Рефераты. Лекции по мировой экономике

Причины зарубежных портфельных инвестиций. В целом они близки к причинам прямых зарубежных инвестиций с поправкой на то, что в результате осуществления портфельных инвестиций инвестор не приобретает права контроля за предприятием, в которое вложен капитал. Однако в то же время ликвидность портфельных инвестиций, то есть способность быстро превратить ценные бумаги в наличную валюту, значительно выше, чем у прямых инвестиций. Главная причина осуществления портфельных инвестиций — стремление разместить капитал в той стране и в таких ценных бумагах, в которых он будет приносить максимальную прибыль при допустимом уровне риска. В известном смысле портфельные инвестиции рассматриваются как средство защиты денег от инфляции и получения спекулятивного дохода. При этом ни отрасли, ни типы ценных бумаг, в которые осуществляются инвестиции, особого значения не имеют, если они дают желаемый доход за счет роста курсовой стоимости и выплачиваемых дивидендов.

Встречные международные потоки портфельных инвестиций объясняются возможностью диверсифицировать риск. Обычно чем выше прибыльность тех или иных ценных бумаг, тем выше риск, связанный с их приобретением. Для со­кращения уровня риска портфельных инвестиций используется международное инвестирование.

Итак, зарубежные портфельные инвестиции представляют собой вложения капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования. Эти бумаги могут быть либо акционер­ными ценными бумагами, удостоверяющими имущественное право их владельца, либо долговыми ценными бумагами, удостоверяющими отношение займа. Главная причина осуществления портфельных инвестиций — стремление разместить капитал в той стране и в таких ценных бумагах, в которых он будет приносить максимальную прибыль при допустимом уровне риска. Более 90% портфельных зарубежных инвестиции осуществляются между развитыми стра­нами и растут темпами, значительно опережающими прямые инвестиции.

 

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

 

Международная миграция рабочей силы имеет давнюю исто­рию. В ряде стран, в частности в США, Канаде, Австралии и не­которых других, не только экономика, но и политическая систе­ма, и культурные традиции сформировались за счет массовой иммиграции из стран Старого света в XVIII — начале. XX вв. По имеющимся оценкам, в середине 90-х гг. XX в. по крайней мере 125 млн. человек жили за пределами тех стран, гражданами кото­рых они являлись. В настоящее время в основном происходит миграция рабочей силы из бедных стран в более богатые. Среди мигрантов увеличивается доля высококвалифицированных рабо­чих. Более половины международного перелива рабочей силы сей­час происходит между развивающимися странами (например, из стран Южной Азии в нефтедобывающие страны Персидского за­лива). В целом в последнее десятилетие в мире ежегодно переезжа­ют из страны в страну более 20 млн. человек.

1. Миграция рабочей силы и государственные финансы

Анализ экономических последствий международной миграции рабочей силы будет неполным, если мы не примем во внимание ее влияние на доходы и расходы государства как в стране эмигра­ции, так и в принимающей стране. С этой точки зрения нуждают­ся в корректировке полученные нами выводы об изменении бла­госостояния и стран в целом, и отдельных групп населения.

Начнем с самих мигрантов. Переезд из одной страны в дру­гую означает для них существенные изменения в налогообло­жении. Физические лица платят разнообразные налоги — по­доходный налог, налог на собственность, акцизы и т.д. Миг­ранты перестают платить налоги в своей родной стране, но должны теперь платить их в новой стране пребывания (конеч­но, речь идет о легальных иммигрантах). Поэтому изменение благосостояния иностранных рабочих во многом зависит от того, повысилось или понизилось для них налоговое бремя. Кроме того, в каждой стране человек пользуется такими общественными благами, как охрана общественного порядка, услуги пожарных, освещение улиц, охрана окружающей среды и т.д., что существенно влияет на общий уровень его благосостояния. Однако в разных странах набор и качество этих общественных благ могут оказаться разными. Наконец, в результате переезда в другую страну для рабочего-мигранта могут существенно измениться размеры таких важных трансфертных платежей, как государственные пенсии, пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию и др.

Однозначно оценить последствия для мигрантов перехода из одной системы государственных финансов в другую практически невозможно. Иностранные рабочие — это, как правило, выходцы из бедных развивающихся стран. Приезжая в богатые промышленно развитые страны, они обычно сталкиваются с весьма высоким уровнем налогообложения, но одновременно получают доступ к широкому набору общественный благ и к развитой системе социальных гарантий.

Для государственных финансов в стране эмиграции отток рабочей силы означает, с одной стороны, сокращение налоговых поступлений. С другой стороны, снижается нагрузка на государственный бюджет за счет сокращения трансфертных платежей и социальных расходов. Что касается общественных благ, то расходы государства на их производство обычно очень слабо связаны с количеством потребителей этих благ. Поэтому отъезд части потребителей за границу скорее всего не приведет к заметной экономии бюджетных средств.

Следует подчеркнуть, что человек в разные этапы своей жизни играет разную роль с точки зрения государственных финансов. Дети, молодые люди, получающие образование, пенсионеры – это преимущественно потребители государственных средств, в активном трудоспособном возрасте, наоборот, уплачивая налоги, выступают в большей степени как источник дохода для государственного бюджета. Эмигранты — это, как правило, люди, которые уже получили образование и приобрели необходимую квалификацию в своей стране (часто за счет государственных средств). Но, находясь в трудоспособном возрасте, налоги они будут платить в другой стране. В этой связи, государственные финансы в стране эмиграции скорее всего будут нести чистые потери.

Важным финансовым результатом оттока рабочей силы для стра­ны эмиграции является значительный поток денежных переводов, направляемых эмигрантами оставшимся дома родственникам и дру­зьям. Этот денежный поток не входит непосредственно в государ­ственные финансы, но увеличивает уровень доходов населения и, кроме того, улучшает платежный баланс страны.

Что касается принимающей страны, то иностранные рабочие, конечно, создают дополнительную нагрузку для государственных финансов за счет роста трансфертных платежей, расходов на под­держание общественного порядка и некоторых социальных рас­ходов (особенно если иммигранты приезжают вместе со своей семьей). Однако, с другой стороны, принимающая страна полу­чает уже готовую рабочую силу, не неся затрат на образование и профессиональное обучение, и при этом в государственную каз­ну поступают дополнительные налоги. Важно подчеркнуть, что принимающая страна получает доход даже от нелегальных им­мигрантов, которые все равно уплачивают такие косвенные на­логи, как акцизы, налог с продаж и др. Поэтому финансовый результат от иммиграции для принимающей страны скорее всего, окажется положительным.

2. Внеэкономические последствия миграции рабочей силы

Международная миграция рабочей силы имеет еще целый ряд последствий, которые не носят чисто экономического характера, не улавливаются рынком и потому не могут быть измерены в де­нежном выражении. Однако именно эти последствия играют важ­ную роль как в определении направлений и структуры самой миг­рации, так в формировании общественного мнения и государ­ственной политики по отношению к ней.

Рабочие, перемещаясь из одной страны в другую, переносят с собой и знания, профессиональные навыки, опыт, которыми они обладают. Значительная часть этих знаний находит свое воплоще­ние в созданном иммигрантами продукте и, соответственно, ком­пенсируется должным уровнем заработной платы. Однако одно­временно возникают и положительные внешние эффекты, по­скольку иностранные рабочие привносят свои знания и навыки в процесс производства, и они распространяются среди других ра­бочих. Особую проблему представляет так называемая «утечка мозгов» — эмиграция высококвалифицированных специалистов промышленно развитые страны из менее развитых стран, в том числе и переходных экономик. Получившая широкий размах со второй половины 60-х гг. «утечка мозгов» происходит либо путем выезда специалистов на работу в развитые страны, либо невозвращения их на родину после получения высшего образования в учебных заведениях развитых стран. Для стран эмиграции «утечка мозгов» имеет крайне негативные последствия, истощая их научно-технический и интеллектуальный потенциал, сдерживая экономическое развитие. Развитые страны, наоборот, получают значительный положительный эффект за счет концентрации у себя интеллектуальной элиты.

Иммиграция порождает не только положительные, но и отрицательные внешние эффекты для принимающей страны. Обычно в городах образуются кварталы и целые районы компактного проживания иностранных рабочих. Вследствие невысокого уровня доходов, нестабильности социального статуса, многонационального характера этой группы населения, такие районы часто становятся зонами межнациональных конфликтов, высокой преступности т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.