Рефераты. Особенности социально-экономического развития современной Франции


    Франция сегодня играет одну из ведущих ролей в мировой экономике благодаря тому, что после 1945 г. она стала широко открытой для всего мира, отказавшись от давней традиции протекционизма. Однако это не означает, что Франция отказалась от регулирования внешней торговли: на фоне ее либерализации Франция, как и другие развитые страны, перешла к использованию новых более гибких протекционистских барьеров. Место таможенных пошлин занимают меры нетарифного протекционизма и, прежде всего, количественные ограничения, стандарты, технические условия, нормы экологической безопасности и т.д., действие которых носит избирательный характер. Важно отметить, что Франция, беспокоящаяся за сохранение самобытности своей национальной культуры, настояла на исключении вопросов экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм из сферы действия соглашения о либерализации торговли услугами, заключенного во время Уругвайского Раунда между странами-членами ВТО.
Французские предприятия, получая поддержку со стороны государственных органов, прилагают значительные усилия, чтобы расширить свое присутствие на самых динамичных рынках. Для содействия их торговой и финансовой экспансии за рубежом используются три основные рычага: многосторонние торговые переговоры, финансовая поддержка и информирование предприятий.

       Многосторонние торговые переговоры проводятся Европейским союзом, в частности, в целях выработки правил, необходимых для гармоничного развития торговли, в рамках ВТО, а также на региональном уровне.

Финансовая поддержка оказывается, например, малым и средним предприятиям для содействия их выходу на международную арену. Кроме того, используется система прямого субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции. Страхованием экспортных кредитов во Франции занимается КОФАС (Французская компания по страхованию внешней торговли), которая за свой счет покрывает коммерческие риски во всех странах, а также политические риски в странах-членах ОЭСР, кроме Турции, при условии, что продолжительность риска не превышает три года.
Информирование предприятий о внешних рынках осуществляется через Французский центр внешней торговли и сеть рассредоточенных по всему миру пунктов содействия экономическому развитию, которых в настоящее время насчитывается 166. Являясь основными "винтиками" французского механизма поддержки внешней торговли, эти пункты информируют и консультируют предприятия по двум ключевым аспектам экспортной деятельности: изучение рынка и внедрение на рынок. Заботясь больше о качестве, чем количестве выдаваемой информации, они стремятся создавать благоприятные условия для инвестирования или партнерства. С другой стороны, эти пункты играют важную роль в создании имиджа Франции и продвижении ее товаров благодаря воздействию на многочисленную аудиторию (представителей экономики, финансовой сферы или промышленности) в тех странах, в которых они расположены. Один из таких пунктов (CFME/ ACTIM) специализируется на продвижении французских технологий и продукции на международном рынке. С этой целью он, например, организует семинары, проводит работу по созданию благоприятных условий для официального участия Франции в специализированных выставках, приглашает во Францию из-за рубежа руководящих лиц, следит за публикацией в зарубежной прессе информации о французских технологиях и товарах.
      В общем можно говорить, что, как и в отношении импорта, так и в случае поддержки экспорта, на смену традиционным формам регулирования приходят более гибкие и менее заметные формы, действующие избирательно в отношении отдельных видов продукции.

                  §3.Место Франции в сфере международных инвестиций
Одним из важнейших критериев успешности включения в процесс глобализации становится масштаб притока иностранного капитала в страну. Причем, эффективность участия в мировом хозяйстве непременно предполагает усиление международной специализации национальной экономики: создание и развитие собственных производственных ниш, формирование маркетинговых подразделений на основных рынках сбыта. Этот процесс предполагает активное подключение экспорта капитала и в данном отношении Франция занимает одну из лидирующих позиций в мире. Во-первых, в 2001 г. Франция вышла на 2-е место после США по экспорту прямых инвестиций. Во-вторых, в этом же году она стала 3-й в мире после США и Великобритании по величине привлеченных прямых иностранных инвестиций, сместив с этой позиции Китай.1
Рассматривая положение Франции в сфере международного движения капитала, необходимо отметить, что для нее характерным является превышение экспорта капитала над его импортом. В большей степени это обеспечивается превышением французских прямых инвестиций за границу над прямыми иностранными инвестициями во Францию. Портфельные же инвестиции, напротив, в последние годы привлекаются в страну в больших объемах, чем направляются за рубеж.
В 2001 г., как и в предыдущие годы, во Франции экспорт прямых инвестиций превысил их импорт. Однако по сравнению с 2000 г. произошло 51% падение французских прямых инвестиций за границу с 190,5 млрд. евро до 92,5 млрд., связанное с глобальным снижением количества слияний и поглощений. Наибольшую активность в экспорте прямых инвестиций в 2001 г. проявили телекоммуникационный и энергетический сектора. Произошли некоторые изменения и в размещении французских инвестиций. Если в 2000 г. на страны, не входящими в Еврозону, приходилось 75% экспорта прямых инвестиций, то в 2001 г. в связи с поглощением компании «Оранж» компанией «Франс телеком» доля этих стран сократилась до 51%. При этом 16% французских инвестиций было направлено в США и 10% – в Великобританию. Среди стран Еврозоны лидером по притоку французских инвестиций является Бельгия, на ее долю пришлось 27% прямых инвестиций, на долю Германии – 10%.
      В отличие от экспорта прямых инвестиций их импорт продолжает увеличиваться, что говорит о растущей привлекательности Франции в глазах иностранных инвесторов. Так, в 2001г. их объем составил 58,8 млрд. евро против 46,6 млрд. в 2000 г., увеличившись тем самым на 26%. Доля Франции в импорте прямых иностранных инвестиций Еврозоны составила 18%. При этом большая часть инвестиций пришлась на телекоммуникации и банковский сектор. Кроме них достаточно высокой привлекательностью пользуются электроника, химическая и ___________________

См.1 Шенаев В. Экономика Евросоюза на рубеже веков // Современная Европа. - 2002. - №4. - С. 17-27.

фармацевтическая промышленности, гостиничный бизнес. Около 62% прямых инвестиций в 2001 г. (против 49% в 200 г.) пришло из стран Еврозоны. Бельгия и Нидерланды, в которых располагаются главные офисы нескольких международных холдинговых компаний, проинвестировали французскую экономику в размере 20% и 17% от общего объема прямых заграничных инвестиций, соответственно. Среди стран, не входящих в Еврозону, лидерами по величине инвестиций во Францию являются Великобритания (22%) и США (9%). Необходимо заметить, что рост французского импорта прямых иностранных инвестиций имеет особенно важное значение в связи с ее традиционно высоким уровнем безработицы, поскольку это способствует увеличению занятости. Так, например, только в 1997 году иностранные инвесторы создали во Франции более 24 тыс. рабочих мест в рамках 360 крупных инвестиционных проектов.
      Как уже было отмечено, в последние годы импорт портфельных инвестиций во Францию превышал их экспорт. Причем по величине привлеченных портфельных инвестиций Франция является лидером среди стран Еврозоны: на ее долю приходится 35,5%. Однако в 2001 г. произошло сокращение чистых портфельных инвестиций на 50% по сравнению с 2000 г., их размер составил 21 млрд. евро против 40 млрд. в 2000 г. Причиной этому явилось падение интереса нерезидентов к покупке французских ценных бумаг. Важно отметить, что в целом это является положительным фактом для французской экономики, поскольку именно нерезиденты оказывали серьезное воздействие на рынок акций, принуждая предприятия добиваться в первую очередь увеличения рентабельности активов, повышения дивидендов нередко в ущерб инвестиционной активности. Как отмечают французские специалисты, данный фактор таил потенциальную опасность для экономического роста Франции.
       Привлекательность Франции в глазах иностранных инвесторов обеспечивают высокий уровень квалификации рабочей силы и высокая конкурентоспособность французской продукции, которые результируют в достаточно высокой отдаче на вложенный капитал. В целом, эти факторы можно в равной степени отнести ко всем развитым странам, но в сочетании более быстрыми темпами роста французской экономики по сравнению со среднеевропейскими показателями и низким уровнем инфляции (1,8% – одним из самых низких в Европе) они обеспечивают Франции одно из лидирующих положений в сфере привлечения иностранного капитала. Тем не менее, французский инвестиционный климат гораздо менее благоприятный по сравнению с США и Великобританией. И вызвано это, прежде всего, особенностями французской модели развития.
       Во-первых, недостаточно благоприятен во Франции предпринимательский климат. Уровень совокупного налогового бремени здесь значительно превышает как американский, так и великобританский (46% против 31% и 36%, соответственно). Результатом является бег компаний: некоторые попросту перенесли свои офисы в Лондон – так выгоднее. Во-вторых, приобретение зарубежными собственниками крупной французской фирмы нередко вызывает общественный протест, что также оказывает сдерживающее влияние на массовый приток прямых иностранных инвестиций. В-третьих, во Франции просматривается определенная «перезрелость» экономической структуры, которой недостает новаторства и предпринимательского риска. Развитию информационных технологий препятствуют замедленные темпы внедрения электроники в производственные процессы, недостаточное использование Е-коммерции. Кроме того, во Франции кредитором нередко выступает государство, и в результате часть компаний функционирует без серьезного участия фондового рынка капиталов. В то же время в США и Великобритании именно фондовые рынки обеспечивают своевременный и необходимый приток ресурсов.
       Ко всему прочему, привлечению иностранных инвестиций в больших размерах, чем в Великобританию (и уж тем более в США), препятствует тот факт, что во французской корпоративной модели по-прежнему нет ориентации на повышение стоимости акционерного капитала. Однако некоторые ведущие французские корпорации, в частности, «Алкатель» и «Данон», уже начали ориентироваться на стратегию «накачивания акционерной собственности». Направленность правительственной политики на снижение налогового бремени и доли государства во французской экономике, дальнейшее развитие отраслей «новой экономики» в сочетании с подобными изменениями в корпоративной модели способны еще более улучшить положение Франции в сфере привлечения иностранного капитала. Без осуществления этих действий возникает опасность потери Францией своих позиций, поскольку другие европейские страны могут увеличить свою инвестиционную привлекательность. Так, после проведения налоговой реформы   в   Германии   многие   аналитики     стали      оптимистически предсказывать, что «вскоре страна может догнать американцев по уровню инвестиционной привлекательности».
 §4. Французские ТНК на современном этапе

В настоящее время большая часть экспорта французских прямых инвестиций осуществляется через каналы французских транснациональных корпораций. Впрочем, эта тенденция характерна не только для Франции, но и для многих стран мира. На Францию приходится 10 из 100 крупнейших ТНК, по этому показателю она уступает лишь США, Японии и Великобритании, которым в этом списке принадлежат 25, 16 и 12 ТНК, соответственно.
        К числу крупнейших французских ТНК можно отнести, прежде всего, одного из лидеров глобального медиарынка компанию «Вивенди юниверсал». Сегодня семь членов совета директоров «Вивенди» – американцы. Остальные – французы, представляющие крупные французские компании: продавца одежды, дорогих напитков и украшений «Эл Ви Эйч Эм», производителя оборудования связи «Алкатель», банк «Би Эн Пи Парибас» и группу по производству цемента «Сант-Гобаин». Важно отметить, что все эти компании, активно развивая бизнес за рубежом, также превратились из французских в транснациональные.
В 1990-1999 гг. объем накопленных инвестиций французских компаний заграницей достиг 298 млрд. долларов, а доля французского бизнеса на мировом рынке выросла до 7,8%.1 Первоначально стремление французов работать за рубежом поощрялось. В частности, именно Жак Ширак одобрил слияние и сделки «Вивенди» с американскими компаниями. Однако он же в 2002 г. фактически обвинил главу «Вивенди» Жан-Мари Мессье в насильственном насаждении американской культуры посредством телевещания. И сегодня уже многие, даже

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.