По регионам
В распределении договоров по федеральным округам (Диаграмма 10,11) резко выросла доля договоров с клиентами в Северо-западном федеральном округе (в основном Санкт-Петербург и Ленинградская область), что является отражением повышения активности менеджеров компании, частичной формализации бизнес процессов и существенного усиления работы с поставщиками (см. «Распределение договоров по зонам ответственности»). Нестабильность портфеля можно избежать путем привлечения «средних» лизинговых сделок (за счёт открытия представительств в регионах, либо разработкой специальных программ с поставщиками, поставляющими оборудование стоимостью до 5 млн. рублей).
Соответственно, доля Центрального федерального округа уменьшилась, т.к. его основную часть составляют клиенты Москвы и Московской области (анализ причин приводился выше). Доля остальных регионов уменьшилась, вместо Уральского федерального округа и Поволжского федерального округа (вероятность заключения новых лизинговых сделок с клиентами этих округов зимой-весной очень высока) в составе клиентов появились представители Сибирского округа. При этом сохраняется тенденция на привлечение в портфель лизинговых сделок региональных компаний с расширением географии охвата.
Анализ Диаграммы 10 и 11, показывает, что объём 2003 года сформирован на 90% клиентами Санкт-Петербурга и Москвы. При этом данные 2002 года показывают высокий потенциал региональных клиентов (на регионы в 2002 году пришлось 30% портфеля). Так же важно отметить, что и в 2002 и в 2003 году количество лизинговых сделок в регионах весьма ограничено. При этом падение объемов в Уральском федеральном округе и Поволжском федеральном округе вызвано тем, что все сделки в этих регионах были крупными.
Таким образом, можно сделать вывод, что регионы занимают незначительную долю в портфеле компании, однако обладают большим потенциалом. Поэтому разработка региональной программы развития может обеспечить дополнительный приток объёмов уже в следующем году, правда реализация данной программы сопряжена с дополнительными расходами и существенными кадровыми проблемами (поиск персонала в регионах крайне затруднен).
По видам предмета лизинга
2003 год стал пиковым для развития лизинга строительной техники легкового и грузового транспорта. Данные сегменты показали существенный прирост в объёмах заключаемых сделок, а так же увеличили доли своих сегментов. При этом в портфеле компании появился сравнительно новый сегмент - авиализинг (16,5%). Остановимся более подробно на анализе крупных сегментов:
· Строительное оборудование 30,8% (2002 год - 28,9%). Данный сегмент стал самым большим, при этом помимо количественного прироста наблюдается, и прирост в общей доли портфеля. Строительная техника по-прежнему является одной из наиболее перспективных отраслей, т.к. строительный рынок переживает бурное развитие.
· Легковой автомобильный транспорт 18,1% (2,2%). Развитие данного сегмента в 2003 году обозначило колоссальный рост. Объём лизинга легкового транспорта составил 6,5 млн. долларов США. Такой бурный рост обусловлен активизацией компании на данном сегменте рынка (в основном в Петербурге). Вследствие этого упрощения и формализации процедуры лизинга, а так же тщательной работы менеджеров при работе с дилерами. Хоть основной прирост пришелся на Петербург необходимо отметить рост объемов заключения договоров в Москве (в четыре раза больше чем в 2002г.).
· Грузовой транспорт 15,4% (12,4%). Развитие грузового сегмента становится одной из наиболее важных задач. Анализируя портфель лизинга грузового транспорта 2003 года видно, что прирост вызван подписанием нескольких крупных договоров.
· Технологическое (промышленное) оборудование 15,0% (28,9%). Доля оборудования в портфеле существенно сократилась (в 2 раза). Такое сокращение вызвано тем, что основную составляющую объемов технологического оборудования в 2002 году составила одна сделка (95% всего технологического оборудования; или 20% всего лизингового портфеля).
· Лизинг авиатехники 13,8% (8,3%). В 2002 году данный сегмент назывался лизинг авиационного оборудования, т.к. предметами лизинга выступали исключительно наземные единицы техники (радар, трапы и иное вспомогательное оборудование). В 2003 году предметами лизинга выступали в основном самолёты и вертолёты. При этом компания достигла существенных успехов, передав в лизинг четыре самолёта и один вертолёт. Развитие данной отрасли показывает её большие перспективы, фактически три лизинговые сделки заняли 13,8% всего объема; при этом для данной отрасли сделки являлись не крупными.
· Прочие отрасли 6,9 % (19,3%, из них 13,8% горно-добывающее оборудование). Объём остальных сегментов практически не изменился (за исключением горнодобывающего оборудования, т.к. в данный сегмент в 2002 году вошла всего одна сделка).
Соотношение объемов приобретенного оборудования по видам предмета лизинга представлено в Диаграмме 14.
Таким образом, из проведенного анализа можно сделать вывод, что пять отраслей можно считать специализацией компании. Это легковой автотранспорт, грузовой транспорт, строительное оборудование, технологическое(промышленное) оборудование и отрасль авиатехники.
По зонам ответственности
Далее рассмотрим структуру портфелей компании «Интерлизинг» Санкт-Петербург и Московского филиала в разрезе отраслей. Распределение портфеля в Московском филиале «Интерлизинг» представлено в Диаграмме 15, а компании «Интерлизинг» Санкт-Петербург в Диаграмме 16.
1.Московский филиал «Интерлизинг».
Как видно из приведенной ниже диаграммы, в 2003 году основные объемы переданной в лизинг техники пришлись на строительную технику 30,9%(в 2002 году – 54,1%), авиацию 23,2% (0%), грузовой транспорт 20,7% (19,8%), технологическое оборудование 13,1% (19,1%). На эти четыре группы пришлось 87,9% (93%) всего объема Москвы. При этом, как уже отмечалось выше, наблюдается существенное падение объемов переданной строительной техники в два раза.
В тоже время, падение данной отрасли было компенсировано за счет роста объемов грузовой техники и технологического оборудования, и лизинга авиационной техники, который составил 23,2 %.
Как видно из приведенной ниже диаграммы, в 2003 году основные объемы переданной в лизинг техники пришлись на строительную технику 30,8% (в 2002 году – 5,0%), легковой транспорт 22,4% (3,7%), технологическое оборудование 15,8% (16,2%). На эти три группы пришлось 69% (24,9%) всего объема сделок по Санкт-Петербургу.
Наибольшую долю договоров составляют договоры с клиентами в Северо-Западного федерального округа и Центрального федерального округа. В этих округах по сравнению с 10 месяцами 2002 г. произошло расширение секторов деятельности, причем в Северо-Западном федеральном округе диверсификация лизингового портфеля по видам предмета лизинга оказалась значительно больше аналогичного показателя в Центральном федеральном округе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21