Рефераты. Лекции по мировой экономике

Абсолютное преимущество

         - возможность страны производить благодаря ее природным особенностям или производственному потенциалу какой-либо товар более эффективно (т.е. с меньшими затратами на единицу продукции) по сравнению с другими странами, производя­щими тот же товар.

Естественное преимущество

         - способность стра­ны производить товар более эффективно благодаря кли­матическим условиям или из-за обладания особыми природными ресурсами.

Приобретенное преимущество

         - способность страны производить товар более эффективно благодаря развитию технологии, совершенствованию организации производства и повышению квалификации работников.

Сравнительное преимущество

         - способность производить товар или услугу с относительно меньшими издержками замещения.

Теория Хекшера – Олина

         - теория, согласно которой страна стремится экспортировать те товары, которые в процессе их создания требуют интенсивного использования факторов производства, которыми данная страна обладает в сравнительно большем объеме, нежели ее торговые партнеры.

Парадокс Леонтьева

         - противоречащий основным выводам теории Хекшера-Олина результат эмпири­ческих исследований, проведенных В. Леонтьевым, согласно которым в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие.

Теория жизненного цикла продукта

         - теория международной торговли, согласно которой некото­рые виды продукции проходят цикл, состоящий из че­тырех этапов (внедрение, рост, зрелость и упадок), и про­изводство этой продукции перемещается из одних стран в другие в зависимости от этапа цикла.

Теория эффекта масштаба

         - теория международной торговли, согласно которой страны с одина­ковой обеспеченностью факторами производства выиг­рывают от внешней торговли при специализации на тех производствах, в которых наблюдается эффект масштаба (снижение издержек на единицу выпуска по мере роста объемов производства).


ВЫИГРЫШ ОТ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

 

Теория международной торговли, в частности теория сравни­тельных преимуществ, утверждает, что в результате развития внеш­неторговых отношений все участвующие в них страны получают выигрыш в виде прироста общего благосостояния. Вместе с тем, одним из ключевых является вопрос, как распределяется этот выигрыш. С одной стороны, очевидно, что он не может распреде­ляться равномерно между странами, поскольку его размер зави­сит от того, на каком уровне установятся мировые цены. С другой стороны, выигрыш от внешней торговли, который получает стра­на в целом, распределяется внутри страны между потребителями и производителями, экспортерами и импортерами также не по­ровну. Наконец, следует иметь в виду, что в результате специали­зации происходят изменения в распределении ресурсов между отраслями и, следовательно, изменяются доходы владельцев фак­торов производства.

Анализу всех этих последствий развития международной тор­говли и посвящена данная глава.

1. Выигрыш от внешней торговли

Распределение выигрыша от международной торговли как внут­ри страны, так и между странами в конечном итоге определяется тем, на каком уровне устанавливаются цены на те товары, кото­рыми страны торгуют между собой, и каковы объемы торговли. Для того чтобы ответить на этот вопрос, недостаточно знать только потенциальные возможности предложения этих товаров на миро­вой рынок, которые можно объяснить с помощью теории срав­нительных преимуществ или других теорий международной тор­говли, рассмотренных в предыдущей главе. Как уже было показа­но, даже если страна обладает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара, это преимущество может быть реализовано лишь в том случае, если мировая цена на этот товар будет выше внутренней. Поскольку и уровень цены, и объем про­даж на мировом рынке являются результатом установления рав­новесия между предложением и спросом, теория международной торговли должна быть дополнена анализом спроса.

1.1. Определение мировой цены и объемов торговли

Чтобы показать, как устанавливаются мировые цены и определяются объемы взаимной торговли, рассмотрим, как и в первой главе, условный пример. Пусть две страны — Аргентина и Бразилия — производят один и тот же продукт — зерно. Кривые внутреннего предложения зерна в Бразилии SБ и в Аргентине SА (см. рисунки 1а и 1в соответственно), показывающие соотношение между объемами производства и уровнем цен, определя­ется предельными издержками, динамика которых, в свою очередь, зависит от обеспеченности стран факторами производства, используемой технологии и т.д.

Кривые спроса на зерно (DА в Аргентине и DБ в Бразилии), показывающие соотношение между объемом спроса и уровнем цен, определяются вкусами и предпочтениями потребителей при данном уровне дохода. Предположим, что при отсутствии внеш­ней торговли характеристики спроса и предложения таковы, что равновесие на рынке зерна (пересечение кривых спроса и предложения) в Аргентине устанавливается при цене 120 долл. за 1 т, а в Бразилии — при цене 200 долл. за 1 т.

Цена на зерно в Бразилии выше, чем в Аргентине, поэтому аргентинским производителям должно быть выгодно, экспортиро­вать свою продукцию, а потребителям в Бразилии — покупать более дешевое импортное зерно. Таким образом, первоначальная разница в ценах создает возможности для экспорта и импорта, но все зависит от того, на каком уровне установится мировая цена. Зная характеристики внутреннего спроса и предложения в обеих странах, мы теперь можем определить размеры предложения зер­на на экспорт, спроса на импортное зерно и, следовательно, уро­вень равновесной мировой цены. Важно подчеркнуть, что в усло­виях свободной торговли внутренние цены изменяются до уровня мировой цены.

Аргентинским производителям будет выгодно расширять про­изводство зерна и экспортировать его, если мировая цена будет выше первоначальной внутренней цены в Аргентине (Рw > 120). Чем выше  будет мировая цена, тем больше производители в Ар­гентине будут расширять предложение зерна, но одновременно будет расти и внутренняя цена, и потребители в Аргентине будут сокращать предъявляемый на рынке спрос. Таким образом, разме­ры предложения зерна на мировом рынке (Sx) будут определяться разницей между предложением и спросом на внутреннем рынке Аргентины, возникающей в условиях роста цен на зерно: Sx = SA - DA.

С другой стороны, бразильским потребителям будет выгодно приобретать импортное зерно, если мировая цена на него будет ниже первоначальной внутренней цены в Бразилии (Рw < 200). Чем ниже будет мировая, а, следовательно, в условиях свободной торговли и внутренняя цена, тем больше потребители в Бразилии будут увеличивать спрос на зерно, но одновременно бразильские производители будут сокращать объем предложения. Таким обра­зом, величина спроса на зерно на мировом рынке (Dm) будет оп­ределяться разницей между спросом и предложением на внутрен­нем рынке Бразилии, возникающей  в условиях падения цен на зерно: Dm = DБ – SБ.

Итак, по мере налаживания торговых связей цена на зерно в Аргентине растет, и его предложение для продажи на внешнем рынке увеличивается, а цена в Бразилии снижается, и спрос на импорт растет. На рисунке 1б показаны кривые спроса на импорт и экс­портного предложения, которые пересекаются в точке, соответству­ющей  цене равновесия. В нашем примере равновесие на мировом рынке достигается при цене 150 долл. за 1 т зерна. При такой цене избыточный спрос в Бразилии (80 - 20 = 60) соответствует избы­точному предложению в Аргентине (90 - 30 = 60). При более высо­кой цене предложение зерна на мировом рынке превысит спрос, что будет способствовать снижению цены. При более низкой цене, наоборот, спрос превысит предложение, и мировая цена будет ра­сти, пока не достигнет равновесного значения.

 

 

 

 

 

 

 Лекции по мировой экономике
 

 

 

 

 

 

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.