Создание общей концепции автоматизации процесса принятия управленческих решений своевременно как с точки зрения потребностей рынка, так и по уровню существующего программного обеспечения в этой области.
В настоящее время имеются два различных направления развития программного обеспечения: задачи исследования операций в экономике, использующие базу данных управленческого учета, и задачи финансового бухгалтерского учета, фиксирующие состоявшиеся хозяйственные операции и отражающие финансовое состояние организации в виде баланса с последующим анализом. Однако, база данных управленческого учета и информация для задач бухгалтерского учета являются подмножествами единого информационного пространства организации. Поэтому для целей автоматизации процесса принятия управленческих решений будет лучше, если формирование структуры данных управленческого учета в нашей стране произойдет адекватно общеизвестной математической постановке задач исследования операций в экономике организации. Для обеспечения качественного решения каждой отдельной задачи с точки зрения внешней выходной информации необходимо формализовать ее как часть общей задачи управления организацией, то есть использовать корпоративный подход.
Представляется правильным подойти к решению проблемы с построения структуры областей принятия решений с последующей детализацией ее до конкретных задач управления.
Выделим ряд задач, образующих верхний уровень системы управления организацией, решение которых формируют ограничения для принятия решений на нижних уровнях системы и позволяют представить общий критерий максимизации приведенной чистой прибыли в виде линейной формы частных критериев для принятия решений по отдельным вопросам хозяйственной деятельности.
Основой автоматизированного синтеза управленческих решений может служить математическая модель финансово-хозяйственной деятельности , в которой реализовано формальное описание процедуры выполнения бухгалтерских проводок и построения баланса организации. Модель представляет экономическую информацию методом пространства состояний в применении к хозяйственной деятельности организации. Вектор состояния системы определен как бухгалтерский баланс, некоторые функции, характеризующие эффективность деятельности организации, трактуются как выходные величины. Входными же воздействиями в системе являются хозяйственные операции.
Представление экономической информации в виде подмножества управленческой информации, а это подмножество - как подмножество единого информационного пространства позволяет подойти к моделированию влияния управленческих решений на баланс организации, через который может быть оценено качество принятого управленческого решения.
Полученную систему можно разбить на подсистемы, моделирующие отдельные этапы финансово-хозяйственной деятельности организации, которые требуют принятия управленческих решений. Процедура принятия такого решения, как правило, есть оптимизационная процедура по требуемому критерию в заданных ограничениях. Ограничения получаются как связи выделенной подсистемы с остальными частями системы, а критерии оптимизации задаются в соответствии с общей стратегией управления организацией.
Таким образом, математическое моделирование финансово-хозяйственной деятельности организации позволяет на едином информационном пространстве строить оптимизационные процедуры поиска управленческих решений (например, методами исследования операций). И далее, учитывая тот факт, что модель является имитационной, полученные решения могут быть оценены с точки зрения прогноза состояния и финансовых результатов организации в случае применения их в практике хозяйствования.
Последний этап разработки системы управления организацией - ее интерфейс. Непременным условием на этом этапе является обеспечение не просто выдачи соответствующего решения, а прозрачное объяснение тех логических умозаключений или количественных характеристик, которые привели к его получению.
Роль и место управления финансами в составе финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Управление финансами – важная часть финансово-хозяйственной деятельности предприятия (см. схему 1)
Цель управления финансами – обеспечение деятельности предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для его бесперебойного функционирования.
Задачи управления финансами являются:
· контроль и поддержание ликвидности предприятия – его способности расплачиваться по своим долгам;
· контроль доходности предприятия – соответствия уровня расходов объему доходов;
· оптимизация использования денежных средств и других финансовых ресурсов предприятия.
Схема 1.
Управление финансов взаимосвязано с другими областями финансово-хозяйственной деятельности через предоставление и контроль использования финансовых ресурсов. Управление финансов широко использует данные как бухгалтерского, так и оперативного учета деятельности предприятия.
Особенности: в отличие от других областей финансово-хозяйственной деятельности, управление финансами не регламентировано законодательно (нет официальных правил и методик, установленных форм отчетности и т.п.); кроме того, на сегодняшний день отсутствуют стандартные (или хотя бы общепринятые) отечественные методики его постановки и функционирования на предприятии. Существующие западные методики требуют адаптации из-за различий в условиях ведения бизнеса, а разрабатываемые отечественные носят, как правило, заказной характер и ориентированы на конкретные предприятия.
Управление финансами, как правило, организуется и осуществляется Финансовым директором предприятия. Для выполнения необходимых функций и процедур на средних и крупных предприятиях при Финансовом директоре организуется функциональное подразделение – Финансовая служба (Финансовый отдел, Финансовое управление).
В небольших организациях функции управления финансами могут выполняться в рамках Планового (Планово-экономического) отдела; в ряде случаев функции Финансового директора могут быть возложены на Главного бухгалтера организации.
В крупных предприятиях в рамках финансовой службы возможно выделение отделов (секторов) бюджетного, инвестиционного, налогового планирования, управления платежами, взаиморасчетами и т.п.
Финансовая служба выполняет следующие функции:
· финансовое планирование: планирование на очередной период (год, квартал, месяц) доходов и расходов, движения денежных средств, прогнозного баланса организации;
· инвестиционное (проектное) планирование – расчет объемов, сроков и источников инвестиций, графиков их возврата;
· налоговое планирование – расчет сумм и сроков налоговых платежей, сборов и отчислений с учетом штрафов и санкций;
· управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия – установление лимитов ее возникновения и погашения, контроль их соблюдения;
· оперативное планирование и управление платежами – составление платежного календаря, визирование счетов к оплате и заявок на платежи;
· оптимизация использования финансовых ресурсов: расчет потребности и организация получения заемных средств, размещение временно свободных средств;
· контроль соблюдения показателей финансового плана, анализ его выполнения;
· финансовый анализ текущего и прогнозируемого состояния предприятия – расчет и анализ финансовых коэффициентов, план-факт анализ.
Финансовая служба взаимодействует со следующими функциональными подразделениями:
1. Бухгалтерия:
· передает финансовой службе фактические данные бухгалтерского учета в качестве исходных данных планирования и для анализа выполнения планов;
· получает от финансовой службы распоряжения на оплату, завизированные счета к оплате и другие документы по движению денежных средств в рамках оперативного управления финансами.
2. Планово-экономический отдел:
· передает финансовой службе плановые затраты на производство продукции и плановые объемы закупок сырья, материалов и товаров для текущего финансового планирования.
3. Отдел продаж (сбыта):
· передает финансовой службе планы реализации в стоимостном выражении для текущего финансового планирования.
· получает от финансовой службы утвержденные контрольные показатели поступлений денежных средств.
4. Отдел закупок (материально-технического обеспечения) и другие подразделения с правом расходования денежных средств:
· передают финансовой службе заявки на платежи для обеспечения своей деятельности;
· получают от финансовой службы утвержденные лимиты расходования денежных средств
· передают финансовой службе на визирование поступающие счета к оплате.
Схема взаимодействия служб представлена ниже (схема 2):
(Схема 2.)
Состояние и проблемы автоматизации
В настоящее время отсутствуют стандартные или хотя бы общепринятые специализированные программные продукты автоматизации управления финансами, предлагаемые несколькими фирмами программы финансового планирования имеют единичные продажи, редко встречаются и заказные разработки. В основном используются:
1. электронные таблицы Excel или заказные системы на их основе, частично автоматизирующие некоторые наиболее трудоемкие функции:
· сведение смет расходов подразделений, формирование сводного плана прибылей и убытков;
· составление и оптимизация платежного баланса предприятия (плана движения денежных средств);
· формирование отчета об исполнении финансового плана, расчет отклонений фактических показателей от плановых.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17