Рефераты. Особенности социально-экономического развития современной Франции

        В настоящее время уровень обложения корпораций во Франции – один из самых высоких в Европе. В подавляющем большинстве стран на налоги уходит в среднем 35% валовой прибыли (в Великобритании, например, лишь 26%), во Франции же ставка налога на прибыль корпораций составляет 42%. Нигде в ЕС предприниматели не платят и столь высоких социальных взносов: они достигают 10% ВВП. Все это отрицательным образом сказывается на конкурентоспособности французских предпринимателей.
         Еще одной характерной чертой французской экономики является высокая степень участия государства, крупная доля государственной собственности. Хотя ряд существенных шагов для перехода к экономике, основанной преимущественно на рыночных механизмах, уже сделан. Еще правительство Л. Жоспена провело частичную или полную приватизацию ряда крупных предприятий, банков, страховых компаний. Но, тем не менее, доля государства во французской экономике по-прежнему высока. Государственные расходы превышают 53% ВВП, это гораздо выше среднего уровня в странах ОЭСР – 38%. Государство все еще обладает контрольным пакетом около 1500 компаний, в том числе таких

_____________________________

См.1 . http://www.economy.gov.ru  (электронное издание журнала «Бизнес Уик»)

 

французских гигантов, как «Франс телеком», «Эр Франс», «Электрисите де Франс», «Газ де Франс», «Рено». Государство остается доминирующим в сфере общественного транспорта, в оборонном секторе, продолжает контролировать цены естественных монополий, тарифы на услуги здравоохранения, цены на большинство аграрной продукции. По мнению многих специалистов, деятельность бизнеса по-прежнему излишне регламентирована, что в сочетании с высокой степенью бюрократизации и коррупции отрицательно сказывается на положении французских компаний в Европе.
Важной особенностью экономического развития Франции является и высокая безработица,  о чем было подробно изложено в предыдущей главе. Поощрение введения частичной занятости, снижение выплат в фонды социального страхования для работников с низкой квалификацией, договоры об инициативном найме, поощрение к сокращению рабочего времени на договорной основе – в каждом из этих случаев речь шла о необходимости стимулировать предприятия к отказу от представления, что сокращение численности работающих повышает эффективность управления. Была сокращена рабочая неделя с 39 до 35 часов, в целях компенсации этого сокращения предприниматели вынуждены были увеличить количество работников. Однако такое, во многом искусственное, расширение занятости на фоне сокращения производительности труда привело к усилению экстенсивного характера роста французской экономики: соотношение вклада в экономический рост производительности труда и занятости изменилось в пользу последней. В целом это нельзя считать хорошей новостью, поскольку производительность является фактором, который в долгосрочной перспективе обеспечивает экономический рост и повышение уровня жизни.
      Вместе с тем, правительственным кругам становится ясно, что в условиях европейской интеграции и развития глобализации сохранение в прежнем виде «французской модели» с ее негибким рынком труда, крупными госрасходами, большим госсектором уже невозможно. Правительство Раффарена явно собирается перейти от стимулирования спроса к стимулированию предложения, что будет означать опору на доходную часть бюджета и сокращение расходов. В этой связи правоцентристы намереваются провести откладывавшиеся ранее реформы, изменить систему налогообложения, улучшив положение предприятий, средних и высших групп доходополучателей, держателей сбережений. Однако потерпевшие поражение на выборах 2002 г. социалисты жаждут вернуться во власть и будут использовать для этого все возможные средства. Первая же попытка Раффарена ввести изменения в налоговую сферу путем выравнивания ставки подоходного налога вызвала очень острую реакцию социалистов и близких к ним средств массовой информации: правоцентристов обвинили в попытке лишить подоходный налог распределительной функции. Поэтому трудно сказать, хватит ли Раффарену и Шираку политической воли и поддержки населения для осуществления задуманных реформ.

                                              §2.Отраслевая структура хозяйства

 

    Франция – экономически высокоразвитая капиталистическая страна. Широкое развитие получили такие прогрессивные отрасли промышленности, как нефтеперерабатывающая, химическая, машиностроительная, электротехническая и электронная, производство строительных материалов. Ряд отраслей завоевали международное признание: ядерная энергетика, информатика, ракетостроение.

     Ведущее место в структуре промышленного производства занимают общее машиностроение (12%) и транспортное (10%). Автомобиль­ная промышленность является одной из основ национальной про­мышленной структуры. Две крупнейшие в стране компании - частная «Пежо-Ситроен» и государственная «Рено» обеспечивают соответствен­но 4 и 5% мирового производства легковых автомобилей. Французские компании занимают второе место в мире, после Японии, по выпуску энергетического оборудования для электростанций. Франция остается ведущей силой в ракетной промышленности Западной Европы. Проект «Арианспейс» обеспечивает ведущие позиции страны в коммерческих запусках спутников. На его долю приходится примерно 50% мирового космического рынка[2].

     В  нефтяную отрасль входят более 120 предприятий. Количество персонала, работающего на них, составляет 44,5 тысяч человек. Нефтяная промышленность проводит большую работу по установке нефтяного оборудования за рубежом.  Французские фирмы получили 25% оборота в Африке и 22% в Северном море. В Северной Америке французские фирмы практически не представлены, они связывают свои надежды с Южной Америкой. Они начали проведение некоторых работ в Мексике. Для страны характерна высокая концентрация производства. Мелкие и средние предприятия сохраняют наиболее значительные позиции в металлообрабатывающей промышленности и в отраслях общего машиностроения, станкостроении, текстильной и швейной промышленности.        Сфера услуг. Сфера

услуг представляет собой важнейшую по значению отрасль экономики Франции; на нее приходится более половины ВВП и свыше 69% всех занятых.

     Наиболее динамично развивающаяся и единственная отрасль французской

экономики, где занятость продолжает расти – это услуги. Крупными подотраслями сферы услуг являются туризм, связь, транспорт, банковское и страховое дело. За последние 30 лет укрепились позиции сферы обслуживания в городах Франции. В абсолютных показателях сократилось число рабочих мест в производстве и увеличилось на предприятиях сферы обслуживания. Непроизводственная сфера расширилась, разнообразилась и укрепилась. Однако технически и финансово услуги сконцентрированы неравномерно. Предприятия сферы обслуживания имеют тенденцию к развитию в центральных районах городов, больших городах и городах-спутниках. Непроизводственный сектор сегодня один из самых активных

в перестройке городского хозяйства крупных центров индустриальных стран. В 1990 г. предприятия, оказывающие услуги другим предприятиям, группировали в среднем 6% активного населения, Париж - 13%, Канны, Ницца, Лион - 11%. Чем больше город, тем более важное место в занятости населения занимают услуги предприятиям: различные службы помощи, технологических и информационных советов, службы изучения.  Локализация услуг предприятиям зависит от уровня развития других служб города, региональной специфики.  

   Сельское хозяйство – одно из важнейших направлений международной

специализации – реализует на внешнем рынке более 1/3 производимой

продукции. В 1996 г. продукция агропромышленного комплекса составила 15% экспорта и менее 10% импорта. По объему сельскохозяйственного экспорта страна отстает только от США, занимая первое место в Западной Европе. Тем не менее во французской внешней торговле аграрной продукцией имеются уязвимые места: увеличение экспорта во многом происходило благодаря сырью, а не переработанной продукции; ухудшился баланс торговли со странами ЕС, которые также добились самообеспеченности или даже стали экспортерами.

   Товарный экспорт превратился в один из самостоятельных и решающих факторов экономического развития Франции. По объему экспорта и импорта Франция занимает 4-е место в мире – после США, ФРГ, Японии.  Главные торговые партнеры Франции – страны ЕС (около 65% всего оборота) , особенно ближайшие соседи – Германия, Италия, Испания, Бельгия, Великобритания, Люксембург, а также США и Япония. Развиваются внешнеторговые отношения со странами Азии.

    Промышленная продукция занимает основную часть внешнеторгового оборота Франции. В 1996 г. на промышленную продукцию гражданского назначения приходилось 82% экспорта и 81% импорта. Помимо упомянутых товаров Франция является крупным поставщиком автомобилей, электротехнического оборудования, а также лекарств, медикаментов и парфюмерно-косметической продукции. Во французском импорте преобладают энергоносители, продукция цветной металлургии, продукция электронной промышленности, целлюлозно-бумажные товары, бытовые приборы, ткани и одежда, лесоматериалы и мебель.  Хотя Франция считается страной с высоким уровнем концентрации производства и капитала, мелкий и средний бизнес играет здесь существенную роль. В 1994 г. во французской экономике было зарегистрировано 2866,6 тыс. мелких и 32,3 тыс. средних предприятий. Большинство из указанных предприятий сосредоточено в торговле и сфере услуг. В промышленности Франции насчитывается 31,3 тыс. мелких и средних предприятий (95% всех промышленных фирм) .  Эффективность многих французских мелких и средних предприятий обеспечивается узкой специализацией их деятельности, выпуском продукции малыми сериями, ограниченным ассортиментом производимых изделий, а также их способностью быстро реагировать на изменения в производстве и на рынке. Вместе с тем мелкие и средние фирмы сталкиваются с большими трудностями: с постоянной нехваткой собственных и заемных средств, конъюнктурными колебаниями экономики, конкуренцией со стороны других фирм, плохим знанием рынка и недостатками управления предприятием. В результате – огромное число банкротств (в 1995 г. около 40 тыс. фирм исчезли), причем 15% предприятий разоряются уже после первого года жизни, а 50% - после трех лет существования. Но вместе с тем появляется еще большее количество новых фирм, так что ежегодно их число увеличивается более чем на 10%. В этом постоянном встречном потоке проявляется неустойчивость мелкого бизнеса. Но далеко не все мелкие и средние предприятия работают на свободный рынок, многие из них связаны с крупными компаниями субподрядными соглашениями и действуют по заказам и спецификациям этих фирм.  

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.