Рефераты. Билеты и ответы по мировой экономике

• инжиниринг;

• заключение ряда контрактов (лизинговый контракт, контракты на обслуживание, на управление, на по­ставку комплектного оборудования, субконтракты, маркетинговые контракты).

В настоящее время объектом лицензионной торговли

может являться:

1) патент — документ, удостоверяющий государствен­ное признание технического решения изобретателем, закрепляет за лицом, которому он выдан (патентооб­ладателю), исключительное право на изобретение;

2) промышленный образец — новое художественно-кон­структорское решение изделия;

3) торговый знак — зарегистрированное в установлен­ном порядке обозначение, служащее для отличия то­варов одних производителей от однородных товаров других производителей;

4) ноу-хау — имеющие коммерческую ценность конфи­денциальные сведения и научно-технические знания, которые не пользуются правовой охраной. С развити­ем техники значение ноу-хау резко возросло, и оно пре­вратилось в самостоятельный объект лицензионной торговли. Причем в одних случаях ноу-хау — это фак­тическое, но незарегистрированное изобретение, в других — элемент изобретения, не включенный в опи­сание, либо непатентоспособное изобретение (матема­тическая формула, программное обеспечение и т. д.).

В мировой торговле наиболее часто встречаются следу­ющие виды патентной лицензионной торговли:

• патентные лицензии с одновременной передачей ноу-хау и оказанием технической помощи в налаживании производства;

• патентные лицензии с ноу-хау;

• чистые патентные лицензии без ноу-хау.

В первом и втором случаях могут иметь место усло­вия о неразглашении ноу-хау в период действия ли­цензионного соглашения.

Лицензии делятся также на:

самостоятельные, которые предполагают передачу технологий вне зависимости от их материального но­сителя;

сопутствующие, которые имеют зависимый характер и предоставляются одновременно с заключением кон­тракта на строительство предприятия, поставку тех­нологического оборудования, оказание консультаци­онных услуг.

Существуют три основных вида лицензий.

1. Простая, когда продавец (лицензиар) оставляет за собой право самостоятельно использовать объект ли­цензии и давать аналогичные лицензии другим.

2. Исключительная, когда лицензиар не имеет права да­вать аналогичные лицензии, но может сам использо­вать объект лицензии.

3. Полная, когда лицензиар полностью лишается права использовать объект лицензии. Такой вариант часто имеет место при лицензировании маломощных фирм.

Лицензионная торговля осуществляется посредством оформления лицензионных соглашений (договоров).

Существует стандартный набор разделов для данного типа договоров: преамбула, определения, предмет согла­шения, техническая документация — там оговариваются сроки предоставления технической документации, пере­чень которой находится в приложении; территория дей­ствия соглашения, гарантии и ответственность, платежи, усовершенствования, новые патенты — здесь указываются обязательства сторон, касающиеся порядка обмена усо­вершенствованиями; техническая помощь, сборы и налоги, информация и отчетность — данный раздел имеет мес­то в том случае, если вознаграждение определяется в виде роялти; обеспечение конфиденциальности, споры, условия вступления в силу соглашения и порядок прекращения его действия, прочие условия.

Особый вопрос стоит в случае определения цены лицен­зии. Дело в том, что реальная стоимость лицензии может быть установлена только в процессе эксплуатации объекта лицензии.

Цена лицензии определяется с учетом ряда факторов:

• вероятная прибыль;

• затраты на создание технологии;

• альтернативные издержки;

• издержки передачи технологии (они касаются «не­формализованных знаний», которые хранятся в го­лове работника);

• цены на аналогичные технологии у конкурентов;

• потенциальные издержки самостоятельной разра­ботки технологии покупателем;

• издержки нарушения патентных прав. Цена лицензии имеет два основных вида.

Роялти - периодические отчисления от дохода поку­пателя в течение периода действия соглашения. В этом случае цена лицензии равна:

                 t

 Cp= ∑Vi  *Zi * Pi

          i=1

где Ср — цена лицензии;

Vi — объем продукции в i-ом году;

Zi — цена единицы продукции в i-ом году;

Рi — размер роялти в i-ом году;

t — срок лицензионного соглашения минус срок освое­ния лицензии.

Средний уровень роялти составляет 3-7%.

Данная форма вознаграждения присутствует в 90%

случаев заключения лицензионного соглашения.

Паушальные (единовременные) платежи, которые устанавливаются на основе экспертных оценок. Tак же они могут быть в виде передачи ценных бумаг лицензиата или встречной передачи технической документации. Как правило, лицензиар получает от 5 до-20% акций.

Данные платежи используются в случае, когда лицензиар не имеет возможности контролировать лицен­зиата, его фактическую прибыль.

Также имеют место комбинированные платежи.

 Франчайзинг — способ деятельности или услуга, при ко­торой продавец передает покупателю право на использова­ние своей торговой марки. Кроме того, продавец обеспечи­вает условия, при которых использование покупателем торговой марки будет соответствовать стандартам, кото­рые с ней ассоциируются; он оказывает услуги по оказанию технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, организации торговли и управлению. Различают три вида франчаизинга.

Франчайзинг продукта и торговой марки, который предусматривает реализацию дилером товаров го­ловной компании, исключительно под ее товарным знаком (продажа бензина, автомобилей).

Комплексный франчайзинг, предусматривающий пре­доставление дилеру головной компанией права на ис­пользование товарного знака, разработку маркетин­говой стратегии и технологию бизнеса, подготовку руководства по эксплуатации, контроль качества продукции (ресторанный бизнес).

Розничный франчайзшг, который практикуется при продаже строительных материалов, мебели, бытовой аппаратуры и т. д.

Выгоды для продавца: возможность проникнуть на дру­гой рынок (более емкий и более доходный); для покупателя франчайзинг является способом использования известной торговой марки, способом привлечения иностранных инвестиций, приобретения зарубежного управленческого опыта м технических знаний.

Успех франчаизинга обеспечивает известность торговой марки,

Стандартизация  продукции и услуг (легкость пере­дачи опыта).

Инжиниринг — это услуги по использованию техноло­гических и иных научно-технических разработок. В этом заключается его отличие от лицензионной торговли, где объектом купли-продажи является сама технология.

Инжиниринговые услуги можно подразделить на три группы:

1. Услуги по подготовке производства:

* предпроектные услуги (изучение рынка, полевые исследования, топографическая съемка, подготов­ка технико-экономических обоснований и др.);

* проектные услуги (составление генеральных пла­нов и схем, технических спецификаций и т. п.);

* послепроектные услуги (подготовка контрактной документации, ведение проекта, управление стро­ительством, приемо-сдаточные работы и т. п.).

2. Услуги по организации процесса производства и управ­лению предприятием.

3. Услуги по обеспечению реализации продукции.

Существует три основных метода строительства, отли­чие которых заключается в содержании контрактов на ока­зание инжиниринговых услуг.

При первом методе большая часть работ осуществляется персоналом заказчика или местными фирмами. В этом слу­чае зарубежная инжиниринговая фирма выступает обычно лишь в качестве консультанта и не несет ответственности за осуществление проекта.

Второй метод предполагает выполнение иностранной инжиниринговой фирмой большей части или всех инжини­ринговых услуг и, соответственно, ее ответственность за выполнение проекта.

Третий метод применяется при строительстве объектов «под ключ», когда инжиниринговые услуги предоставляются генеральным подрядчиком в качестве составной части всего комплекса услуг.

Международный контракт на оказание инжиниринго­вых услуг включает ряд обязательных пунктов: обязатель­ства инжиниринговой фирмы и заказчика с приложением перечня подлежащих выполнению работ; сроки и графики выполнения работ; численность и состав персонала инжи­ниринговой фирмы, участвующего в работах по контракту;

степень ответственности сторон за нарушение ими договор­ных обязательств и т. д. Заключение контракта на оказание инжиниринговых услуг чаще всего происходит в результа­те проведения торгов.

При оплате инжиниринговых услуг используются три метода.

1. Повременная оплата на базе ставок заработной платы инженеров-консультантов. Применяется для оплаты таких видов услуг, как консультирование, обучение специалистов и других работ подобного характера, объем которых зачастую невозможно определить. Рас­ценки устанавливаются на основе рыночных почасо­вых или дневных ставок заработной платы персонала инжиниринговой фирмы. Совокупные затраты на оп­лату труда умножаются на установленный в контракте коэффициент, чтобы обеспечить покрытие фирмой на­кладных расходов, процента на вложенный капитал, получение прибыли и возмещение некоторых других издержек. К полученной величине прибавляется фак­тическая сумма прямых материальных и других зат­рат.

2. Оплата фактических затрат плюс фиксированное воз­награждение. Применяется при проведении инжини­ринговых работ с неопределенным заранее объемом и структурой.

3. Оплата в процентах от стоимости строительства. Применяется при предоставлении всего комплекса инжиниринговых услуг. На международном рынке используется чаще всего.

Лизинговый контракт — контракт на долгосрочную аренду машин и оборудования.

Лизингодатель является полным собственником объекта лизинга. Лизингополучатель обычно по условиям договора принимает на себя обязанности, связанные с правом соб­ственности, риском случайной гибели имущества, техничес­ким обслуживанием и т. д.

Сам лизинговый контракт предполагает:

• обучение персонала;

• модернизацию объекта лизинга;

• ремонт.

Лизинг согласно сроку службы оборудования можно разделить на финансовый и операционный.

Финансовый лизинг ведет за собой обязанность лизин­гополучателя выплачивать в течение периода дей­ствия контракта суммы, покрывающие полную сто­имость амортизации оборудования, либо большую ее часть, а также прибыль лизингодателя. По окончании срока действия контракта лизингополучатель дол­жен возвратить объект лизинга лизингодателю либо заключить новый договор, либо выкупить его по ос­таточной стоимости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.