Рефераты. Роль и место бизнес-планирования в управлении предприятием

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Ввиду непрерывности (цикличности) бизнес-планирования в организации невозможно однозначно определить «начало» этого процесса. Для удобства описания некоторых особенностей процесса (более подробного раскрытия некоторых положений/моментов) введем еще один этап (функцию) — «диагностика проблемы». При этом под термином «проблема» мы будем понимать: а) ситуацию, когда поставленные цели не достигнуты, т.е. не случается то, что должно случиться (в этом случае можно сказать, что процесс бизнес-планирования «порождается» выполнением функции «контроллинг» — блок А5); б) потенциальную возможность (упреждающее управление) — проблема осознается, когда появляется понимание, что что-либо можно сделать для улучшения хода дела, либо для извлечения выгоды из представляющейся возможности (здесь уже нельзя поставить в соответствие «стартовой точке» какой-либо блок — подобное «озарение» может произойти на любом этапе процесса, при выполнении любой функции).

Проблемы, цели, информация.

Итак, первым («нулевым») этапом всего процесса выступает диагностика проблемы. Полностью определить проблему зачастую очень трудно, поскольку все части организации взаимосвязаны. («Правильно определить проблему — значит наполовину ее решить»). Поэтому диагностика проблемы сама по себе становится процедурой в несколько шагов с принятием промежуточных решений.

Первым шагом является осознание симптомов затруднений или имеющихся возможностей. К числу наиболее распространенных симптомов относятся: низкая прибыль и/или сбыт; недостаточная производительность и качество; высокие издержки; частые конфликты в организации; текучесть кадров и т.п.

На основании симптомов можно определить проблему в общем виде, т.е. провести отсечение «лишних» факторов для сокращения поля собираемой и анализируемой информации. (Если на этом шаге была допущена ошибка, то в ходе дальнейшего осуществления процесса возможен повторный возврат к этому этапу.)

Для более точного выявления причин следует провести сбор и анализ соответствующей информации.

Взаимосвязь симптомов, возможных причин и анализируемой информации (ее источников) для некоторых случаев приведена в таблице 2 («Диагностика проблемы»).












Таблица 2 “Диагностика проблемы”

 Область

 Симптомы

 Возможные причины

 Что необходимо анализировать (источник информации)

 Организация

частые конфликты

неэффективное управление

 неправильная организация бизнес-процессов; структуры компании

 штатное расписание, Положение об орг.структуре, структуру, информационные системы

 Логистика

высокие издержки

высокая себестоимость

низкое качество

 неоптимальность финансовых, информационных и материальных потоков, а также управления ими

 транспортные и технологические потоки (их организация и управление), склады, накопители и т.д.

 Финансы

низкая прибыль

нехватка финансовых средств

низкая ликвидность

 неправильное использование (выбор) источников финансирования; управление финансами

 финансовые потоки, коэффициенты, структура активов и имущества

 Маркетинг

недостаточный сбыт

слабая конкурентная позиция

 неправильная номенклатура выпускаемой продукции, ошибки в маркетинговой политике, конкурентной стратегии

 анализ ситуации на рынке (потребители, поставщики, конкуренты и т.п.), возможности и т.д.

 Стратегическое планирование и управление, принятие решений

нерентабельность осуществляемых проектов

высокая доля ошибочных решений

 отсутствие процедуры принятия решений, не понимание миссии и целей компании

 миссия и цели фирмы, планы стратегического развития, методы и приемы планирования и управления

 Экономика, Учет

слишком высокие налоговые платежи

хищения

потери

 отсутствие или неадекватность системы учета и управления издержками и товарно-материальными запасами

 схемы разнесения и разделения издержек на предприятии, схемы расчета налогов, Положения об учете, отчетности и т.п.

 Персонал

низкая производительность

высокая текучесть кадров

недостаточная лояльность

 ошибки в кадровой политике (подбор, обучение и стимулирование персонала)

 стремления и цели персонала, система поощрений и наказаний, психологический климат в компании, квалификация персонала

Анализ предприятия

Первый шаг к решению возникших проблем — сбор информации и определение причин возникших затруднений.

Источник информации, который доступен каждому руководителю на любом предприятии, — бухгалтерская отчетность.


Анализ бухгалтерской отчетности — это процесс, при помощи которого можно оценить прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности организации.


Основные цели анализа бухгалтерской отчетности :


Направления анализа


Единственная проблема, стоящая перед руководителем, изучающим данные бух.отчетности — то, что бухотчетность не предусматривает определения истинного объективного финансового положения предприятия и его хозяйственной деятельности, а отчетные данные нельзя использовать для принятия управленческих решений (это старая «фотография» — констатация уже давно свершившегося).

Наряду с этим присутствует еще ряд проблем, присущих этому виду анализа:


Основные отчетные документы


Баланс

Назначение

На определенную дату описывает виды и размеры активов, использованных бизнесом (вложенные фонды), и компенсирующие их обязательства по отношению к кредиторам и владельцам (полученные фонды).

Структура

Основные категории активов:


Основные источники фондов:


Свойства



Отчет о прибылях и убытках

Назначение

Отражает воздействие управленческих решений на деятельность бизнеса и, соответственно, на итоговую прибыль или убыток владельцев бизнеса за строго определенный период. Указанная прибыль (убыток) увеличивает (уменьшает) собственный капитал компании, отраженный в балансе.

Свойства

Отчет о прибылях и убытках

Включает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.