Рефераты. Роль и место бизнес-планирования в управлении предприятием

• проблема нового;

• философия (в классическом смысле).

 


Разработка планов/решений (определение альтернатив).

Предыдущий шаг завершился выявлением проблемных зон, причин негативных событий или открывающихся возможностей, благоприятных факторов. Теперь, на основе этих сведений, следует предложить возможные управленческие решения — разумеется, этот шаг мы тоже рассмотрим под углом финансов (с позиций финансов). В рамках данного пособия этот вопрос будет затронут очень кратко — эта тема сложная и требует детального рассмотрения. Мы познакомимся только с возможными направлениями, которыми следует руководствоваться при поиске решений в случае неблагоприятной ситуации на предприятии (кризисе).

Большинство решений, направленных на выведения компании из кризиса можно отнести к стратегическим (т.к. проблемы возникают из-за ошибок в стратегии: прямые ошибки или «успокоенность» — пренебрежение изменениями на рынке и проч.). Это решения, которые нужно «семь раз отмерить» — провести детальный и всесторонний анализ — слишком высока цена ошибки.







.

Обычная последовательность действий при преодолении кризиса состоит из двух этапов: 1) восстановить прибыльность и нормализовать движение денежных средств — краткосрочные меры, которые не решают проблем но создают «плацдарм» для дальнейших изменений — консолидация; 2) восстановить позиции компании — долгосрочные стратегические решения, которые собственно устраняют причины кризиса

Консолидация - получение краткосрочной прибыли

Это меры по восстановлению прибыльности и нормализации движения денежных средств:

·        сокращение затрат

·        повышение размера чистой прибыли

·        избавление от избыточных активов

·        усиление контроля за денежными трансакциями


Трансформация — создание долгосрочной конкурентоспособности

Цель — борьба за покупателя и лидирующее положение на рынке:

·        расширение доли рынка

·        позиционирование марок

·        инновации в области товара

·        инновации в области процессов и маркетинговых каналов


Следует осознавать разницу между долгосрочной и краткосрочной перспективой. Достижение краткосрочного повышения прибыли не представляет особых проблем. Но если не проанализировали причины кризиса и пренебрегли программой трансформации — не следует рассчитывать на восстановление рентабельности в долгосрочном периоде.


Факторы, определяющие выбор мер консолидации

·        скорость

·        ответная реакция потребителей

·        реакция конкурентов

·        высокий потенциал

·        низкий риск

·        долговременные убытки

·        правовые ограничения и ограничения, связанные с охраной окружающей среды

·        моральное состояние сотрудников


Программа трансформации — основные вопросы

·        основные внешние силы трансформации отрасли

·        концепция лидерства компании в отрасли (отличительное преимущество, основные компетенции и пр.)

·        каким образом будет создана основная компетенция

·        какие стратегии позволят реализовать концепцию лидерства

·        какими качествами должен обладать руководитель



Экономическая сущность решений по повышению прибыли

·        решения, влияющие на цепочку ценностей (решения в области товаров, цен, стимулирования сбыта и пр.), оказывают противоположное воздействие на показатели прибыли и объема продаж

·        существует временная дифференциация — эффект решений проявляется гораздо быстрее в области прибыли, чем в сфере продаж и маркетинговой деятельности


Увеличение притока денежных средств

Уменьшение оттока денежных средств

 

Краткосрочные меры


• Продажа или сдача в аренду внеоборотных активов

• Рационализация ассортимента продукции

• Реструктуризация дебиторской задолженности, управление ею и использование адекватных финансовых инструментов

• Использование частичной предоплаты

• Использование внешних источников краткосрочного финансирования

• Разработка системы скидок для покупателей


• Сокращение затрат

• Отсрочка платежей по обязательствам

• Использование скидок поставщиков

• Пересмотр программ инвестиций

• Налоговое планирование

• Вексельные расчеты и взаимозачеты

Долгосрочные меры


• Дополнительная эмиссия акций и облигаций

• Реструктуризация компании

• Поиск стратегических партнеров

• Привлечение инвесторов


• Установление долгосрочных контактов, предусматривающие скидки, отсрочки платежей и др. льготы

• Налоговое планирование


Это, пожалуй, одна из наиболее сложно формализуемых функций. Основной задачей является формулирование набора возможных решений проблемы (альтернатив).

Во многих случаях достаточно получить несколько приемлемых решений, а не пытаться найти оптимальное (слишком дорого).

В число рассматриваемых альтернатив обычно необходимо включить и «ничего не предпринимать/оставить как есть» (см. «Возможные решения»)


Рис. Возможные решения

 

Процесс нахождения возможных альтернатив определяется поисковой стратегией и способом управления ею.

Для управления самим процессом поиска возможных решений в сложных и тупиковых ситуациях рекомендуется использовать морфологическую карту «Управление стратегией поиска решения» (таблица 9 приведена ниже).




С целью облегчения процесса генерирования возможных альтернатив можно попытаться ответить на вопросы, указанные в таблице 10 («Вопросы для создания замысла/идеи»)





а также обратить внимание на ключевые факторы успеха, опираясь на которые любое предприятие может разрабатывать эффективные планы/стратегии (см табл. 11 «Ключевые факторы успеха»).




Оценка планов/решений.

Результатом выполнения этой функции является проведение анализа и подготовка сводного документа, систематизирующего и обобщающего все исследования (бизнес-план).

Ключевыми моментами в процессе оценки, которым следует уделить особое внимание, являются:

·        правильный выбор используемых методов анализа на основе характера информации, времени на принятие решения, особенностей вопроса;

·        четкое описание допущений используемых при анализе проблемы, а также ограничений и допущений, возникающих в связи с самой спецификой применяемых инструментов;

·        учет всей релевантной информации при проведении оценки (не только количественной, но и качественной);

·        правильное и адекватное применение инструментов/методов анализа;

·        проведение интерпретации полученных результатов с учетом особенностей среды принятия решений (целей анализа, важности проблемы и ее особенностей, качества информации и ее состава, свойств использованных методов, сделанных допущений и пр.).

Обычно, в результате оценки по каждой из альтернатив должны быть проанализированы достоинства/недостатки, возможные общие последствия. В случае необходимости проводится выбор наилучшей альтернативы из рассмотренных по утвержденным критериям.

Завершается этап оценки решений составлением бизнес-плана — документа, позволяющего ЛПР быстро вынести правильное и обоснованное (взвешенное) суждение по проблеме (принять решение).

В общем случае можно сказать, что бизнес-план состоит из трех основных частей (как бы они не назывались в самом документе):

·        описание ситуации (проблемы, возможности)

·        стратегия извлечения прибыли из данной ситуации

·        подтверждающие расчеты и документы (включая интерпретацию полученных результатов)

При этом информация, представленная в данных разделах должна продемонстрировать (и убедить!) заинтересованной стороне (прежде всего инвестору):

·        инвестиционный потенциал

·        жизнеспособную стратегию выхода

·        эффективную управленческую команду, способную обеспечить реализацию потенциала компании/проекта

·        возможность активного мониторинга, влияния и контроля над использованием инвестиций

В большинстве случаев структура бизнес-плана имеет вид, представленный на рис. 12, на котором представлена взаимосвязь разделов бизнес-плана с описанным выше процессом бизнес-планирования. Традиционное название и порядок разделов в типовом бизнес-плане представлена в следующей главе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.