Рефераты. Особенности социально-экономического развития современной Франции

    Важное значение имеет учет политической борьбы внутри французского общества. Кризис социальной политики – составная часть неоконсервативного курса той части французской элиты, которая пытается использовать ослабление профсоюзов и левых политических партий в своих интересах. Замедление и сокращение социальных расходов совпадает с процессом приватизации и других неолиберальных реформ.

    Но несмотря на некоторое сокращение социальных расходов в отдельные года их уровень в середине и концу 90-х годов остается относительно высоким. Подобное положение – следствие огромных размеров, которые приобрела во Франции государственная система сохранения устойчивости французской общественной жизни.

      Попытки правящих кругов страны сократить социальные расходы наталкиваются на сопротивление значительной части общества.

       Другими проявлениями обострения социально-экономических положения во Франции в последние годы служат противоречия в эволюции доходов, связанных с собственностью и предпринимательской деятельностью. Падают социальные выплаты, общие размеры доходов и доходы, приходящиеся на душу населения.

      Но особенно острой проблемой, свидетельствующей о растущих противоречиях в эволюции современного уровня жизни во Франции, является безработица.

      «Невыносимым бедствием», настоящей язвой, разъедающей тело французского общества, называют безработицу сегодня во Франции. Это не удивительно, учитывая, во-первых, размеры, которые она приобрела в последний период. В первые годы после Второй мировой войны безработица в стране практически отсутствовала. Ее объемы в 60-е и в начале 70-х годов были незначительны. Но темпы роста увеличивались. Первого миллиона количество безработных достигло в 1976 г. Рубеж второго миллиона был пройден в 1984 году, третьего – в 1993г. В 1995 г., по данным Национального агентства по проблемам занятости Франции, оно составило более 3 млн 264 тыс. человек.

       Во-вторых, количественные показатели надо дополнить международными сопоставлениями. О тяжести безработицы во Франции говорят подсчеты экспертов ОЭСР, составляемые на основе единой методики и регулярно публикуемые в изданиях этой организации.

        По данным ОЭСР Франция лидирует в этой области. В  течение последних 15 лет объемы безработицы во Франции устойчиво превышают показатели других крупных капиталистических стран, а также средний уровень безработицы ЕС и ОЭСР. В 1994 г. полностью  безработные во Франции составляли 12,6 % самодеятельного населения, в США – 6,1 %, Японии – 2,9 %, Германии – 9,6 %, Великобритании – 9,4 %. В третьих, речь идет о качественных характеристиках французской безработицы. Безработица имеет место в большинстве отраслей и экономических районов Франции. Конечно, в наибольшей степени она затрагивает традиционные отрасли и районы их преимущественной концентрации.

        Особенно важное значение имеет рост продолжительности безработицы. По данным на февраль 1995 г. в среднем каждый из безработных был лишен деятельности в течение 397 дней. А более 38 % общего числа были безработными еще большее количество времени. Половина из них – больше 2-х лет каждый.

      Общество стремится ослабить остроту проблемы безработицы, облегчить положение безработных. В стране действует Национальное агентство по проблемам занятости с 750 территориальными отделениями. В 1994 г. через агентство  прошло 1,6 млн заявок на работу. Существует и ряд других организаций, занимающихся устройством, переквалификацией рабочей силы, созданием новых рабочих мест, стимулированием перемещения работников из одних районов в другие, где имеется меньше безработных.

        Пособия по безработице, о которых я уже говорила при характеристике системы социального обеспечения, имеют две основные формы: страховую, предоставляемую через фонд Национального межпрофессионального союза для обеспечения занятости в промышленности и торговле, формируемый за счет взносов рабочих и предпринимателей (2,07% и 3,63% месячной зарплаты соответственно), и государственную – в виде «социального пособия солидарности». Максимальный размер страхового пособия вначале составляет 57,4 % последней зарплаты, а потом каждые четыре месяца он снижается. Пособие может выплачиваться максимум в течение 2 лет и 3 месяцев. Государственное «пособие солидарности» может быть предоставлено в течение 6 месяцев после истечения срока страхового пособия.

      Безработица, ухудшая материальное положение безработных, вызывает и другие негативные явления. Например, растет неуверенность в своем будущем у части населения. Сначала у лиц, еще не являющихся полностью безработными, но уже работающих неполную рабочую неделю, затем у занятых в отраслях или на предприятиях, испытывающих трудности. Круги расходятся столь широко, что захватывают в той или иной степени значительную часть общества.

       Безработица – генератор новых форм бедности, стимулятор происходящего процесса маргинализации части населения Франции. Число лиц, не имеющих регулярных доходов, часто полностью лишившихся таковых, потерявших жилье и утративших определенное место в обществе (своего рода «бомжей»)  растет  в последние годы.

      Самым ярким показателем происходящих изменений может служить принятый в 1988 г. закон о минимальном доходе лиц. Такой уровень дохода характеризовался как показатель чрезвычайной бедности. Он давал право на получение пособия с целью обеспечения «социального и профессионального включения» этих лиц в жизнь общества.

         Замедление темпов повышения уровня жизни и даже наметившаяся тенденция его снижения, рост безработицы и крайних форм бедности – все это меняет социальный климат в стране. Растет движение сопротивления негативным сдвигам. Согласно данным, опубликованным газетой «Фигаро»1


, 84 % опрошенных французов хотят сохранить в современном виде систему социального обеспечения, 73 % - за сохранение пособий по безработице. Этот список легко продолжить. В стране возрастают требования возродить «новую социальность», заботясь об интересах личности, но  не отказываясь при этом от традиций коллективизма, развивать их и совершенствовать. В настоящее время эта тенденция только усиливается. Свидетельства тому – изменения, происходящие в положении семьи, рост участия французов в различных ассоциациях, защищающих конкретные интересы людей, активация борьбы французской общественности за экономические и политические права личности и дальнейшее

________________________

См.1 Черников Г.П. Экономика Франции: традиции и новейшие тенденции. М., РОССПЭН, 2002 - С. 82

 

развитие демократии в стране.

 

                ГЛАВА II «ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФРАНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

                   §1. Основные показатели экономического развития.

      В XXI век Франция вступила, обладая одной из самых мощных экономик. Она производит свыше 5% мирового ВВП, занимая по этому показателю четвертое место в мире и уступая лишь США, Японии и Германии. По уровню ВВП на душу населения и удельному весу в мировом промышленном производстве Франция в 2001 г. занимала 5-е место в мире, по доле в мировом экспорте – 4-е. При этом французская экономика представляет собой «экономику услуг», доля которых в ВВП в 2002 г. составила 71%. На доли же промышленности и сельского хозяйства во Франции приходится 26% и 3%, соответственно.

     Франция является лидером по производству сельскохозяйственной продукции среди всех европейских стран. Кроме этого, высоко конкурентоспособными на мировой арене выступают такие сектора французской экономики, как транспорт и телекоммуникации, пищевая и фармацевтическая промышленности, банковские услуги, страхование, туризм и, конечно же, производство традиционных товаров роскоши (кожаные изделия, модная одежда, парфюмерия, вина и т.д.). Машиностроение, в частности, производство автомобилей, электроника, металлургия также относятся к числу наиболее развитых отраслей французской экономики.
    Важно отметить, что в последние годы темпы роста реального валового продукта и промышленного производства во Франции превышали соответствующие показатели в среднем по странам Еврозоны. Это наблюдалось на фоне более низких уровнях инфляции и государственного долга по сравнению с другими западноевропейскими странами. При этом темпы экономического роста увеличивались в 1999-2000 гг., во многом за счет расширения мирового спроса, достигнув в конце этого периода отметки 3,8%. Однако замедление темпов роста мировой экономики в 2001-2002 гг. привело к замедлению французского экономического роста: реальный ВВП в 2002 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом лишь на 1,1%, что, тем не менее, превышает среднеевропейский показатель. Аналогично, несмотря на сокращение промышленного производства в 2002 г. на 0,3%, как показывают исследования, уже в декабре 2002 г. улучшились оценки текущей ситуации и будущих условий, данные французскими производителями промышленной продукции.1 Несмотря на атмосферу всеобщей неопределенности, господствующей в мире в настоящее время, многие французские специалисты сохраняют положительные прогнозы касательно производства потребительских товаров и продукции пищевой промышленности. Рост в этих отраслях и должен предотвратить падение промышленного производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.