Рефераты. Особенности социально-экономического развития современной Франции nbsp;

                 §4.Уровень научно-технического развития Франции.

 

        В условиях современного этапа НТР всевозрастающее значение приобретает научно-техническое сотрудничество, способствующее внедрению новейших технических достижений, рациональному использованию природных ресурсов и т.д. Роль данной формы международных экономических связей применительно к той или иной стране, в первую очередь, определяется уровнем ее научно-технического развития (особенно отраслей «новой экономики»), а также квалификацией рабочей силы. С этой точки зрения Франция занимает высокое, но не лидирующее положение.
        В XXI век Франция вступила, так и не достигнув 3% расходов на НИОКР в ВВП, существенно уступив при этом не только мировым лидерам в данной сфере США и Японии, но и Швеции, и Финляндии. Уступает Франция и в производстве наукоемкой продукции. Если в настоящее время в США доля наукоемкой продукции в общем производстве превысила уже 20%, в Японии – 13%, в Германии – 15%, то во Франции данный показатель составляет лишь 8%, что ниже даже среднеевропейского уровня 10%. Кроме того, обращает на себя внимание низкий уровень участия французских фирм в производствах, связанных с компьютерной революцией: на Францию приходится лишь 2% мирового объема производства электронного машиностроения. Как отмечают специалисты, необходимы дополнительные усилия и в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), где во Франции в 8 раз меньше научных работников, чем в США.
Одним из важных показателей научно-технического прогресса и участия в международном обмене технологиями является купля-продажа патентов и лицензий. В 2001 г. доход Франции от реализации патентов и лицензий поднялся до 2,5 млрд. долларов, а расходы на их приобретение составили 1,9 млрд. долларов. Однако на фоне того, что в США еще в 1998 г. доход от продажи патентов и лицензий составлял 36,6 млрд. долларов, а расходы – 11 млрд., данные показатели во Франции выглядят достаточно скромно. Все это свидетельствует о техническом отставании Франции от США и ряда других развитых стран. Одной из основных причин такого положения является более низкая конкурентоспособность французских предпринимателей из-за высокого фискального бремени и социальных расходов.
       Тем не менее, французская наука в целом высоко котируется в мире, и в последние годы Франция, которая всегда обладала хорошим научным потенциалом, добилась значительных результатов. Инженеры и исследовательские центры Франции являются авторами ряда крупнейших инноваций, в т.ч. и изобретения микро-ЭВМ. Сегодня французские предприятия занимают одно из первых мест в мире в таких секторах, как телекоммуникации («Франс телеком»), информационная инженерия и программное обеспечение («Кап Жемини Эрнст энд Янг», «Бизнес обжектс»), электроника («Алкатель», «Томсон мультимедиа», «Шнайдер», «Микроэлектроникс»), электронные издания и мультимедиа («Вивенди юниверсал», «Инфограм», «Юбисофт»). Французская аудиовизуальная промышленность является одной из самых динамичных в мире и развивает выпуск продукции на экспорт. Предприятия перечисленных выше секторов дают сегодня 5% ВВП и 4% рабочих мест, обеспечивая в последние годы пятую часть экономического роста.
Франция с опозданием приступила к развитию микроинформатики и еще больше промедлила с Интернетом, но сейчас начала ликвидировать это отставание. Пользователями Интернета являются все крупные французские предприятия и почти три четверти мелких и средних предприятий. С компьютером работает, по крайней мере, время от времени, половина наемных работников страны. При этом Интернет породил колоссальную созидательную динамику, выразившуюся, прежде всего, в открытии новых предприятий: в первом полугодии 2000 года в самых «инновационных секторах», т.е. главным образом связанных с ИКТ, было создано 5,4 тыс. предприятий (5,7% всех новых предприятий против 3,9% в 1996 году).
      Электронная торговля через Интернет пока развита слабо, что частично связано с наличием во Франции ранее созданных электронных каналов. Так, покупки частных лиц через Интернет не превысили в 2000 году 200 млн. евро, но к этой сумме следует прибавить около 1 млрд. евро от покупок, осуществленных через «Минитель» (французскую интерактивную телефонную сеть). Точно так же скромный объем электронной торговли через Интернет между предприятиями не должен заслонять тот факт, что около 10% сделок между предприятиями сегодня приходятся на долю сетей электронного обмена данными (ЭОД), которые постепенно переориентируются на Интернет. Ведущие позиции здесь занимают распределительный, автомобильный, транспортный и банковский секторы, а некоторые крупные французские предприятия («Карфур», «Ошан», «Казино», «Рено», «Эр Франс», «Данон», «Мишлен», «Юзинор» и др.) входят в группу создателей главных "торговых центров" мировой электроники.
     Достойное положение Франции в сфере высоких технологий на мировом уровне обеспечивают ее авиакосмическая промышленность и ядерная энергетика. На долю Франции приходится 40% всех расходов европейских государств на космические цели, самый крупный взнос в бюджет Европейского космического агентства (ЕКА) – 29%. Она играет главную роль в программе «Ариан», работает над повышением конкурентоспособности этой программы, имеющей ключевое значение для обеспечения самостоятельности Европы в космической области. Во Франции разрабатываются новые космические технологии и технические средства, такие, например, как миниспутники и микроспутники. При этом первостепенное внимание уделяется сотрудничеству в рамках ЕКА и многостороннему сотрудничеству в Европе. Вместе с тем весьма перспективным представляется сотрудничество Франции с Соединенными Штатами в рамках программы исследования Марса с 2007 года, а также с другими космическими державами и новыми развитыми государствами.
     Высокая квалификация и навыки французских специалистов, вовлеченных в европейские совместные космические предприятия, воплощены в практически совершенных технологических характеристиках Аэробуса A340, уровень продаж которого почти сравнялся с американским Боингом. Франко-немецкая компания «Еврокоптер» является ведущим в мире изготовителем вертолетов.
      Энергетика – еще одна область, в которой французские технологии превосходят уровень многих развитых стран. Прежде всего, это относится к ядерной энергетике. В частности, Франции принадлежит крупнейший в мире завод по переработке ядерных отходов, который располагается в Нормандии. Важно отметить, что ядерная промышленность Франции по общему признанию отличается высокой степенью надежности и безопасности. Кроме того, французы демонстрируют значительные успехи и в обычном производстве энергии, экспортируют свои технологии и навыки, строя гидроэлектро- и обычные электростанции в ряде других стран.
      Что касается технологий, используемых в транспортном секторе, на Францию приходится около 12% всемирных и 22% европейских патентов. Более того, Франция в настоящее время владеет 12% патентов по всему миру и почти 20% патентов в Европе на технологии по охране окружающей среды (сохранение почв, восстановление лесных массивов, водная очистка, переработка отходов).

     Такой прогресс в области развития технологий был достигнут во многом за счет активных действий крупных французских ТНК (в частности, «Алкатель» является одним из лидеров телекоммуникационной связи в мире). Однако значительную роль здесь сыграли и множество мелких и средних инновационных фирм, которые в некоторых случаях сумели закрепиться даже на американских рынках. Т.е. положено начало ликвидации основного недостатка, который препятствовал выходу Франции в лидеры по уровню развития технологий и участия в их обмене, – финансирования исследований преимущественно государством. Если в 1997 г. государство профинансировало 82% всех исследований и разработок, то к 2001 г. его доля упала до 50%. Это, безусловно, положительный факт, т.к. по мнению многих экспертов, главным стимулом промышленных исследований должна стать коммерция. Научные исследования должны проводиться, чтобы зарабатывать деньги, а не «показывать научную красоту проекта».
    Таким образом, «новая экономика», обострившаяся конкурентная борьба выдвинули перед Францией, как впрочем, и перед всей интегрированной Европой, проблему форсирования производства наукоемкой продукции и увеличения расходов на НИОКР (предпочтительно за счет частного сектора). Уже сегодня наблюдается положительная динамика в этой области, однако, Франция, обладая огромным научным потенциалом, еще недостаточно его использует.

 

ГЛАВА III.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФРАНЦИИ. ФРАНЦИЯ КАК ЧЛЕН ЕВРОСОЮЗА.

§1. Характеристика, структура и особенности внешней торговли Франции
За последнее десятилетие Франции удалось успешно адаптировать свою внешнюю торговлю к новым условиям, прежде всего на европейском рынке. Экономика Франции стала не менее открытой, чем у ее торговых партнеров, сохранив при этом свою долю на рынке. В результате сейчас Франция занимает 4-е место в мире по экспорту товаров, уступая лишь США, Германии и Японии, и 3-е – по экспорту услуг, пропуская вперед только США и Великобританию.
      В 2002 г. доля внешней торговли Франции в ВВП составила 39,7%, а экспортная квота – 20%. Основные статьи импорта – машины и оборудование, автомобили, энергоносители, авиатехника, продукция электронной промышленности, основные химические продукты, продукты питания, ткани, одежда. Многие из этих статей являются также и статьями экспорта, особенно сельскохозяйственные и пищевые продукты, автомобили и другие средства наземного транспорта, машины и оборудование, авиатехника, химические продукты, фармацевтические препараты и парфюмерно-косметическая продукция. К важным статьям экспорта относятся также оборудование для космонавтики и оружие. При этом Франция, не располагающая значительными запасами углеводородного сырья, является чистым импортером энергии. Для сокращения энергетической зависимости Франция проводила политику, направленную с одной стороны на контроль над потреблением энергии, с другой – на развитие ядерной энергетики. Благодаря такой двоякой политике доля импорта энергоносителей в общем объеме импорта Франции упала с 28% в 1980 г. до 7% в начале 2000-х гг. В структуре как экспорта, так и импорта услуг ведущая роль отведена туризму и транспортным услугам.
      Около 78% внешней торговли Франции приходится на страны ОЭСР, при этом в большей мере она ориентирована на Европейский союз: на его долю приходится 61,3% французского экспорта и 58,6% импорта. Основными импортерами французской продукции являются ближайшие соседи Франции: Германия (14,7%), Великобритания (9,8%), Испания (9,6%) и Италия (8,8%). Значительная доля французского экспорта приходится также и на США (8,7%). Наибольший удельный вес во французском импорте принадлежит Германии (16,7%), Италии (9,1%), США (8,9%), Великобритании (7,5%) и Бельгии-Люксембургу (7%). При этом Германия уже на протяжении многих лет является ведущим французским торговым партнером.
Важно отметить, что экспорт французских товаров преимущественно в европейские страны способствовал повышению их качества до уровня первоклассной продукции, усилению позиций в таких отраслях, как авиационная промышленность, автомобилестроение, производство напитков, фармацевтическая промышленность, и т.д. Но одновременно, специализация Франции не слишком четко проявляется в области новых технологий, применение которых, безусловно, будет быстро расширяться как в промышленности, так и в сфере услуг. Показательный пример: в 1997 году Великобритания вытеснила Францию со 2-го места в мире по экспорту услуг. Нерешенной проблемой остается и зависимость Франции от импорта оборудования: процент покрытия импорта экспортом по этой товарной группе все еще ниже, чем у однотипных европейских стран. Дальнейшее повышение конкурентоспособности французских изделий на мировом рынке зависит, в основном, от расширения деятельности национального бизнеса в новейших отраслях и от мероприятий государства по снижению тех издержек производства, которые находятся в его ведении. Следовательно, дальнейшая ориентация экономики Франции на высокие налоги и социальные отчисления (которые существенно увеличивают издержки) чревата ухудшением общей структуры экспорта Франции и его сокращением.
Торговля Франции со странами, не входящими в ОЭСР, составляет лишь 22% в общем объеме внешней торговли. На одну только Германию приходится такой же объем французского экспорта, как на все развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки вместе взятые. При этом доля Франции на рынках Азии, Латинской Америки остается в пределах 2-4% (по сравнению со средним показателем примерно 10% на ее традиционных рынках – в Европе и Африке). Но если в странах Азии и Латинской Америки экономика будет и впредь развиваться более быстрыми темпами, чем в других странах, Франция может утратить свои позиции, что неизбежно приведет к сокращению ее доли на мировом рынке (составляющей сегодня около 5%). Следовательно, одной из существенных задач для французских предприятий является расширение присутствия на азиатских и латиноамериканских рынках, которые благодаря своей специализации обладают мощным потенциалом роста.
Рассматривая динамику внешней торговли, необходимо отметить, что с 1993 г. сальдо торгового баланса Франции становится активным, в то время как в конце 80-х гг. оно характеризовалось значительным дефицитом. За 1993-1999 гг. активное сальдо торгового баланса Франции значительно увеличилось, достигнув в 1997 году рекордного уровня в 160 млрд. франков (около 2% ВВП). В 1999 году, несмотря на неблагоприятное стечение обстоятельств (слабый экономический рост в Германии, повышение цен на нефть), положительное сальдо внешнеторгового баланса все же оставалось на уровне 113 млрд. франков (16,5 млрд. евро). В 2000 г. вследствие дальнейшего роста цен на нефть стоимость импорта товаров несколько превысила стоимость экспорта. Однако экспорт услуг по-прежнему превышал их импорт, и баланс текущих операций был сведен в 2000 г., как и в 1999 г., с положительным сальдо. При этом по сравнению с 1999 г. темпы роста экспорта в 2000г. повысились более чем втрое, что было связано как с введением евро, так и с его девальвациями.
В первой половине 2001 г. экспорт французских товаров увеличивался, несмотря на падение темпов роста американской экономики. Однако во второй половине 2001 г. произошло сокращение французского экспорта товаров, связанное с падением спроса со стороны большинства индустриальных стран, особенно Германии. Кроме того, в конце года наблюдалось резкое сокращение в торговле услугами (особенно в авиаперевозках и туризме), вызванное последствиями событий 11 сентября. В результате за 2001 г. экспорт французских товаров и услуг увеличился лишь на 1% против увеличения на 14,5% в 2000 г. Но в то же время Франция вернулась к положительному сальдо торгового баланса, которое составило 3,8 млрд. евро. Если к торговле товарами добавить обмены в сфере услуг, то активное сальдо торгового баланса Франции в 2001 г. составило 23,7 млрд. евро. При этом наблюдалось сокращение чистого экспорта сельскохозяйственной продукции на фоне увеличения чистого экспорта промышленной продукции невоенного характера. Эти тенденции говорят о сокращении зависимости Франции от импорта оборудования, что позволяет строить благоприятные прогнозы относительно будущей позиции страны в сфере мировой торговли.
С точки зрения географии французской внешней торговли в 2001 г. наблюдалось сокращение экспорта в страны Еврозоны, особенно в Германию и Нидерланды. В то же время было достигнуто высокое активное сальдо в торговле товарами со странами-экспортерами нефти и развивающимися странами Азии и Африки, вызванное увеличением экспорта в эти страны французского морского и воздушного транспортного оборудования. Кроме того, был сокращен дефицит в торговле с США благодаря более быстрому падению импорта по сравнению с падением французского экспорта в эту страну.
В целом, Франция удержала свои доли на рынке стран ОЭСР и сохранила уровень своей конкурентоспособности в странах, являющихся основными торговыми партнерами Она сохранила лидирующее положение по величине активного сальдо баланса текущих операций среди стран ЕС. Таким образом, на фоне негативных тенденций в мировой экономике Франция удержала свои позиции на мировом рынке и имеет все шансы их улучшить при дальнейшем увеличении внимания к новейшим технологиям и рынкам, обладающим большим потенциалом роста.

       §2.Политика Франции в области внешнеторгового регулирования

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.