|
|||
7 |
30 |
18 |
12 |
8 |
20 |
12 |
8 |
Если решения принимаются простым большинством голосов, то во втором случае (при неравномерном распределении выгод) будет посажено меньше деревьев, чем в первом.
Дело в том, что для Васильевых посадка уже шести деревьев будет убыточна (предельная выгода этой семьи от посадки шестого дерева равна 16 руб., а предельные затраты – 20 руб.)
А против посадки седьмого дерева будут голосовать уже две семьи: Васильевых и Борисовых (так как для них предельная выгода составляет 12 и 18 руб. соответственно).
Таким образом, если затраты распределяются равномерно, а выгоды не, будет иметь место недопроизводство общественных благ (см. МВ1 на рис. 14.2).
МВ,МС При неравномерном
распределении выгод
![]() |
180
При неравномерном
160 распределении издержек
140
120
100
80 МС
60
40
МВ2
20 МВ1
0
1 2 3 4 5 6 7 8 Q
![]() |
Рис. 14.2. Озеленение улицы в условиях
неравномерного распределения затрат и выгод
Предположим теперь противоположный случай: когда выгоды распределяются равномерно, а издержки нет.
Допусти, что в табл. 14.2. представлены не предельные выгоды, а предельные издержки: 50% предельных издержек несет семья Андреевых, 30% - семья Борисовых и лишь 20% - семья Васильевых.
В этом случае Васильевы и Борисовы проголосуют за посадку восьми деревьев и лишь Андреевы будут против. дело в том, что предельные выгоды (20 руб.) будут выше их предельных издержек (8 и 12 соответственно).
Таким образом, если выгоды распределяются равномерно, а издержки не, будет иметь место перепроизводство общественных благ (см. МВ2 на рис. 14.2).
Обратим внимание на то, что и во втором, и в третьем случае решающим при голосовании был голос семьи Борисовых, которые занимают место в центре. Такая ситуация получила в литературе название модели медианного избирателя.
Модель медианного избирателя (median voter model) – модель, характеризующая существующую в рамках прямой демократии тенденцию, согласно которой принятие решений осуществляется в соответствии с интересами избирателя-центриста (человека, занимающего место в середине шкалы интересов данного сообщества).
Решение вопросов в пользу избирателя-центриста имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, оно удерживает сообщество от принятия односторонних решений, от крайностей. С другой – оно далеко не всегда гарантирует принятие оптимального решения.
Наш простой пример наглядно показал, что даже в условиях прямой демократии, когда решения принимаются большинством голосов, возможен выбор в пользу экономически неэффективного результата – например, недопроизводства или перепроизводства общественных благ.
Дело в том, что такой механизм голосования не позволяет учесть всю совокупность выгод отдельного индивида. В рамках прямой демократии все решения сообщества имеют тенденцию соответствовать интересам медианного избирателя, что далеко не всегда экономически целесообразно.
Политическая конкуренция. Модель медианного избирателя имеет значение и для представительной демократии, однако здесь процедура усложняется.
Кандидат в президенты для того , чтобы добиться цели должен как минимум дважды апеллировать к избирателю – центристу: сначала внутри партии (для своего выдвижения от партии), затем к медианному избирателю среди всего населения.
При этом для завоевания симпатий большинства приходится вносить значительные коррективы в свою первоначальную программу, а нередко и отказываться от ее фундаментальных принципов.
Рассмотрим в качестве примера распределение голосов избирателей в соответствии с их идеологическими предпочтениями.
Отметим на горизонтальной оси позиции избирателей от крайне левых до крайне правых (рис. 16.3.). В середине оси обозначим позицию медианного избирателя точкой М.
Число голосов избирателей
Крайне левые А а М b В Крайне правые
![]() |
Рис. 14.3. Распределение голосов избирателей в соответствии с их идеологическими предпочтениями.
Если позиции избирателей распределяются между крайностями в обществе равномерно, мы получим нормальное распределение с пиком над точкой М.
Общая площадь находящаяся под кривой, представляет 100% голосующих. Допустим, что голосующие отдают свои голоса тем, кто им ближе по своим идеологическим воззрениям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.