Рефераты. Планирование аудиторской проверки организации

   г) сравнение показателей бухгалтерской отчетности со средне отраслевыми данными;

   д) сравнение показателей бухгалтерской отчетности с небухгалтерскими данными;

   е) анализ изменений с течением времени показателей бухгалтерской отчетности и относительных коэффициентов, связанных с ними;

   ж) другие виды аналитических процедур, в том числе учитывающие индивидуальные особенности организационной структуры экономического субъекта , в отношении которого проводится аудит.

   Достаточно эффективным является расчет разного рода коэффициентов и процентных отношений на базе отчетных и нормативных показателей. Выбор коэффициентов, методов их расчета и  периодов времени расчета производится на основании нормативных документов, внутрифирменных  инструкций или профессионального суждения самого аудитора.

Распространенными методами выявления областей потенциальных рисков являются:

   а) вычисление и анализ изменения относительных показателей текущего периода ( например, показателей, характеризующих ликвидность баланса);

   б) сопоставление и анализ изменения относительных показателей, рассчитанных для того же экономического субъекта в разные периоды;

   в) сопоставление изменений нескольких видов относительных показателей.

   Сравнивая фактические показатели бухгалтерской отчетности экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит, со среднеотраслевыми показателями, аудитор может получить возможность точнее анализировать деятельность этого экономического субъекта. Однако аудитор должен учитывать, что отраслевые данные представляют собой среднее значение и могут быть несопоставимы с показателями данного экономического субъекта. Аудитор должен учитывать и то, что экономические субъекты могут использовать различную учетную политику, что также влияет на сопоставимость показателей.

   В случае использования аудитором метода сравнения данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта с небухгалтерскими данными аудитор должен убедится в точности используемых небухгалтерских данных.

   Выполнение аналитических процедур состоит из следующих основных этапов:

   а) определение цели процедуры;

   б) выбор вида процедуры;

   в) выполнение процедуры;

   г) анализ результатов выполнения процедуры.

   На этапе выполнения аналитических процедур аудитор может использовать различные методы:

   а) простое сравнение;

   б) выявление тенденций изменения какого-либо показателя в отчетном периоде и их распространение на будущие (прошедшие) периоды;

   в) выявление количественных взаимосвязей между какими-либо показателями с целью исчисления их значений в будущие ( прошедшие) периоды. Выбор метода зависит от профессионального суждения аудитора.

   Надежность результатов аналитических процедур зависит от правильности оценки аудитором степени риска необнаружения, внутрихозяйственного риска и риска средств контроля.

Основными факторами, влияющими на надежность аналитических процедур, являются:

   а) степень существенности рассматриваемых остатков по счетам.

   б) результаты других аналитических процедур, направленные на тот же объект проверки;

   в) величины отклонений показателей, используемых при выполнении аналитических процедур;

   г) использование небухгалтерских данных при выполнении аналитических процедур.

   Результатами выполнения аналитических процедур является выявление аудитором наличия или отсутствия необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

   В случае, если аудитор устанавливает необычные отклонения, которые не подтверждаются доказательствами, полученными из других источников, он должен тщательно исследовать их для того , чтобы убедится в надежности проведенных аналитических процедур.

   Процесс исследования отклонений должен начинаться с опроса руководства экономического субъекта. Ответы руководства должны быть подтверждены  аудиторскими доказательствами или знаниями аудитора о деятельности  экономического  субъекта. Кроме того, аудитор должен рассмотреть возможность проведения других аудиторских процедур, основанных на результатах опросов руководства. При этом аудитор может использовать данные, подготовленные самим экономическим субъектом.

Аналитические процедуры обычно обходятся дешевле детальных тес­тов. Поэтому большинство аудиторов предпочитает по мере возможности заменять такие тесты аналитическими процедурами. Например, гораздо дешевле подсчитать и ревизовать соотношения объема реализации и сче­тов дебиторов, нежели подтвердить счета дебиторов. Если есть возмож­ность уменьшить число операций подтверждения или заменить их аналитическими процедурами, то можно достичь значительной экономии средств.

В какой мере полезны существенные свидетельства, получаемые в ре­зультате аналитических процедур, зависит от их надежности в данных обстоятельствах. При решении некоторых аудиторских задач и в опре­деленных обстоятельствах они могут оказаться самыми эффективными из всех видов процедур. К этим задачам относятся проверки правильности бухгалтерских проводок по хозяйственным операциям, полноты учета хо­зяйственных операций и точности суждений и оценок администрации в определенных областях отчетности, таких, как скидка по неоплаченным счетам.

Для проведения аналитических процедур выбира­ется один из трех периодов аудита. Некоторые аналитические процедуры следует выполнить на стадии планирования, чтобы помочь аудитору в определении характера, масштабов и сроков предстоящей работы. Про­ведение аналитических процедур при планировании помогает аудитору идентифицировать важные моменты, которые позднее, при аудите, по­требуют особого внимания. Например, вычислив объем товарооборота до проверки цен на наличные товары, аудитор может обнаружить, что эта процедура потребует особой тщательности.

Аналитические процедуры нередко выполняются на фазе тестирования в сочетании с другими аудиторскими процедурами.

Предусматривается и выполнение аналитических процедур в конце аудита. Здесь такие тесты играют роль окончательной проверки отчета на наличие в нем существенных ошибок или на финансовые проблемы. Благодаря тестам аудитор может бросить последний "объективный взгляд" на аудируемую финансовую отчетность. Аудиторы-партнеры обычно вы­полняют аналитические процедуры в процессе окончательного рассмот­рения рабочих документов и финансовой отчетности. Как правило, они хорошо знают клиента и его бизнес в результате постоянного общения с клиентом. Знание бизнеса клиента в сочетании с эффективными ана­литическими процедурами - это путь к обнаружению вероятных погреш­ностей аудита.

Существуют три аспекта проектирования аналитических процедур: во-первых, выбор наиболее подходящего типа аналитической процедуры; во-вторых, выбор подходящей даты; в-третьих, установление правила принятия решения при определении необычных колебаний. Ниже рассмотрены несколько типов аналитических процедур и приведены примеры, иллюстрирующие их применение. Затем речь пой­дет о выборе подходящей даты и приемлемых правил принятия решения и о некоторых других факторах, способствующих повышению эффектив­ности тестирования.

Главный недостаток внутриотраслевых сравнений в аудите - неодно­родность финансовой информации по фирмам, на которой базируются об­щеотраслевые показатели. Поскольку отраслевые данные представляют собой средние значения, то сравнения не могут быть показательными. Сфера деятельности клиента часто не совпадает с отраслевыми стандар­тами. Кроме того, разные компании пользуются разными методами учета, и это влияет на сопоставимость данных.

Чтобы сравнения принесли пользу при решении задач, стоящих перед аудитором, необходимо использовать ак­туальные данные. Предположим, что аудитор занимается вопросом о не­оплаченных счетах дебиторов и поэтому планирует оценить тенденцию оборачиваемости этих счетов (такая аналитическая процедура предназначается для установления адекватности скидки по сомнительным сче­там). Если объем реализации товаров за наличный расчет занимает большее место в общем объеме реализации, то суммы за реализацию то­варов в кредит должны быть определены аудитором как таковые, а не иначе.

Определяя, велики ли различия, обнаружен­ные в результате сравнения в ходе аналитических процедур (т. е. име­ются ли необычные колебания), необходимо использовать некоторые кри­терии или правила принятия решения.

Достоверность данных. Если сравниваются данные, не подвергавшиеся аудиту, с данными за текущий год, то не заслуживают доверия ни эти данные, ни результаты их сравнений. Следовательно, аудитор должен принимать во внимание достоверность этих данных. Обычно если данные прошли аудиторскую проверку, то их можно считать достоверными. Если это данные текущего периода, их можно считать достаточно достовер­ными в том случае, когда они были получены при наличии надежной системы внутрихозяйственного контроля или поступили из посторон­него для данной системы бухгалтерского учета источника, который при­знан надежным. Когда надежность данных ставится под вопрос (например, достоверность информации, полученной при слабой системе внутрихозяйственного контроля), аудитору надлежит включить в состав аудиторских тестов проверку этих данных.

Данные за несколько лет. Чтобы определить тенденции, позволяющие получить при анализе показательные результаты, желательно сопоставить коэффициенты, процентные значения и абсолютные величины с этими же показателями не только за непосредственно предшествующий период, но за большее число периодов.

К аналитическим процедурам можно применить статистические методы, которые помогают интерпретировать результаты. К преимуществам статистических методов относятся возможность произ­водить усложненные расчеты, а также их объективность. Наиболее рас­пространенный статистический метод аналитических процедур - это регрессионный анализ. Он применяется для оценки обоснованности ба­ланса путем установления зависимости (регрессии между общей суммой и другой связанной с записью информацией). Например, аудитор может сделать вывод, что общую сумму расходов по реализации следует увязать с общей суммой реализации и с расходами по реализации в предыду­щем году, а также с числом продавцов. В этом случае аудитор при­меняет метод регрессионного анализа, чтобы определить стоимость затрат на реализацию, а затем сравнить эту величину с учетными данными по стоимости. Описания регрессионного и других статистических методов, широко применяемых в аналитических процедурах, можно найти в раде современных публикаций, посвященных методам статистических выборок в аудите.


1.4 Составление и представление письма-обязательства и договора.

                     

На практике письму-обязательству должно предшествовать официальное предложение экономического субъекта с просьбой об оказании аудита и (или) сопутствующих услуг, такие отношения принято называть преддоговорной перепиской. Письмо-обязательство направляется исполнительному органу экономического субъекта  руководителю до заключения договора на проведение аудита во избежании неправильного понимания или условий предстоящего договора.

В интересах и клиента и аудитора, существует необходимость в том, чтобы письмо-обязательство было послано клиенту перед началом аудита – это поможет избежать многих недоразумений по окончании аудиторской проверки в отношении обязательств обеих сторон.

На практике в нем содержаться указания на очевидность аудита – на необходимость проведения контрольных тестов  для выявления достоверности бухгалтерского учета и в частности расчетов по оплате труда в ООО «Лотос-М», и эффективности контроля на предприятии, а также выполнения процедур для установления обоснованности , точности и достоверности данных учета и соответствия принятого порядка учета законодательным актам.

Основное содержание письма-обязательства на примере ниже представленного составляют следующие аспекты:

-                      описание объектов аудита бухгалтерского учета  и финансовой отчетности, определение его масштабов(сроков проверки и содержание)

-                      ответственность клиента за достоверность представляемых данных

-                      определение границ аудита, включая ссылки на действующие нормативные документы, законодательство или рекомендации профессиональных аудиторских объединений, правил которых придерживается аудитор

-                      вид заключения , отчета или иного рода обобщений результатов аудиторской деятельности

-                      определение риска не выявления существенных неточностей или ошибок в учете из-за несовершенства системы внутреннего контроля клиента

-                      обеспечение сводного доступа ко всем записям синтетического и аналитического учета, документации и любой другой информации, изучаемой при аудите

-                      обязательство аудитора по соблюдению коммерческой тайны

Аудитор по своему усмотрению может включить:

-                      просьбу о предоставлении ему необходимой письменной информации

-                      вопросы о предоставлении клиентом в предоставленный срок  получения письма-обязательства ,а также условия оплаты аудита

Целесообразно в письме- обязательстве о согласии на проведение аудита разделяется ответственность аудитора и ответственность клиента. Под ответственностью аудитора  понимаются моральные и материальные обязательства аудитора перед клиентом в соответствии с действующим законодательством  и соглашением сторон. Аудитор  несет  ответственность за свое заключение, а под ответственностью клиента понимается его обязательство  предоставлять полную информацию  для аудиторской проверки , вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность , соответствующую действующему законодательству и нормативным документам ,и использовать аудиторское заключение по назначению.

На практике в соответствии с правилом (стандартом),аудитор может не направлять письмо-обязательство повторно и в следующем году работать в соответствии с условиями прошлогоднего письма-обязательства. Тем не менее существуют случаи, когда он должен оговорить условия работы с клиентом еще раз.

Письмо-обязательство о согласии на   проведение аудита в ООО «Лотос-М».

Исходящий № 351        

Дата 05.01.2001г.   Ген. Директору  Вовку Михаилу Михайловичу.

Глубокоуважаемый Михаил Михайлович!

Ваше предложение о проведении аудиторской проверки  в ООО «Лотос-М» нами принимается согласно действующим положениям и нормам аудита, проверке будут подвергнуты штатное расписание ,положения, приказы, распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера(подряда, возмездного оказания услуг и т.д.), договоры личного страхования, табеля учета использования рабочего времени и учета заработной платы(ф№ Т-12), наряды, путевые листы, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчетно-платежные, платежные и расчетные ведомости(фф№ Т-49, Т-51, Т-53), лицевые счета(ф№ Т-54), и налоговые карточки работников, авансовые отчеты с приложенными к ним первичными документами, акты инвентаризации имущества, учетные регистры(журналы-ордера, ведомости), главная книга, бухгалтерский баланс с прилагаемыми к нему формами.

 

Целью аудита будет являться выражение мнения нашей аудиторской фирмой о достоверности бухгалтерской отчетности  ООО «Лотос-М» за 1, 2,3 и 4 квартал 2001года во всех аспектах. Для обоснования своих выводов мы применим ряд тестов и процедур проверки достоверности и достаточности учетной информации, состояния внутреннего контроля, в реализации которых надеемся на помощь работников вашей организации.

Ввиду большого объема  подлежащих аудиту документов, выборочного характера тестов и других свойственных аудитору ограничений имеется определенный риск не обнаружения ошибок и неточностей. Мы сделаем все, чтобы свести  данный риск к разумному минимуму, но гарантировать абсолютную точность выводов не можем.

О выявленных отклонениях  в бухгалтерском учете и отчетности от установленного порядка, равно как об обнаруженных нами фактах преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности, вы будете проинформированы нашим письменным отчетом .

Напоминаем вам об  ответственности руководства за составление финансовой отчетности, включая соответствующее отражение первичных данных учета, обеспечение адекватных бухгалтерских записей и внутреннего контроля, выбор и применение учетных решений . Мы просим от руководства  ООО «Лотос-М» письменного подтверждения достоверности и полноты предоставленной для аудита информации. Надеемся на всестороннее сотрудничество с вашим персоналом и то, что в наше распоряжение предоставят любые записи, документацию и другую информацию, необходимую для проведения аудиторской проверки. Рассчитываем, что на наших сотрудников не будет оказываться давление в любой форме с целью изменения мнения о достоверности вашей бухгалтерской отчетности. Нарушения данного условия является согласно принятым в аудите нормам основанием для досрочного прекращения нами договора на проведение аудита. Наш гонорар, будет определен по мере выполнения работы, в зависимости от времени, требуемого для проведения аудита, от прямых текущих расходов. Оплата отдельных видов работ может изменится в соответствии со степенью ответственности, опытом и требуемым уровнем квалификации аудиторов и ассистентов.

Просим Вас, подписать и вернуть приложенную копию письма с указанием ее соответствия вашему пониманию соглашений по аудиту, достоверности бухгалтерской отчетности  или направить нам замечания по его содержанию.

Ген. Директор аудиторской фирмы «Радуга»

Краснов Сергей Владимирович         дата 05.01.2001г.

С условиями проведения аудиторской проверки  в ООО «Лотос-М» согласен.

Ген. Директор ООО «Лотос-М»

Вовк Михаил Михайлович           дата 06.01.2001г

После того, как экономический субъект получил письмо-обязательство и с условиями его ознакомился и согласен на проведение аудиторской проверки, клиент и аудиторская фирма заключают договор на оказание аудиторских  услуг.

А для того, чтобы снизить аудиторский предпринимательский риск, т.е. риск неудачи аудиторской проверки на практике аудиторская организация должна иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов, в том числе для включения в текст договора определенных дополнительных условий. Неудачный, непродуманный, опрометчивый выбор клиента, может привести к значительным финансовым и моральным издержкам, нанести ущерб репутации аудиторской организации.

На практике аудиторская организация должна собрать объективную информацию о потенциальном клиенте. Клиентов аудиторских фирм можно разделить на несколько типов, например, в зависимости от взаимоотношений «клиент-аудитор», в ходе аудиторской проверки:

-  формально-официальный :    клиенты этого типа не собираются устанавливать с аудитором тесные контакты и требуют быстрейшего проведения аудиторской проверки. От аудитора в этом случае требуется только подготовка и выдача аудиторского заключения с минимальными для клиента затратами времени и издержками;

-  неформальный :  к этому типу относятся клиенты, которые устанавливают с аудитором тесный контакт и надеются на его помощь. В этом случае внешний аудитор наряду с основной работой выполняет и некоторые функции внутреннего аудита, сохраняя при этом свою независимость , а также, как правило, оказывает ряд побочных услуг(консультирование, анализ, оказание практической помощи).

Аудитор должен определить тип клиента собрав о нем всю объективную информацию до заключения с ним договора на проведение аудита.

Источниками такой информации могут быть:

-                      средства массовой информации (газеты, журналы, радио и телевидение и др.)

-                      банки

-                      страховые организации

-                      деловые партнеры потенциального клиента

-                      другие источники информации

В процессе принятия решения о начале работы с новым экономическим субъектом на практике необходимо выяснить следующее:

-                      Характер взаимоотношений с налоговыми органами, банками, страховыми организациями, акционерами и другими пользователями отчетности потенциального клиента;

-                      Причины побудившие экономический субъект обратится к услугам аудиторской организации;

-                      Причины сменить аудиторскую организацию, если этот факт имеет место;

-                      Объем и характер нарушений порядка ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности, хозяйственного законодательства РФ при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, недостатков организации системы внутреннего контроля, выявлены предыдущими аудиторскими проверками и проверками налоговых органов;

-                      Виды деятельности экономического субъекта и наличие лицензии на них, если какие-либо из них подлежат обязательному лицензирования. При этом следует руководствоваться перечнем лицензируемых видов деятельности, установленным  Федеральным законом РФ №158-ФЗ от 29.09.98г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

-                      Наличие всей документации, необходимой для проведения  проверки: первичных документов, регистров аналитического и синтетического учета, по всем видам деятельности и в частности расчетов по оплате труда;

-                      Происходила ли в течении отчетного периода, за который планируется проведение аудиторской проверки, смена руководства предприятия, главного бухгалтера, иного персонала;

-                      Не планирует ли организация в ближайшее время существенно сократить объемы производства продукции(работ, услуг), объявить о банкротстве, ликвидироваться;


Если результаты проведенной работы указывают на то, что аудиторский профессиональный риск аудиторской организации будет слишком высоким при работе с данным клиентом, а проверка слишком трудоемкой, то договор на проведение аудиторской проверки может быть и не заключен. Также аудитору следует помнить, что финансовые затраты по расторжению ранее заключенного договора в одностороннем порядке по инициативе аудитора могут превысить сумму, за услуги аудитору по ниже прилагающемуся договору на оказание аудиторских услуг

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.