В настоящее время уровень обложения корпораций во Франции – один из самых высоких в Европе. В подавляющем большинстве стран на налоги уходит в среднем 35% валовой прибыли (в Великобритании, например, лишь 26%), во Франции же ставка налога на прибыль корпораций составляет 42%. Нигде в ЕС предприниматели не платят и столь высоких социальных взносов: они достигают 10% ВВП. Все это отрицательным образом сказывается на конкурентоспособности французских предпринимателей. Еще одной характерной чертой французской экономики является высокая степень участия государства, крупная доля государственной собственности. Хотя ряд существенных шагов для перехода к экономике, основанной преимущественно на рыночных механизмах, уже сделан. Еще правительство Л. Жоспена провело частичную или полную приватизацию ряда крупных предприятий, банков, страховых компаний. Но, тем не менее, доля государства во французской экономике по-прежнему высока. Государственные расходы превышают 53% ВВП, это гораздо выше среднего уровня в странах ОЭСР – 38%. Государство все еще обладает контрольным пакетом около 1500 компаний, в том числе таких
_____________________________
См.1 . http://www.economy.gov.ru (электронное издание журнала «Бизнес Уик»)
французских гигантов, как «Франс телеком», «Эр Франс», «Электрисите де Франс», «Газ де Франс», «Рено». Государство остается доминирующим в сфере общественного транспорта, в оборонном секторе, продолжает контролировать цены естественных монополий, тарифы на услуги здравоохранения, цены на большинство аграрной продукции. По мнению многих специалистов, деятельность бизнеса по-прежнему излишне регламентирована, что в сочетании с высокой степенью бюрократизации и коррупции отрицательно сказывается на положении французских компаний в Европе. Важной особенностью экономического развития Франции является и высокая безработица, о чем было подробно изложено в предыдущей главе. Поощрение введения частичной занятости, снижение выплат в фонды социального страхования для работников с низкой квалификацией, договоры об инициативном найме, поощрение к сокращению рабочего времени на договорной основе – в каждом из этих случаев речь шла о необходимости стимулировать предприятия к отказу от представления, что сокращение численности работающих повышает эффективность управления. Была сокращена рабочая неделя с 39 до 35 часов, в целях компенсации этого сокращения предприниматели вынуждены были увеличить количество работников. Однако такое, во многом искусственное, расширение занятости на фоне сокращения производительности труда привело к усилению экстенсивного характера роста французской экономики: соотношение вклада в экономический рост производительности труда и занятости изменилось в пользу последней. В целом это нельзя считать хорошей новостью, поскольку производительность является фактором, который в долгосрочной перспективе обеспечивает экономический рост и повышение уровня жизни. Вместе с тем, правительственным кругам становится ясно, что в условиях европейской интеграции и развития глобализации сохранение в прежнем виде «французской модели» с ее негибким рынком труда, крупными госрасходами, большим госсектором уже невозможно. Правительство Раффарена явно собирается перейти от стимулирования спроса к стимулированию предложения, что будет означать опору на доходную часть бюджета и сокращение расходов. В этой связи правоцентристы намереваются провести откладывавшиеся ранее реформы, изменить систему налогообложения, улучшив положение предприятий, средних и высших групп доходополучателей, держателей сбережений. Однако потерпевшие поражение на выборах 2002 г. социалисты жаждут вернуться во власть и будут использовать для этого все возможные средства. Первая же попытка Раффарена ввести изменения в налоговую сферу путем выравнивания ставки подоходного налога вызвала очень острую реакцию социалистов и близких к ним средств массовой информации: правоцентристов обвинили в попытке лишить подоходный налог распределительной функции. Поэтому трудно сказать, хватит ли Раффарену и Шираку политической воли и поддержки населения для осуществления задуманных реформ.
§2.Отраслевая структура хозяйства
Ведущее место в структуре промышленного производства занимают общее машиностроение (12%) и транспортное (10%). Автомобильная промышленность является одной из основ национальной промышленной структуры. Две крупнейшие в стране компании - частная «Пежо-Ситроен» и государственная «Рено» обеспечивают соответственно 4 и 5% мирового производства легковых автомобилей. Французские компании занимают второе место в мире, после Японии, по выпуску энергетического оборудования для электростанций. Франция остается ведущей силой в ракетной промышленности Западной Европы. Проект «Арианспейс» обеспечивает ведущие позиции страны в коммерческих запусках спутников. На его долю приходится примерно 50% мирового космического рынка[2].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14