Рефераты. Особенности социально-экономического развития современной Франции

 

ГЛАВА I.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ФРАНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

§1. Общая характеристика страны.

     Франция - это государство в Западной Европе. На северо-востоке граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на востоке - с Германией, Швейцарией и Италией, на юго-востоке - с Монако, на юге - с Испанией и Андоррой.  На севере территория Франции омывается Северным морем, проливами Па-де-Кале и Ла-Манш, на западе Бискайским заливом Атлантического океана, на юге - Средиземным морем. Площадь европейской части Франции, включая остров Корсика в Средиземном море и другие мелкие прибрежные острова, составляет 543965 км2. Столица – город Париж. Около  83% населения - французы; живут

также эльзасцы, бретонцы, корсиканцы, каталонцы, баски; кроме того проживает 4,7 млн. иностранцев-иммигрантов (алжирцы, португальцы, итальянцы, испанцы, армяне и другие). Официальный язык французский. Подавляющее большинство верующих - католики, около 2 млн. человек - протестанты, около 2 млн. - мусульмане (в основном выходцы из стран Северной и Центральной Африки, Среднего Востока), православные (более 400 тысяч) и другие.

 В современной Франции действует принятая в 1958 г. конституция Пятой республики – 17-я конституция в ее истории. Согласно ей, «Франция является неделимой, светской и социальной республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всем гражданам, независимо от происхождения, расы или религии. Она уважает все верования... Девизом Республики является «Свобода, Равенство, Братство». Ее принципом является: правительство народа, по воле народа и для народа».
    С вступлением в силу 17-й конституции Франция превратилась из парламентской в президентскую республику. Центральной фигурой государственной власти является Президент. Он глава государства и главнокомандующий, «гарант» национальной независимости и территориальной целостности, «арбитр», обеспечивающий «нормальное функционирование государственных органов и преемственность государства». Президент назначает и увольняет премьер-министра и, – по его представлению, – других членов правительства, осуществляет назначения на все военные и гражданские должности, подписывает и публикует законы. Кроме того, он имеет право распустить Национальное собрание и назначить новые выборы; ввести чрезвычайное положение и взять в свои руки всю полноту власти.
     Президент избирается всеобщим тайным голосованием, сроком на 5 лет, с правом последующего переизбрания. Причем, 5-летний срок правления президента установлен только с 2002 г., до этого Президент избирался на 7-летний срок. За всю историю Пятой республики Францией управляли 5 президентов, за это время сменились 17 премьер-министров и 28 правительств. Ныне действующий президент Жак Ширак был избран в 1995 г. и переизбран в 2002 г. Ныне действующий премьер-министр – Жан-Пьер Раффарен.

    Высший законодательный орган - парламент, состоящий из 2 палат Национального собрания избираемого сроком на 5 лет всеобщим и тайным голосованием  и сената, избираемого на основе косвенного голосования.

   В административном отношении территория Франции разделена на 96 департаментов, включая Париж (отдельный департамент), департаменты на коммуны; департаменты созданы на территории исторических провинций.

 

§2. Человеческий фактор во французской экономике

 

   В конце XX в под влиянием научно-технической революции человечество вступило в период крупнейших изменений в экономике и политике. И главным среди них является возрастание роли человека как основной производительной силы, творца научно-технической революции и всей человеческой цивилизации. Эти процессы бурно развиваются в современной французской экономике. Во всех ее сферах – производстве, потреблении, организации и других – мы видим возросшее значение человеческого фактора.  В годы после Второй мировой войны осуществлялись радикальные сдвиги в структуре демографических ресурсов Франции, их динамике, многих качественных показателях. В то же время, как и в других областях, в течение этого периода не были решены многие вопросы демографического развития страны. А в самые последние годы налицо обострение ряда проблем, в частности, в области материального положения французского населения и социальной политики страны.

Население

    На 1 января 2001 года численность населения Франции составляла 60,7 млн. человек, что эквивалентно 16% населения всего Европейского Союза. Из них 59 млн. проживают в метрополии и 1,7 млн. – в 4 заморских департаментах. За последнее десятилетие население страны увеличивалось приблизительно на 250 тыс. человек в год: примерно на 200 тыс. человек за счет естественного прироста и на 50 тыс. – за счет миграционного притока. При этом Франция является одной из густонаселенных территорий планеты, но средненаселенной в Европе: по плотности она занимает 9-е место в Европейском Союзе, находясь далеко позади Нидерландов, Великобритании, Германии и Италии.
Согласно переписи 1999 года, во Франции насчитывалось 4,3 млн. иммигрантов (т.е. около 7% населения), среди которых основную массу составляют арабы из стран Магриба, африканцы из тропической Африки, португальцы, испанцы, китайцы и вьетнамцы. Причем, с 1990 по 1999 год число иммигрантов возросло на 3%, то есть увеличилось в той же пропорции, что и остальное население, что вызывает недовольство многих  коренных французов.
    Необходимо отметить, что население Франции может в действительности гордиться одним из самых высоких уровней жизни на планете по классификации ООН. По показателю индекса развития человеческого потенциала, который рассчитывается на основе средней продолжительности жизни, уровня образования и уровня жизни, Франция занимает 12-е место, в то время как Россия лишь 62-е. И неудивительно, ведь уровень грамотности взрослого населения во Франции составляет 99%, а по показателю средней продолжительности жизни женщин (82,7 года) Франция занимает лидирующее положение среди всех европейских стран.
Такие результаты достигнуты, прежде всего, благодаря одним из лучших в мире систем социального страхования и медицинского обслуживания. Так, французская система социального страхования включает в себя пособия по безработице, пенсии по старости и инвалидности, различные семейные пособия, компенсацию расходов на лечение и др. Она основывается на принципе перераспределения доходов (выплаты субъектам социального страхования производятся путем отчислений со стороны экономически активной части населения). В результате, французское общество остается одним из самых однородных и наименее несправедливых.
     Однако высокая продолжительность жизни населения приводит к увеличению числа пожилых людей по отношению к экономически активному населению. Это свидетельствует о старении населения и может привести к отрицательным последствиям, особенно на фоне сокращения рождаемости, уровень которой уже сегодня невысок и составляет 1,89 ребенка на 1 женщину. Эти процессы уже привели к возникновению дефицита фондов социальной защиты, и многие специалисты высказывают очень серьезные опасения, в частности, применительно к пенсионной системе. Если прогнозы демографов оправдаются, то доля населения старше 60 лет увеличится с сегодняшних 20% до трети к 2040 г. В результате, вместо двух работников, отчисляющих средства для одного пенсионера, останется только один. В такой ситуации либо работнику придется увеличить отчисления, либо пенсионеры будут получать меньше, либо возраст ухода на пенсию придется увеличить. Ни один из этих вариантов не является политически приемлемым, к тому же возникает угроза экономической нестабильности.
    Такая ситуация может быть разрешена в случае, если сам механизм формирования пенсионных фондов будет изменен, т.е. если на смену модели «солидарности поколений» придет так называемая «англосаксонская» модель формирования накопительных фондов.[1] Однако французам исторически ненавистна «англосаксонская» модель, особенно тем из них, кто помнит слова президента Шарля де Голля, который 40 лет назад решил противопоставить американской модели капитализма французскую. «Франция покажет миру, – говорил де Голль, – как построить промышленную цивилизацию, которая не происходит от американской модели и в которой человек будет являться конечной целью, а не только орудием этой цивилизации». Поэтому демографический кризис – лицо гораздо более серьезного явления, которое многие исследователи называют кризисом французской идентичности, заключающимся в том, что в ряде случаев «французская модель» проявляет себя как неэффективная на данном уровне развития, но при этом французы сердцем все еще не хотят эту модель менять. Как этот кризис будет разрешен, во многом зависит от премьер-министра Франции, который объявил проведение пенсион весной 2003г.

«Бэби бум»

    В истории Франции мы можем отметить периоды демографического подъема, которые сменялись нередко катастрофическими падениями, напоминавшими иногда гигантские катаклизмы.

   Ситуация резко изменилась в годы Второй мировой войны, когда во Франции и за ее пределами стали говорить о «Французском бэби буме». И речь шла не только о естественном в первый период после войны всплеске рождаемости, а об устойчивой тенденции роста населения, характерной для ряда лет. По официальным данным переписей населения количество жителей во Франции выросло с 40,5 млн человек в 1946 году до 56,6 млн в 1990 году. По оценкам Национального института статистики и экономических исследований на 1 января 2001 года население Франции составляло 59,0 млн человек. Такой картины во Франции не было уже в течение более 2 веков.

    Конечно, можно говорить о негативном влиянии двух мировых войн и может быть еще каких-нибудь других факторов. Но все же сравнение этих двух периодов показывает существенное изменение содержания демографической эволюции Франции в последние десятилетия. Качественные сдвиги происходят в это  время в режиме воспроизводства населения. Главным из них является длительные, устойчивые относительно высокие показатели рождаемости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.