Рефераты. Лекции по мировой экономике

Очевидно, что монополистическая власть картеля над рынком не может быть долговечной, поскольку те же параметры рынка, которые способствовали повышению цен, со временем начинают изменяться в обратном направлении. Покупатели будут стремить­ся сокращать закупки дорогого продукта и искать товары-субсти­туты, и эластичность спроса будет расти. Высокий уровень цен будет привлекать в отрасль новых производителей, и эластичность поставок из альтернативных картелю источников будет увеличиваться. Наконец, чтобы поддержать высокий уровень цен, сам картель должен будет сокращать объем продаж, и доля картеля на рынке неизбежно будет сокращаться. Таким образом, со временем величина t*, а значит, и степень монополистического господства картеля будет падать.

6. Экономические санкции

Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например торговое эмбарго — запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.

Из общей теории очевидно, что эмбарго наносит экономический ущерб как стране, вводящей эмбарго, так и стране, против которой оно вводится. Кроме того, для третьих стран, не присоединившихся к эмбарго, возникает возможность получить дополнительный выигрыш. Эффект от эмбарго показан на рисунке 4 (Sе — экспортное предложение из страны, вводящей эмбарго; Sn - экспортное предложение из стран, не присоединившихся к эмбарго).

 

 

 

 

 Лекции по мировой экономике
 

 

 

 

 

 

 

 


                                               Рис. 4

В условиях свободной торговли равновесие устанавливается в точке F при цене Р0. После введения эмбарго кривая Se исчезает и предложение импортной продукции представлено только кривой Sn. В стране, вводящей эмбарго, цена падает (поскольку теперь больше продукции реализуется на внутреннем рынке), а в стране, против которой эмбарго вводится, цена, наоборот, растёт и объём импорта сокращается до М1. Изменение внутреннего равновесия (переход из точки F в точку Е) приводит к следующим результатам: (область а – потери страны, вводящей эмбарго; область (b + c + d) – потери страны, против которой вводится эмбарго; область b – выигрыш остальных стран; область (a + c + d) – общие потери от введения эмбарго.

         Целью введения эмбарго, однако, является не получение экономических выгод, а оказание давления на страну для достижения определённых экономических целей. С этой точки зрения успех эмбарго более вероятен в том случае, если: во-первых, страна, вводящая эмбарго, имеет высокую эластичность экспортного предложения, т.е. может относительно безболезненно сократить объём своего экспорта; во-вторых, у страны, против которой вводится эмбарго, низкая эластичность спроса на импорт, т.е. она сильно зависит от внешней торговли, в-третьих, если вводимые санкции неожиданны и масштабны.

7. Аргументы в пользу протекционизма

Стимулирование производства и увеличение занятости. Сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта необходимо, во-первых, для того, чтобы поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости.

Однако существо проблемы заключается в том, что отечественное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности, и политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, создает условия для сохранения такого положения. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость (связанную, например, с закупкой, продажей, послепродажным обслуживанием импортной продукции). Наконец, государство может обеспечить поддержку отечественных производителей и ее эффективным, чем протекционизм, методом, с меньшими потерями для благосостояния общества. На рисунке 5 показаны в сравнении последствия установления таможенного тарифа и предоставления эквивалентной субсидии производителям. Если сохраняется режим свободной внешней торговли и производители получают субсидию, то увеличение отечественного производства достигается без повышения цен и, следовательно, потребители потерь не несут. Выигрыш производителей составляет область (с + d), а затраты государства на субсидию — область (а + b) = (b + с + d). Таким образом, общие потери от предоставления субсидии составят об­ласть b, тогда как потери от введения тарифа больше и составля­ют область (b + е).

 Лекции по мировой экономике         

 

 

 

 

 

 

 

                                               Рис. 5

Защита молодых отраслей. Часто приводится аргумент, что про­текционизм необходим как временная мера для того, чтобы на­рождающиеся перспективные отрасли промышленности, в кото­рых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и ук­репить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повы­шения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться. Особенно часто этот аргумент приводится при­менительно к развивающимся странам.

Однако, во-первых, достаточно трудно точно определить, ка­кая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. Во-вторых, протекционизм в отношении молодых отраслей в зна­чительной степени снижает стимулы к повышению их эффектив­ности, и в результате период становления может затянуться на неопределенно долгое время. Наконец, в-третьих, и в случае с молодыми отраслями предоставление субсидий или других льгот оказывается более эффективным средством поддержки, чем внеш­неторговый протекционизм.

Увеличение доходов государственного бюджета. Во многих слу­чаях государство проводит протекционистскую политику, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Особенно популярным этот аргумент является в тех странах, где нормальная налоговая система находится в стадии становления и существуют значительные трудности со сбором внутренних налогов.

Конечно, таможенную пошлину организационно собрать гораздо легче, чем, например, налог на прибыль. Однако поступления в бюджет в этом случае сильно зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при достаточно высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.

Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны. Аргумент в пользу протекционизма в отношении отраслей, выпускающих стратегическую и военную продукцию, носит не экономический, а скорее военно-политический характер. Утверждается, что чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положение в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.