Рефераты. Лекции по мировой экономике

Таким образом, наряду с подорожанием импортного сахара происходит рост цен и на сахар отечественного производства. Через некоторое время равновесная (с учетом импорта) цена на внутреннем рынке устанавливается на новом, более высо­ком уровне: Pd = Pw + Т. В результате введение тарифа и после­дующее повышение цен приводят к тому, что отечественное производство сахара возрастает с Qs до Q's, внутреннее потребление снижается с Qd до Q'd, а импорт сокращается до величины (Q’d – Q’s).

Мы видим, что от введения таможенного тарифа в первую очередь страдают потребители, так как они вынуждены платить дороже за весь сахар (отечественный и импортный) и, следовательно, потреблять его меньше. Чистые потери потребителей от введения тарифа образуют область (а + b + с + d).

1.2. Таможенный тариф на импорт и интересы производителей

Введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам отечественных производителей товаров, конкурирующих с импортом. С одной стороны, они могут расширить продажи, так как импортные товары становятся дороже и потребители предъявляют растущий спрос на отечественную продукцию. С другой стороны, как уже было показано, подорожание импортных товаров позволяет отечественным производителям также повысить цены и получить дополнительный выигрыш.

Так, в нашем примере в результате введения пошлин на импорт сахара внутренняя цена повышается с Pw до Pd, что даёт возможность аргентинским производителям сахара увеличить производство и соответственно продажи с Qs до Q's. Выигрыш (излишек) производителей, представляющий собой разность между выручкой от продажи продукта по сложившейся рыночной цене (произведение объема продаж на величину рыночной цены) и издержками на его производство, увеличивается. Размер этого дополнительного выигрыша производителей в отрасли, конкурирующей с импортом, соответствует области а (см. рисунок 1).

Мы видим, что дополнительный выигрыш производителей от введения импортного тарифа (область а) существенно меньше, чем потери потребителей (область а + b + с + d). Это объясняется тем, что отечественные производители выигрывают от повышения цен только на свою продукцию, в то время как потребители платят дороже за весь приобретаемый продукт (и отечественный, и импортный).

1.3. Фактический уровень таможенной защиты

Таможенный тариф, как было показано, приносит дополни­тельный выигрыш производителям продукции, конкурирующей с импортом, и, следовательно, защищает их интересы. Однако для того, чтобы объективно оценить уровень этой защиты, следу­ет принять во внимание, что различные производства могут быть технологически взаимосвязаны. Это означает, что, защищая та­моженным тарифом одну отрасль, государство одновременно за­щищает и связанные с ней отрасли производства (например, ис­пользующие ее продукцию в качестве сырья, полуфабриката для дальнейшей обработки и т.д.). Поэтому фактический уровень та­моженной защиты, которой пользуется та или иная отрасль, мо­жет существенно отличаться от того номинального тарифа, кото­рым облагается конкурирующий импорт.

Рассмотрим для наглядности числовой пример. Пусть в усло­виях свободной торговли цена на сахар на внутреннем рынке Ар­гентины составляет 300 долл. за 1 т, из которых 200 долл. прихо­дится на материальные затраты (стоимость сырья, оборудования и т.п.), а 100 долл. — на добавленную стоимость, созданную соб­ственно при производстве сахара. В целях защиты национальных производителей Аргентина вводит таможенный тариф, в соответ­ствии с которым ставки пошлин на разные товары различны. Пред­положим, что импорт сахара облагается 20%-ной адвалорной по­шлиной, а ставка пошлины на импорт необходимых для произ­водства сахара элементов материальных затрат составляет только 10%. Какова будет фактическая степень защиты производителей сахара в этом случае?

Номинальный уровень таможенной защиты отрасли составля­ет 20%. Цена на сахар на внутреннем рынке поднимется до 360 долл. (мировая цена плюс тариф), стоимость материальных затрат увеличится на 10% и составит 220 долл. на 1 т сахара. Это значит, что добавленная стоимость (цена минус материальные затраты) будет теперь равна 140 долл. (360 долл. — 220 долл.). Таким обра­зом, доход производителей сахара, получаемый от продажи еди­ницы продукции, возрос в результате функционирования всей тарифной системы со 100 до 140 долл., т.е. на 40%, что и состав­ляет фактический уровень таможенной защиты отрасли.

Фактический уровень таможенной защиты (Те) может быть оп­ределен по формуле:

Te = ,

где: Tn - номинальный уровень таможенной пошлины на импорт конечного продукта;

Тim - номинальный уровень таможенной пошлины на компоненты материальных затрат;

 Лекции по мировой экономике  — доля стоимости импортных компонентов материаль­ных затрат в цене конечного продукта при отсут­ствии таможенного тарифа.

Как следует из приведенной формулы, фактическая степень таможенной защиты той или иной отрасли будет совпадать с номинальным уровнем тарифа на конкурирующую импортную продукцию тогда, когда в материальных затратах этой отрасли нет импортных компонентов ( Лекции по мировой экономике = 0) или когда ставка таможенной пошлины на конечную продукцию отрасли и на компоненты материальных затрат одинакова (Тn = Тim). Фактическая степень таможенной защиты будет выше номинального уровня тарифа, если ставка тарифа на конечную продукцию больше, чем на импортные компоненты материальных затрат. Кроме того, фактическая степень таможенной защиты будет тем выше, чем больше доля импортных компонентов материальных затрат в стоимости конечной продукции. Другими словами, больше защищены таможенными пошлинами те отрасли, где относительно меньше созданная добавленная стоимость. Наконец, важно отметить, что даже отрасль защищена таможенным тарифом, фактическая степень защиты может оказаться отрицательной, если ставка пошлины на компоненты материальных затрат значительно превышает ставку пошлины на конечную продукцию.

Расчет фактического уровня таможенной защиты позволяет увидеть, кого именно защищает таможенный тариф, и, следовательно, позволяет принимать правильные решения в области внешнеторговой политики, делая ее более селективной, защищая одни отрасли и стимулируя конкуренцию в других.

1.4. Таможенный тариф как доход государства

Кроме того, что таможенный тариф оказывает воздействие на интересы потребителей и производителей, он также является важным источником дохода для государственного бюджета. Размер этого дохода равняется произведению ставки тарифа на объем импорта: T'(Qd' — Qs'), или область с на рисунке 1. Конечно, следует подчеркнуть, что таможенный тариф будет приносить доход государству лишь в том случае, если он не настолько вы­сок, чтобы полностью перекрыть дорогу импортным товарам. Зап­ретительный тариф дохода государству не принесет.

Говоря о доходах государства от введения таможенного тари­фа, необходимо иметь в виду, что одновременно государство бу­дет нести и определенные расходы, связанные с разработкой са­мого тарифа, ведением необходимой документации, содержани­ем таможенной службы и т.д. Другими словами, доходы от тарифа частично будут «съедены» самой тарифной системой, следователь­но, чистый эффект для государства будет меньше, чем ожидалось.

1.5. Чистый эффект от таможенного тарифа на импорт для общества в целом

Проведенный выше анализ показал, что от введения таможен­ного тарифа на импорт в выигрыше оказались производители и государственный бюджет, а в проигрыше — потребители. Это оз­начает, что введение таможенного тарифа на импорт приводит к перераспределению доходов от потребителей в пользу государ­ственного бюджета и производителей в импортозамещающих от­раслях.

Вместе с тем мы видим, что совокупный выигрыш производи­телей и государства, равный (а + с), оказывается меньше, чем проигрыш потребителей, составляющий (а + b + с + d). Таким образом, введение таможенного тарифа на импорт приводит к чистым потерям благосостояния общества, соответствующим об­ласти (b + d). Как видно из рисунка 1, для того чтобы количе­ственно оценить эти чистые потери, надо знать размер вводимого тарифа, а также сокращение объема импорта или эластичность спроса на импорт по цене.

Возникновение чистых потерь от тарифа объясняется двумя причинами: во-первых, потребители вынужденно сокращают по­требление продукции, поскольку она становится дороже; во-вто­рых, снижается эффективность распределения ресурсов, поскольку расширяется производство у недостаточно конкурентоспособных отечественных фирм с более высоким уровнем издержек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.