Рефераты. Ответы на билеты к госэкзаменам (Международный независимый эколого-политологический университет)

 

№30 Финансовая система России. Функции Министерства финансов

Понятие “финансовая система” явл. развитием более общего понятия “финансы”. Финансы представляют собой экон. отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов ден. ср-в в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Каждое звено фин. ситемы представляет собой опред. сферу фин. отношений, а фин. система в целом - совокупность различных сфер фин. отношений, в процессе которых образуются и используются фонды ден. ср-в. Фин. система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов ден. ср-в гос-ва и предприятий. Финансовая система РФ включае след. звенья фин. отношений: гос. бюджетную систему; внебюджетные спец. фонды; гос. кредит; фонды страхования; финансы предприятий разл. форм собс-ти (т.е. финансы хозяйствующих субъектов: государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных, общественных), финансы населения (домашних хозяйств). Первые три блока фин. отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и соц. отношений на макроуровне, а последующих блоков - на микроуровне. *В соотв-и с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 г. и рядом других законов и постановлений Прав-ва РФ гос. бюдж. система России была коренным образом перестроена и в наст. время включает три звена:

*республиканский бюджет РФ, или федеральный бюджет;

*бюджеты национально-гос-х и административно-территориальных образований - это бюджеты субъектов Федерации;

*местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. *Второе звено фин. системы - внебюджетные спец. фонды. Они имеют строго целевое назначение - расширить соц. услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли эк-ки. Важнейший среди соц. фондов - Пенсионный фонд, ср-ва которого формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, дотации из фед бюджета и ресурсов, получаемых от собств. инвестиций фонда. К соц. фондам относятся также Фонд соц. страхования, Гос. фонд занятости населения, Федер. и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. *Гос. кредит представляет собой особую форму кредитных отношений между гос-вом и юрид. и физ. лицами, при которых гос-во выступает главным образом в кач-ве заемщика ср-в. гос. кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации гос-вом временно свободных ден. ср-в предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования гос. расходов. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности.Политику в отношении гос. внутр. долга определяет Фед. Собрание РФ, которое устанавливает его верхний предел при утверждении фед. бюджета на предстоящий фин. год. Увеличение внутр. долга за последние годы связано с эмиссией банкнот Центр. Банком России для покрытия бюджетного дефицита и явилость мощным инфляционным фактором. Гос. внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. В 1993 г. для покрытия бюдж. дефицита были выпущены новые ценные бумаги - гос. краткосрочные облигации (ГКО) со сроком обращения три месяца и золотые сертификаты Мин-ва финансов со сроком обращения один год. В 1995 г. были выпущены облигации Фед. займа (ОФЗ) и Гос. сберегательного займа (ОГСЗ), что привело к развитию рынка гос. ц. бумаг. В наст. время внутр. гос. долг России состоит из гос. ц. бумаг, выпущенных Мин-вом финансов РФ от имени Прав-ва России, а также в виде кредитных соглашений с ЦБ России. Все виды заимствований явл. срочными и по ним выплачиваются проценты. *Фонд страхования обеспечивет возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. В условиях административно-командной системы действовала гос. монополия на страховое дело. С переходом к рыночной эк-ке созданы объективные условия для активного развития страхования. *Финансы предприятий разл. форм собст-ти составляют основу финансов. Они представляют собой совокупность ден. отношений, проявляющихся в особых формах доходов и расходов, а через это - в формировании и использовании децентрализованных ден. фондов в процессе кругооборота производственных фондов и участия в воспроизводстве рабочей силы. Здесь формируется преобладающая часть фин. ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее фин. положение страны. В условиях рын. отношений предприятия осущ-ют свою деят-ть на началах комм. расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источнкиком производственного и соц. развития трудовых коллективов становится прибыль. Предприятия стали обладать реальной фин. независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производсвтенные и соц. фонды, изыскивают необходимые им ср-ва для инвестирования, используя в том числе и ресурсы фин. рынка.  *Финансы домохозяйств  представляют собой совокупность ден. отношений, проявляющихся в формировании и использовании бюджета каждого домохозяйства в целях удовлетворения личных и семейных потребностей. ***Система финансов призвана обеспечивать сбалансированное движение стоимостных и натурально-вещественных потоков в процессе воспроизводства общественного продукта и рабочей силы. Достижение и поддержание должной сбалансированности обеспечивается эффективным функционированием относительно автономных фин. подсистем, каждой из которых присущи свои специфические особенности и закономерности образования, накопления и использования фин. ресурсов.

Управление финансами в РФ прежде всего осущ-ют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное Собрание и его две палаты - Гос. Дума и Совет Федерации. Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, выступает Министерство финансов России и его органы на местах.

Министерство финансов РФ выполняет след. функции:

1.    Участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования эк-ки, определяет потребность в гос. централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между фед. бюджетом и гос. фед внебюджетными фондами;

2.    Организует работу по составлению проекта фед. бюджета;

3.    Обеспечивает исполнение фед. бюджета, а таеж гос. фед. внебюджетных фондов;

4.    Разрабатывает с участием Гос. налог. службы, Фед. службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию нал. политики и налоговой системы;

5.    Принимает участие в определении ценовой политики;

6.    Принимает участие в работе по совершенствованию страховой деят-ти в стране;

7.    Разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осущ-ет выпуск гос. внутр. займов РФ;

8.    Разрабатывает предложения по формированию и развитию фин. рынка;

9.    Осущ-ет по поручению Прав-ва РФ сотрудничество с межд. фин. организациями;

10.  Разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ;

11.  Участвует в работе по комплексному анализу развития эк-ки, финансов и налогового стимулирования предпринимательской деят-ти;

12.  Анализирует ход проведения экон. реформ, состояния эк-ки.


№ 31. Финансовая политика РФ

Совокупность гос. мероприятий по использованию фин. отношений для выполнения гос-вом своих функций представляет собой финансовую политику. Содержание фин. политики достаточно сложное, т.к. охватывает широкий комплекс мероприятий: 1) разработку общей концепции фин. политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач; 2) создание адекватного фин. механизма; 3) управление фин. деятельностью гос-ва и др. субъектов эк-ки. Фин политика гос-ва призвана обеспечить нормальное функционирование фин. системы общ-ва и на этой основе эффективнее осущ-ть всои функции - соц., экон., экологические, оборонные. Отсюда фин. политика явл. составной чатью, сегментом соц.-экон. политики. Важнейшей целью фин. пол-ки явл. увеличение объема фин. ресурсов на базе экон. роста, соответствующее наращивание гос. финансов, необходимых для более полного удовлетворения потребностей общ-ва.  Современная фин. пол-ка РФ. В 1991 - 1996гг. и по наст. время проводится принципиально новая фин. политика, базирующаяся на использовании элементов рын. механизма и системе гос. регулирования эк-ки. Необходимо не только обеспечивать условия для создания нужного объема фин. ресурсов, но и создать в кратчайшие сроки принципиально новый механизм во всех сферах и звеньях фин. системы. Основа совр. фин. пол-ки - это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизации гос. собст-ти и переход к смешанной эк-ке, базирующейся на умелом сочетании частных и гос. хозяйствующих субъектов. На этой основе разрабатывается принципиально новый фин. механизм. Гос-во отказывается от директивного руководства внутрихоз. отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу, которая ставит заслон произвольному изъятию доходов. В этих условиях всю тяжесть налогового бремени несут налогоплательщики. Снижение налогового изъятия доходов возможно только при сокращении расходов бюджета, а их размер в основном зависит от широты выполняемых гос-вом функций. Поэтому важнейшей задачей стало изменение расходов бюджета. Эта проблема имела 2 главных аспекта: - сокращение расходов в целях уменьшения бюджетного дефицита; - изменение порядка предоставления бюджетных ср-в. Получила новое направление система гос. кредита. Он стал важным и открытым источником покрытия бюджетного дефицита. Изменяется в последнее время организация бюджетной системы.  На смену централизованной бюдж. системе пришла бюджетная  система, основанная на реальной самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Большое значение в плане активизации фин. пол-ки имеет изменение практики перераспределения фин. ресурсов. Фин ресурсы перераспределяются в наст. время между экон. субъектами исходя из спроса и предложения через фин. рынок, а не посредством бюджета. Широкое распространение получила система внебюджетных фондов гос-ва. Она позволяет сконцентрировать необходимые ср-ва для целевого финансирования соц. расходов. Развитие рыночных методов управления привело к демонополизации страхового дела и появлению страхового рынка - созданию независимых частных страх. Компаний, введению новых отраслей и видов страхования. Кардинально изменилась система управления финансами. На смену единому органу управления - Минфину пришла целая система специализированных фин. и контрольных органов: Гос. налог. служба, Фед. служба налог. полиции, Счетная палата, Гос. тамож. комитет и т.д. Широкое развитие получил независимый аудиторский фин. контроль. Процесс совершенствования фин. пол-ки носит постоянный характер. В 1995 - 1998 гг. намечен ряд мероприятий по совершенствованию фин. пол-ки. Осн. задача на этом этапе - снижение дефицита фед. бюджета до уровня 3% ВВП, чтобы его финансирование за счет внутр. и внешних источников не тормозило экон. развитие страны в целом и способствовало снижению инфляции. Осн. задача следующего этапа (с 1998 г.) по мере накопления фин. ресурсов - полная сбалансированность доходов и расходов фед. бюджета. В этот же период будет осущ-ся налоговая реформа, направленная на укрепление налоговой системы и улучшение реального формирования доходов бюджета. Будет продолжаться гос. поддержка структурной перестройки экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитной политики, а также прямых бюджетных ассигнований. Дальнейшее развитие получат расходы бюджета на соц. нужды. Осн. направление здесь - повышение эффективности использования ср-в. Продолжается совершенствование бюджетного устройства РФ. Для этого предусматривается проведение бюджетной реформы: реформирование бюджетной системы в целом на основе самостоятельности и равноправия всех бюджетов; установление регламента бюдж. процесса; уточнение системы межбюджетных отношений; укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов. Большое внимание должно уделяться развитию и регулированию рынка ценных бумаг. Предстоит найти оптимальное сочетание обращения на этом рынке гос. и корпоративных ц. бумаг, что позволит, с одной стороны, обеспечить потребности гос-ва в ср-вах покрытия бюджетного дефицита, а с другой стороны, создаст условия для нормального переливаа фин. ресурсов между отд. предприятиями и  отраслями экономики. Важным представляется повышениие кач-ва работы гос. фин. органов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.