|
|
|
|
|
|
|
|
||
Нераспределенная прибыль (убыток) |
|
|
|
|
|
|
|
||
(Рис. 1)
Весь процесс текущего финансового планирования разбивается на несколько этапов:
· сбор и сведение исходных данных для планирования;
· формирование первоначального варианта Финансового плана;
· оптимизация и согласование показателей Финансового плана;
· утверждение Финансового плана и доведение его показателей до соответствующих служб.
Каждый этап, в свою очередь, включает определенный набор действий, которые будут описаны далее.
3. В связи с длительностью процесса (он часто сопоставим с периодом планирования) и большим числом его участников (помимо финансовой службы, в нем участвуют все взаимодействующие с ней подразделения) обычно формируется календарный регламент прохождения этапов: к такому-то числу предоставить исходные данные финансовой службе, к такому-то – согласовать показатели, к такому-то – довести утвержденные показатели. Пример такого регламента представлен на диаграмме 1.
4. Результаты текущего планирования используются в других бизнес-процессах управления финансами: утвержденные плановые показатели используются в качестве лимитов в управлении задолженностью и платежами; они же являются базой для сравнения с фактическими показателями в процессе анализа выполнения планов.
(Диаграмма 1)
5. Текущее планирование выполняется в определенных разрезах показателей, в частности:
· в разрезе финансовой структуры предприятия, то есть среза его организационной структуры с точки зрения управления финансами, когда среди подразделений, направлений деятельности, проектов выделяются центры финансового учета (центры прибыли, центры затрат, центры ответственности), для которых ведется планирование и учет доходов и расходов; центры финансового учета могут иметь иерархическую структуру
· в разрезе целевых направлений доходов и расходов, которые собираются в единый для предприятия классификатор статей доходов и расходов; классификатор обычно является иерархическим: наименьшие элементы доходов и расходов группируются в статьи, те, в свою очередь, в виды деятельности (текущая, инвестиционная, финансовая); кроме того, поддерживается единство или соответствие классификаций статей финансовой службы, бухгалтерии и планово-экономического отдела для облегчения сопоставления и обмена данными;
· в разрезе более мелких плановых периодов: месяцев при планировании на квартал, кварталов при планировании на год;
· в разрезе дополнительных характеристик, необходимых в конкретных ситуациях: источников финансирования и объектов строительства – для инвестиционного плана, видов денежных средств, запасов, внеоборотных активов – для планирования их движения и т.п.
Описание действий, выполняемых в процессе текущего планирования.
1. Финансовая служба получает от Планово-экономического отдела и других служб плановые данные в виде следующих документов:
· План продаж (сбыта, реализации) – суммы доходов от реализации продукции, товаров и проч. в разрезе статей доходов, центров финансового учета (сбытовых подразделений);
· План затрат (смета расходов) – суммы расходов на производство, управление и проч. в разрезе статей расходов и центров финансового учета (подразделений);
· План закупок (снабжения) – суммы оборотных средств на закупку материалов, комплектующих, товаров и проч., также в разрезе статей и центров финансового учета;
· План движения запасов – оборотная ведомость по видам запасов – товаров, сырья, материалов, продукции;
· План движения внеоборотных активов – оборотная ведомость по видам активов – основных средств, финансовых вложений и проч.;
· Инвестиционный план (программа) – суммы капитальных вложений, ввода в строй объектов строительства и т.п.;
Состав и названия документов могут меняться, суть же их – предоставление Финансовой службе исходных данных в виде плановых стоимостных показателей подразделений по сферам своей ответственности.
Часть этих данных может формироваться непосредственно самой Финансовой службой: это плановые суммы внереализационных и операционных доходов и расходов, плановые суммы налогов, отчислений в фонды и сборов.
2. Финансовая служба получает из Бухгалтерии фактические данные по остаткам на счетах бухгалтерского учета, используя их для формирования прогнозных остатков дебиторской и кредиторской задолженности, проч. на начало планового периода. Прогнозные остатки могут быть сформированы одним из следующих способов:
· к фактическому остатку прибавляется план движения за период до начала планового периода;
· к фактическому остатку прибавляются факт движения по данным оперативного учета и оценка ожидаемого движения до начала планового периода;
· к фактическому остатку прибавляются факт движения по данным оперативного учета и план движения, отнесенный к остатку периода до начала планового;
· непосредственная экспертная оценка возможных значений остатков.
3. Полученные данные проверяются на взаимосвязанность: показатели Плана продаж и Плана закупок должны соответствовать показателям Плана движения запасов и т.п.; выявленные неувязки согласуются с соответствующими службами.
4. Производится сведение излишне детализированных данных для целей финансового планирования: данные по движению запасов в разрезе номенклатуры сворачиваются до групп запасов, соответствующих отдельным статьям производственных затрат, и т.п.
5. Подготовленные данные используются для подготовки проекта Финансового плана, для чего разносятся в соответствующие ячейки установленных плановых форм.
Формирование первоначального варианта финансового плана
1. Получив необходимые исходные данные и произведя их необходимую предварительную обработку, Финансовая служба производит расчет производных показателей: сумм налогов, зависящих от реализации продукции; сумм поступлений от реализации в соответствии с условиями договоров, сумм платежей по закупкам в соответствии с условиями поставщиков и проч.
2. Все вместе эти показатели, разнесенные по установленным формам (Плана прибылей и убытков, Плана движения денежных средств, Прогнозного баланса), формируют первоначальный рабочий вариант Финансового плана. Как правило, этот вариант оказывается несбалансированным: например, расходы могут превысить доходы или суммы платежей по закупкам (особенно при «экономичной» закупке большими партиями) не соответствуют суммам поступлений от реализации и т.п. Поэтому необходим процесс балансировки статей Финансового плана, оптимизации его показателей.
Оптимизация и согласование показателей финансового плана
1. Основной целью оптимизации Финансового плана с точки зрения Финансовой службы является достижение ликвидности платежного баланса предприятия – соответствия сумм платежей суммам поступлений с учетом остатков денежных средств, то есть достижения неотрицательных остатков денежных средств на конец планового периода. Второй целью является удержание дебиторской и кредиторской задолженности в заданных пределах, то есть приведение конечных остатков задолженности к допустимым значениям. 2. Технологически процесс оптимизации заключается в изменении значений отдельных параметров, перерасчете производных и итоговых показателей, формировании нового варианта Финансового плана и анализе его соответствия вышеописанным критериям (неотрицательность остатков денежных средств и соответствие остатков задолженности лимитам). 3. Выбор изменяемых показателей и величины изменения определяется опытом финансового работника и слабо формализуем, он может быть описан рядом эвристических правил, таких как: · сокращать в первую очередь непроизводственные расходы, не имеющие фиксированную величину (как сумма арендной платы за помещения, канал связи и т.п.) – хозяйственные и канцелярские расходы, проч.; · сокращать платежи по тем договорам, где от этого не зависит их исполнение (с оплатой по отгрузке или сдаче работ) и мал риск начисления штрафных санкций; · увеличивать поступления путем ужесточения условий оплаты (требование предоплаты или аванса по вновь заключаемым договорам); · заменять денежные платежи взаимозачетами, применением комбинированных схем оплаты.В практике работы каждого конкретного предприятия вырабатываются свои приемы балансировки Финансового плана.
4. Изменения показателей, приводящие к балансировке Финансового плана, согласуются в рабочем порядке с ответственными за них службами и фиксируются, остальные отбраковываются и процесс оптимизации продолжается. 5. Если собственными ресурсами Финансовый план сбалансировать не удается, то включаются реально достижимые варианты привлечения заемных средств на различных условиях; процесс заключается в добавлении статей поступлений заемных средств, расходов по процентам за них и платежей по их возврату.Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.