержаться все необходимые сведения, свидетельствующие о том, что уровень управления бизнесом будет, по крайней мере, адекватным поставленным задачам.

Таким образом, выводы напрашиваются сами собой. Не смотря на эффективность такого управленческого инструмента как бизнес-план возможности его в отечественном менеджменте, в большинстве случаев, не реализуются. Этому есть ряд объективных общеэкономических причин. Действительно, в условиях крайней экономической неопределенности сложности возникают с планированием вообще, а не только с бизнес-планированием. Тем не менее, не меньшую озабоченность вызывают и субъективные проблемы. В частности, отмечается явный недостаток экономических знаний у тех лиц, от которых зависит принятие решений в бизнесе. И если на крупных предприятиях ситуация выравнивается, то в малом бизнесе эта проблема стоит очень и очень остро.

Тем не менее, общая положительная тенденция все-таки наблюдается. Медленно, но верно бизнес начинает осознавать те преимущества, которые может предоставить планирование и, в частности, бизнес-планирование. Остается надеяться, что вместе со стабилизацией экономики в России бизнес-планирование займет свое достойное место в управлении финансами и предприятием в целом.


 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


При всем многообразии форм бизнеса существуют основы, обязательные практически для всех областей коммерческой дея­тельности, для разных предприятий и организаций, опора на ко­торые необходима для того, чтобы своевременно подготовиться к возможным неожиданностям и устранить потенциальные труднос­ти, опасности и тем самым уменьшить риск в достижении постав­ленных целей. Планомерная разработка стратегии и тактики про­изводственно-хозяйственной деятельности предприятия является важнейшей задачей для любого бизнеса.

В рыночной экономике бизнес-план является исключительно эффективным рабочим инструментом как для вновь создаваемых, так и для действующих компаний во всех сферах предпринима­тельства. Бизнес-план побуждает менеджера тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного мероприя­тия. Практически всегда в этом процессе обнаружится немало сла­бых мест и пробелов, устранению которых нельзя не уделить внимания.

Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соот­ветствии с потребностями рынка и наличием необходимых ресур­сов. Бизнес-план помогает менеджеру решать следующие основные проблемы:                       

-         определить конкретные направления деятельности пред­приятия, его целевые рынки и место на этих рынках;

-         сформулировать долговременные и краткосрочные цели бизнеса, стратегию и тактику их достижения, а также определить круг лиц, ответственных за реализацию намеченного;

-         зафиксировать состав и показатели товаров и услуг, кото­рые будут предложены потребителям, оценить соответствующие производственные и торговые издержки;

-         выявить соответствие имеющегося персонала предприятия и условий в мотивации его труда предъявляемым требованиям;

-         определить систему маркетинговых мероприятий по иссле­дованию рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразова­нию, каналам сбыта и др.;

-         оптимизировать организующую структуру управления;

-         оценить финансовое положение предприятия и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов, возможности достижения поставленных целей;

-         выявить те трудности, которые способны помешать выпол­нению бизнес-плана, и наметить меры по их устранению.

Планирование бизнеса обеспечивает немало выгод. Оно, в частности:

-         побуждает менеджмент тщательно изучить перспективы развития бизнеса;

-         позволяет обеспечить четкую координацию всех усилий по достижению поставленных целей;

-         определяет ключевые показатели бизнеса, необходимые для последующей оценки и контроля результатов;

-         заставляет руководителей точно определить цели бизнеса и пути их достижения;

-         делает предприятие намного более подготовленным к вне­запным изменениям рыночной ситуации.


Тщательно подготовленный и составленный план бизнеса открывает перспективу его развития, то есть отвечает на самый важный вопрос: стоит ли вкладывать силы и средства в это дело, принесет ли оно такую прибыль, которая окупит все затраты.

В зависимости от направленности и масштабов задуманного, объем работ по формированию плана способен изменять  в большом диапазоне, степень его детализации весьма различна. Когда в плане требуется менее объемная проработка, часть разде­лов может вообще отсутствовать. Когда же план предстоит разра­батывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и слож­ные маркетинговые исследования, он должен быть полнокровен.

Бизнес-план стал принципиально новым для российской эко­номики документом. Основной целью его разработки выступает планирование хозяйственной деятельности предприятия на бли­жайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями приобретения необходимых ресурсов.

В современной практике бизнес-план призван выполнять че­тыре функции. Первая — использование его для разработки стра­тегии и тактики бизнеса. Вторая — формирование и реализация плановых программ, позволяющих оценить потенциал развития нового на­правления деятельности, контролировать процессы, протекающие в рамках бизнеса. Третья — привлечение извне денежных средств для целей развития, реинжиниринга бизнеса. Четвертая - при­влечение к реализации планов бизнеса партнеров, которые спо­собны вложить в него собственный капитал или имеющуюся у них технологию.

Бизнес-план обеспечивает анализ возможностей для бизнеса в конкретной ситуации и четкое представление, каким образом ме­неджмент хочет и может использовать данный потенциал.

В плане оценивается перспективная ситуация как внутри ор­ганизации, так и вне ее. Он объективно необходим руководству организации для ориентации в условиях акционерной собственнос­ти, поскольку именно при помощи бизнес-плана управляющие принимают решение об эмиссии акций и использовании эмиссион­ного дохода. Бизнес-план используется и при обосновании меро­приятий по совершенствованию и развитию организационной структуры фирмы, в частности, для обоснования уровня центра­лизации управления и ответственности сотрудников. Данный план помогает и координации деятельности партнеров, связанных коо­перированием и изготовлением одинаковых и взаимодополняющих продуктов.

Но не следует рассматривать уже составленный бизнес-план как образец. В условиях нашей экономики может быть потеряна актуальность конкретной разработки в силу использования жестко зафиксированных параметров, утративших свою информатив­ность. Бизнес-планирование позволяет готовить новые варианты поведения бизнеса на основе проанализированных сценариев. При этом бизнес-план открывает возможность отслеживать ситуацию за любой промежуток времени.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Э.А. Уткин, Б.Акотляр, Б.М. Рапопорт «Бизнес планирование. Курс лекций» – М:Экмос, 2001 г.
  2. Ф.К. Беа, Э. Дихтл, М. Швайтцер «Экономика предприятия». – М.: Инфра-М, 1999г.
  3.  Э.А. Уткин «Бизнес-план». – М.:Экмос, 1998г.
  4.  «Управление инвестициями» в 2-х т./ Под общ. ред. В.В. Шеремета – М.: Высшая школа, 1998г.
  5.  «Бизнес-планирование»./ Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова – М.: Финансы и статистика, 2000г.
  6. В.З. Черняк, А.В. Черняк, И.В. Довиденко «Бизнес планирование. Учебно-практическое пособие» - М.: РДЛ, 2000г.
  7. М.М. Алексеева «Планирование деятельности фирмы» – М.: Финансы и статистика, 2001г.
  8. Ю. Бригхем, Л. Гапенски«Финансовый менеджемент. Полный курс». В 2-х т./Пер. с английского под ред. В.В. Ковалева – СПб.: Экономическая школа, 1997г.
  9. Веретенникова О.Б. «Финансы предприятий: Учебное пособие» – Екатеринбург.: Из-во УрГЭУ, 2000г.
  10. А.Д. Шеремет,  Р.С. Сайфулин «Финансы предприятий». – М.; Инфра-М, 2000г.
  11. И.А. Бланк «Основы финансового менеджмента» в 2-х т. – Киев; Ника-Центр, 1999г.
  12.  «Как разработать бизнес-план». – Люксембург; Служба Тасис. Офис официальных изданий Европейского сообщества. – Май,1998г
  13. И. Жаров «Бизнес-план и средства его создания»//Корпоративный менеджмент. Электронное издание – #"#">http://www.cfin.ru
  14. С.В. Леонтьев, П.Н. Ткаченко «Типовая методика разработки бизнес-планов и анализа инвестиционных проектов с помощью тестовых таблиц»// Корпоративный менеджмент. Электронное издание – http://www.cfin.ru
  15. Официальный сайт Организации по промышленному развитию ООН (UNIDO). – #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Процитировано по Веретенникова О.Б. «Финансы предприятий: Учебное пособие» – Екатеринбург.: Из-во УрГЭУ, 2000г.


    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.