Рефераты. Особенности социально-экономического развития современной Франции

См.1 Вутянов В. Новые тенденции организации международного бизнеса французскими ТНК // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №9. - С.112.

умеренные политики называют предпринимателей типа Мессье предателями, для которых «интересы иностранных инвесторов выше интересов Франции».
Тем не менее, с экономической точки зрения деятельность французских ТНК приносит стране положительные результаты. Трансграничные слияния и поглощения уменьшали уязвимость французских приобретающих компаний и способствовали более рентабельному ведению операций. При этом, как правило, происходило некоторое преобразование организационной структуры компаний. В частности, особенностью Франции является появившаяся в 90-х гг. тенденция к организации промежуточных компаний. В них работает небольшое число высококвалифицированных специалистов-менеджеров, которые организуют работу иностранных подрядных предприятий. Последним ТНК передает все функции по созданию товара, кроме управления, т.е. головная компания в данном случае выступает в качестве исследовательской, дизайнерской и маркетинговой компании, вкладывающей капитал в рекламу, а не в производство. Подобная форма организации и управления позволяет ТНК Франции производить конкурентоспособную продукцию без затраты средств на создание заводов. Промежуточные компании получили распространение, прежде всего, в отраслях, занятых производством потребительских товаров, в меньшей степени – бытовой и компьютерной техники. Причем их создание дает французским ТНК явное преимущество перед традиционными вертикально-интегрированными монополиями других стран, что имеет важное значение на фоне увеличивающейся в ЕС конкуренции между различными ТНК.
      Кроме того, именно ТНК имеют ярко выраженные конкурентные преимущества в сфере услуг и наукоемких отраслях промышленности по сравнению с национальными компаниями. Следовательно, деятельность французских ТНК способна повысить уровень развития в стране отраслей «новой экономики», что, как было указано в предыдущем пункте, сделает инвестиционный климат во Франции еще более привлекательным.

           §5 Влияние европейской интеграции на французскую экономику

    Развитие вглубь и вширь интеграционного процесса в Европе, приведшее к образованию Европейского Союза, обладающего мощным интегрированным промышленным и финансовым потенциалом, способным во многом конкурировать с США, полностью отвечало политическим интересам Франции. Влиянию же европейской интеграции на экономику Франции можно дать менее однозначную оценку. С одной стороны, интеграция привнесла во французскую экономику много положительного, с другой стороны, в условиях единого европейского рынка четко проявились недостатки «французской модели», которые делают ее менее конкурентоспособной среди ряда других европейских стран.
    Важной особенностью экономики стран ЕС является их тесная взаимосвязь, чему в немалой мере способствовало принятие Единого европейского акта, обеспечившего с 1 января 1993 г. свободу передвижения людей, товаров, услуг и капиталов. В результате заметно выросла взаимная торговля внутри ЕС. Так, только на страны ЕС приходится 61,3% французского экспорта и 58,6% импорта. Торговля с европейскими странами в условиях свободного рынка, безусловно, стимулирует французские предприятия повышать качество производимой продукции. В целях обеспечения высоких производственных показателей и достижения оптимального размера предприятий в последнее время значительно расширились операции по реструктуризации и слиянию-приобретению предприятий. В результате проводимой политики Франции удалось сохранить в Европе роль лидера в таких областях как авиастроение, атомная промышленность, телефонное оборудование и связь, существенно повысить конкурентоспособность в области черной металлургии, улучшить качество в машиностроении и автомобильной промышленности. Кроме того, существенные выгоды от европейской интеграции получило французское сельское хозяйство. В результате проведения общей сельскохозяйственной политики странами ЕС Франция стала 4-й в мире по производству зерновых и мяса.
     Интеграционные процессы упрочили положение Европы (и Франции в т.ч.) в миграции транснационального капитала. Образование основ целостного хозяйственного комплекса в регионе усилило интерес к нему со стороны ТНК. Поскольку основным средством их доступа на европейский рынок являлись прямые иностранные инвестиции, увеличился импорт иностранных инвестиций во Францию и сегодня по этому показателю она занимает 3-е место в мире.
    С наступлением различных этапов единого европейского рынка и Экономического и валютного союза (ЭВС) основные задачи французского правительства заключались в том, чтобы дать предприятиям возможность укрепить свою конкурентоспособность в борьбе с более открытой и жесткой конкуренцией и глобализацией рынков, обеспечивая им условия работы на равных с другими европейскими странами.
    С одной стороны, в реализации этого курса в последнее время был достигнут существенный прогресс. В 1986-91 гг. инфляцию удалось стабилизировать на уровне 3% в год, а в последующие годы на уровне 2%, т. е. ниже среднеевропейского уровня. Торговый баланс с 1993 года удается сводить с положительным сальдо, а в последнее время и с весьма значительным по объему. С 1986 года франк являлся стабильным по отношению к марке, а всплески колебаний краткосрочных и долгосрочных обменных курсов с Германией были практически сведены к нулю. В последние годы во многом благодаря Маастрихтскому договору успешно проводится ограничительная бюджетная политика. В 1997-2001 гг. бюджетный дефицит удалось значительно уменьшить до 1,4% ВВП в 2001 г., государственный долг начал снижаться, резко сократилась безработица, вырос внутренний спрос. Именно для удовлетворения условиям ЕС правительство Жоспена провело колоссальную приватизацию, снизив при этом долю государства во французской экономике.
    С другой стороны, в ряде случаев в реализации курса на повышении конкурентоспособности французских предприятий правительство явно терпит поражение. Прежде всего, это относится к области обязательных платежей в пользу государства, где Франция имеет специфические особенности, по сравнению с другими крупными европейскими странами. Во-первых, для Франции характерен их очень высокий общий уровень (45,5% ВВП), который постоянно рос в последние 15 лет. Аналогичный показатель в других странах ЕС оставался относительно стабильным и более низким: в Германии – 42%, в Великобритании – 36%. Во-вторых, более высокая доля социальных отчислений, составивших в 1997 г. 43% от ВВП, в отличие от 36% – в Испании, 34% – в Италии, 33% – в Бельгии, 18% – в Великобритании. Это повышает затраты французских предприятий на единицу продукции, ограничивает норму их прибыли и ведет к более низкой рентабельности. Поскольку международные инвесторы стремятся к обеспечению высоких норм прибыли, французские предприятия часто вынуждены вкладывать инвестиции за пределами национальных границ. Следствием этого является замедление темпов прироста ВВП и ограничение реальных доходов рабочих и служащих, что сдерживает внутренний спрос и влияет на его составляющие. Кроме того, высокий уровень социальных отчислений заставляет предприятия быть более осторожными в политике найма и отчасти объясняет высокие показатели безработицы.
    Таким образом, экономическая формула Франции, основанная на высоких налогах и крупных социальных отчислениях, ставит французские предприятия не в самое выгодное положение. В условиях единого экономического пространства, когда конкуренция прямо определяется уровнем национальных фискальных издержек, это становится особенно очевидным. Чтобы сократить отрицательное воздействие интеграционных процессов на экономику Франции и увеличить положительное, необходимо в первую очередь провести налоговую реформу и тем самым несколько изменить всю экономическую формулу.

          §6. Трансформация валютной системы: переход к евро и его последствия
В 1999 г. Франция в числе 12 стран Европы отказалась от национальной денежной единицы в пользу новой единой валюты евро. Центральный Банк Франции установил следующий курс соотношения с евро французского франка: 6,55957 французских франков за 1 евро. Этот курс не подлежал изменению и при переходе на наличные деньги, который произошел 1 января 2002 г. Важно отметить, что Франция в лице ее президента Жака Ширака сделала многое для появления единой европейской валюты. Причина этого следующая: Франция рассчитывала на то, что евро будет удерживать экономическую мощь Германии в рамках ЕС, где Франция будет продолжать играть ведущую политическую роль.
     Введение евро в качестве единой валюты ряда стран Европы привело к серьезным изменениям в финансовой и фискальной политике, а также на рынке капитала. Безусловно, эти изменения коснулись и Франции.
Во-первых, появился Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), который начал проводить единую финансовую политику. Вместе с тем многие специалисты подвергают сомнению эффективность этой политики. В частности, В. Ханкель, советник Комиссии ЕС, считает, что невозможно в течение длительного времени поддерживать единую процентную ставку для всех 12 стран ЭВС и одновременно требовать от них соблюдения жесткой бюджетной дисциплины, поскольку между странами существуют значительные различия в структурах производства и тенденциях развития экономического цикла. Он отмечает внутреннюю противоречивость и недостаточную гибкость единой денежно-кредитной политики ЕЦБ. Например, с осени 2001 г. для поддержания макроэкономической сбалансированности в странах с повышенными темпами инфляции – Ирландии, Испании и Португалии – требовалось увеличение процентных ставок, в то время как во Франции – их снижение. В результате, неизменная с ноября 2001 г. единая процентная ставка оказалась слишком высокой во Франции для стимулирования деловой активности, и во многом поэтому темпы экономического роста во Франции сократились с 3,8% в 2000 г. до 1,8% в 2001 г. Кроме того, по мнению экспертов, оборотной стороной довольно жесткой денежно-кредитной политики ЕЦБ и недостаточной для сглаживания структурных диспропорций межстрановой мобильности трудовых ресурсов является более высокий уровень безработицы в странах ЭВС по сравнению с США. В целом по Еврозоне она составляет 8,3%, во Франции – 9,1%, в США – лишь 5,6%.
     Произошли некоторые изменения и в фискальной политике. Бюджетные дефициты стран-участниц в полной мере определены Пактом стабильности и роста, который заставляет экономику стран валютного союза работать таким образом, чтобы можно было избежать чрезмерного расхождения в действиях отдельных государств в этой сфере и проводить единую финансовую политику. Наличие такого соглашения требует от стран-участниц союза поддерживать бюджетный дефицит на низком уровне. Хотя рост бюджетных расходов, по мнению экспертов, смог бы оказать положительное влияние на экономику, в особенности в ее положении на данном этапе, когда экономический рост в европейских странах и практически во всем мире относительно невелик. По расчетам французских экономистов, в случае сокращения дефицита бюджета страны до уровня 1% ВВП темпы экономического роста во Франции упадут более чем на 2%.
После введения евро произошли также структурные изменения на рынке капитала. Наблюдается устойчивый рост выпуска негосударственных долговых обязательств, ценных бумаг, которые традиционно были более популярны в США, чем в Европе. Иными словами, происходит увеличение вложения денежных средств в акции, что положительным образом сказывается на деятельности предприятий и экономическом росте.
Важно добавить, что в самом начале своего функционирования евро в полной мере не оправдал всех надежд, которые возлагали на него инвесторы. С момента введения его курс относительно доллара США постоянно снижался, что свидетельствовало о продолжающейся тенденции вывоза капитала из стран Европейского валютного союза в США. Но в то же время именно введение и девальвации евро во многом способствовали росту французского экспорта в 1999-2000 гг. Введение наличных евро в 2002 г. изменило ситуацию и усилило интерес инвесторов к европейской валюте. В результате уже к концу 2002 г. общеевропейская валюта догнала по обменному курсу американский доллар, а со временем и превзошла его. Введение наличного евро знаменательно для Франции еще и в том плане, что оно спровоцировало массированный приток денежных средств в банковскую систему и увеличило потребительские расходы. По мнению экс-министра финансов Франции Фабиуса именно это позволило Франции избежать рецессии в 2002 г.
Таким образом, старт наличного евро прошел успешно, и, по мнению многих специалистов, единая европейская валюта вполне законно претендует на роль денежной единицы, которая сделает современную мировую валютную систему биполярной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.