Рефераты. Лекции по мировой экономике

Излишек производителя (producer's surplus) — разность между доходом производителей от продажи продукта по ры­ночной цене и суммой, которую бы они выручили при продаже по минимально возможной цене. Измеряется как площадь между кривой предложения и линией ры­ночной цены.

Условия торговли (terms of trade) — отношение индекса экспорт­ных цен к индексу импортных цен, т.е. количество това­ров других стран, которое получает данная страна на еди­ницу собственных экспортируемых товаров.

Разоряющий рост (immiserizing growth) — снижение экономичес­кого благосостояния страны, когда в результате расши­рения производства и экспорта происходит ухудшение условий торговли.

Теорема Столпера-Самуэльсона (Stolper-Samuelson theorem) — раз­витие международной торговли ведет к увеличению до­хода на фактор, интенсивно используемый в экспорт­ном секторе

Теорема Рыбчинского (Rybczynsky theorem) – увеличивающееся предложение одного из факторов производства приводит к увеличению производства и доходов в той отрасли, где этот фактор используется относительно более интенсивно, и к сокращению производства и доходов в отрасли, где этот фактор используется относительно менее интенсивно.

Голландская болезнь (Dutch disease) – опасные последствия для национальной экономики разработки новых месторождений полезных ископаемых, проявляющиеся в упадке традиционных отраслей обрабатывающей промышленности вследствие перелива ресурсов в новый растущий сектор экономики (как это произошло в Голландии в результате разработки месторождений природного газа в Северном море).


ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА:ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

 

Несмотря на то, что свободная торговля приводит к возрастанию экономического благосостояния всех стран — как экспортеров, так и импортеров, на практике международная торговля практически нигде и никогда не развивалась действительно свободно, без вмешательства государства. История международной торговли — это одновременно и история развития и совершенствования государственного регулирования международной торговли. Как было показано в предыдущих главах, в ходе развития внешнеторговых отношений сталкиваются экономические интересы различных социальных групп и слоев населения, и государство неизбежно оказывается вовлеченным в этот конфликт интересов. Кроме того, в современных условиях национальная экономика становится все более открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внеш­неэкономических связей. Сегодня государство не может достичь внутреннего экономического равновесия (например, полной занятости или стабильности цен), не используя мер внешнеэкономического, и, в частности, внешнеторгового регулирования. Поэтому, несмотря на то что за послевоенные годы в рамках Генерального согла­шения по тарифам и торговле (ГАТТ) и недавно созданной на его основе Всемирной торговой организации (ВТО) была проделана большая работа по ослаблению протекционизма и либерализации мировой торговли, внешнеторговая политика по-прежнему остаётся одним из основных направлений государственного регулирования экономики. Инструменты, используемые государством для регулирования международной торговли, можно разделить на тарифные (осно­ванные на использовании таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т.д.).

Данная глава посвящена рассмотрению экономических послед­ствий использования тарифных методов регулирования внешней торговли.

1. Таможенный тариф на импорт

Наиболее распространенным видом ограничения торговли яв­ляется таможенная пошлина на импорт, представляющая собой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропуска­емых через границу страны под контролем таможенного ведом­ства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.

Существуют два основных вида таможенных пошлин: специфи­ческие и адвалорные. Специфические пошлины определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и т.д.). Внутренняя цена импортного товара (Pd) после обложения специфическим тарифом будет равна:

Pd = Pim + Ts,

где: Pim — цена, по которой товар импортируется (таможенная стоимость товара);

Ts — ставка специфического тарифа.

Адвалорная пошлина устанавливается в виде процента от та­моженной стоимости товара. При применении адвалорного тари­фа внутренняя цена импортного товара составит:

Pd = Pim * (1 + Tav),

где: Tav — ставка адвалорного тарифа.

Таможенный тариф в узком смысле представляет собой пере­чень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяе­мыми данной страной к импортируемым товарам, систематизи­рованный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Однако в экономической литературе понятие таможенного тарифа часто используется в широком смысле — и как особый инструмент внешнеторговой политики, и как конкретная ставка таможенной пошлины. В дальнейшем изложении понятия таможенная пошлина и таможенный тариф мы бу­ем использовать как синонимы.

1.1. Таможенный тариф на импорт и благосостояние потребителей

Поскольку развитие свободной торговли, как это было показано в предыдущей главе, затрагивает интересы различных групп людей, изменяя их благосостояние, очевидно, что и государственная внешнеторговая политика, ограничивающая свободную торговлю, также должна оказывать воздействие на уровень благосостояния этих групп людей. Покажем сначала последствия введения тарифа на импортные товары для благосостояния потребителей. Продолжая использовать уже известный нам пример, рассмотрим рынок сахара в Аргентине (см. рис. 1, где Dd — кривая спроса на сахар, a Sd — *вая внутреннего предложения). Предположим, что мировая цена на сахар Pw ниже внутренней цены равновесия, поэтому Аргентине будет выгодно импортировать этот продукт.

 Лекции по мировой экономике
 

 

 

 

 

 

 

 


                                               Рис. 1

Если пер­воначально в Аргентине существует режим свободной торговли, то цена на сахар на ее внутреннем рынке не будет отличаться от мировой цены. По этой цене национальные производители могут обеспечить предложение сахара только в размере Qs, тогда как величина спроса оказывается значительно больше и составляет Qd. Разница между спросом и предложением при внутренней цене, равной мировой, покрывается импортом сахара, объем которого в этом случае будет равен (Qd – Qs). Приобретая сахар по относи­тельно низкой мировой цене, потребители получают выигрыш, размер которого может быть измерен как площадь между кривой спроса и линией мировой цены.

Предположим теперь, что правительство Аргентины в целях защиты национальных производителей от иностранной конкурен­ции устанавливает специфический таможенный тариф размером T за 1 т импортируемого сахара. Цена импортного сахара на внут­реннем рынке возрастет на величину Т и составит Pw + Т. В этих условиях потребители, которые раньше приобретали импортный продукт, несут потери, так как при неизменном уровне доходов вынуждены покупать этого продукта меньше и платить за него дороже. Импорт сокращается, и, поскольку часть спроса на сахар оказывается неудовлетворенной, потребители предъявляют повы­шенный спрос на отечественную продукцию.

Однако введение таможенного тарифа приводит к росту цены не только импортируемого продукта. Ведь именно низкий уро­вень мировой цены делал аргентинских производителей сахара недостаточно конкурентоспособными, и они были заинтересо­ваны во введении тарифа для того, чтобы цена на сахар стала выше, а их собственная продукция — более конкурентоспособ­ной. Однако расширение производства и сбыта сопряжено с ростом издержек, и оно будет выгодно аргентинским произво­дителям лишь в том случае, если вырастет цена и на их про­дукцию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.