На следующем этапе анализа при положительно оцененной ситуации ведется работа в рамках оперативного планирования в рамках представленных внешнеторговых операций, т.е. конкретный позиционный план исследования выбранного рынка.
Основными позициями этого плана являются:
¯ определение емкости выбранного рынка;
¯ исследование динамики и структуры спроса покупателей;
¯ изучение практики деятельности конкурентов на этом рынке;
¯ проведение конъюнктурного и прогнозного исследования сбыта продукции на данном рынке.
В числе этих вопросов основной задачей по изучению рынка для экспортера считается нахождение потенциальных покупателей и определение их возможностей с … других объемов закупок с их стороны; по выявлению условий и предпочтений приобретения иностранной продукции с тем, чтобы выработать собственную стратегию по реализации экспортной продукции и определение прогнозных оценок по увеличению ее производства и объемов продажи на данном рынке.
Сначала необходимо оценить емкость рынка. Этот показатель предполагает … установление или определение количества реализуемого товара за определенный период, исходя из объемов национального производства страны-импортера, их экспортных поставок и импортных закупок. Изучение емкости рынка возможно только на основе статистических данных (внутренних и внешних). Более реальную картину может дать промышленная статистика (данные об объемах промышленного производства в рамках отрасли национального производства). Немаловажное влияние на состояние емкости рынка оказывает характер расчетов между продавцами и покупателями. Использование системы наличных расчетов будет указывать на относительно слабую насыщенность рынка, слабую интенсивность потребления.
Есть 2 формы международных расчетов:
- наличные расчеты (авансы; система открытого счета; банковские переводы – все эти формы слабо защищены);
- система кредитования … (является самой прогрессивной формой, указывающей на ускоренную оборачиваемость средств, активную работу продавцов/покупателей, т.к. система кредитования предполагает в основном коммерческое кредитование, когда экспортеры и импортеры кредитуют друг друга; влечет другие формы расчеты – инкассо, аккредитив, вексельные платежи; является показателем высокого уровня конкуренции; наличие в меньшей степени рисков для экспортера).
Из объемного круга вопросов, которые рассматриваются в рамках определенного планирования, наибольшее внимание обращается на определение уровня спроса и степени потребности по конкурентной товарной номенклатуре, а также исследование характера конкуренции и изучение способов сбыта продукции на рынке.
В рамках оперативного планирования экспортно-ориентированное предприятие сосредотачивает свое внимание на 3х направлениях: изучение конъюнктурных колебаний рынка, которые позволяют предприятию-экспортеру разработать стратегию своего поведения с позиции планирования объема продаж, с позиции определения уровня экспортных цен и с позиции определения предпочтений покупателей-импортеров по формам покупки, внешнеторговым расчетам, по критериям технологического порядка экспортной продукции и начальным критериям. В то же время комплекс этих направлений дает возможность разработать стратегию улучшения параметров конкурентоспособности своей продукции.
Конъюнктуры внешних рынков в системе международной торговли представляют собой экономическую ситуацию, которая определяется несколькими факторами:
- соотношением спроса и предложения экспортной продукции;
- соотношением между товарными запасами;
- уровнем цен.
Главными конъюнктурными параметрами являются соотношение спроса и предложения + цена экспортной продукции [трансакционная цена – это цена на рынке импортера].
Наибольшее внимание в рамках анализа спроса и потребления уделяется динамике этих показателей, а также изменению их тенденций и выявлению факторов, оказывающих влияние на динамку. В рамках изучения спроса и предложения максимум внимания сосредотачивается на появлении/присутствии конкурирующих товаров, а также на определении степени интенсивности внедрения их на рынок. Результаты по таким характеристикам можно получить из официальных статистических источников страны-импортера; на основе таможенной статистики по объемам ввоза. Кроме того, рассматриваются формы и методы продаж продукции, поскольку они оказывают серьезное влияние на ее динамику. Существенное влияние оказывает характер поведения оптовых и экспортных цен не только в стране-импортере, но и в стране-производителе такой продукции, который занимает твердые позиции на экспортных рынках. На основе полученной информации составляются конъюнктурные среднесрочные прогнозы, которые позволяют определить отдельные числовые характеристики по предполагаемым объемам поставки.
Серьезным моментом в изучении конъюнктурных параметров является определение продуктовых границ товарного рынка и его условно-географических границ, что дает возможность изучить конкретные обстоятельства работы на этих рынках и методы государственного регламентирования импортных потоков, и, в конечном итоге, прогнозировать объемы финансовых издержек в рамках внешнеторговой сделки, прогнозировать ее эффективность.
Для определения параметров внешних товарных рынков необходимо иметь сведения о составе продавцов и покупателей, а также о взаимозаменяемости товаров (аналогичных и идентичных), которые входят в одну и ту же товарную группу. В основе определения продуктовых границ внешних товарных рынков лежит процедура формирования/выявления товарной группы, что позволяет расценивать определенные сектора рынка как единый товарный рынок. Понятие аналогичных и идентичных товаров положено в основу определения таможенной стоимости ввозимых на иностранный рынок товаров. Кодексом ГАТТ по таможенной стоимости из 6 методов 2м отводятся определение стоимости ввозимых товаров по сравнению с аналогичными и идентичными, когда не удается установить фактическую стоимость ввозимых товаров.
При определении составляющих товарного рынка устанавливают также принадлежность к соответствующей классификационной группе в рамках Международной Гармонизированной Системы Описания и … товаров. Классификаторы в этой системе используются для построения таможенных тарифов.
Основой для выявления идентичных и аналогичных продуктов являются специальные товарные словари, которые были разработаны в рамках специальной Брюссельской конвенции 1986 г. Кроме того, определение конъюнктурных характеристик изучения товара основано и на других его свойствах:
· уровень новизны;
· условия потребления и эксплуатации;
· уровень удовлетворения спроса;
· потребительские свойства.
Рассматривается также группа товарозаменителей в рамках одной и той же группы, которая замещает удовлетворение спроса. Определение продуктовых границ дает возможность экспортеру:
1) выявить наличие барьеров взаимозаменяемости;
2) определить издержки по перемещению в рамках таких границ;
3) определить изменения колебания спроса в составе секторов такого рынка;
4) определить доступность транспортных средств в процессе перемещения покупателя к продавцу;
5) дает возможность определить дополнительные расходы/издержки, связанные с транспортировкой, пределы/отклонения которых по максимум не должны превышать 5%.
Кроме того, рассматривается сохранность уровня качества и потребительских свойств в процессе транспортировки, которая в пределах/границах одного товарного рынка не должна меняться. Также рассматриваются системные административные ограничения на ввоз иностранной продукции. В целом, эти позиции должны свидетельствовать о том, что уровень цен в рамках одной товарной группы не отличаются резкими колебаниями.
Географические границы товарного рынка определяются несколькими составляющими:
- экономическими условиями купли-продажи, совершения внешнеторговых сделок;
- административными барьерами, которые могут ограничить возможность участия продавцов и покупателей, а значит, не способствуют формированию конкурентных условий совершения внешнеторговой сделки.
Географические границы определенного товарного рынка рассматриваются, исходя из равной степени доступности товаров в его секторах.
В рамках выделения товарных и географических границ следующим этапом является работа по определению потенциальных конкурентов экспортера, а также поиск иностранного партнера для будущей сделки. В системе международной торговли отработано много специфических особенностей, а также методик по определению выбора торгового партнера – контрагента. В частности, большая часть методологических подходов предпочитает выбор контрагента в зависимости от предполагаемого типа внешнеторговой сделки. Поскольку экспортная сделка может быть:
o компенсационной;
o лизинговой;
o бартерной;
o арендной
и т.д. (всего насчитывается до 20 типов внешнеторговых сделок)
Также, чаще всего, к выбору иностранного контрагента подходят исходя из предмета сделки. Предметом сделки в рамках ГАТТ, ООН может быть сырье, готовая продукция, полуфабрикаты, и каждая группа предполагает конкретный набор товарных позиций. В любом случае на 1ое место выдвигается вопрос/задача по определению благоприятных экономических условий для совершения сделки страны-импортера, и по появлению торгово-экономической базы, способствующей установлению оптимальных базисных экономических и финансовых условий взаимодействия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18