• инжиниринг;
• заключение ряда контрактов (лизинговый контракт, контракты на обслуживание, на управление, на поставку комплектного оборудования, субконтракты, маркетинговые контракты).
В настоящее время объектом лицензионной торговли
может являться:
1) патент — документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретателем, закрепляет за лицом, которому он выдан (патентообладателю), исключительное право на изобретение;
2) промышленный образец — новое художественно-конструкторское решение изделия;
3) торговый знак — зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних производителей от однородных товаров других производителей;
4) ноу-хау — имеющие коммерческую ценность конфиденциальные сведения и научно-технические знания, которые не пользуются правовой охраной. С развитием техники значение ноу-хау резко возросло, и оно превратилось в самостоятельный объект лицензионной торговли. Причем в одних случаях ноу-хау — это фактическое, но незарегистрированное изобретение, в других — элемент изобретения, не включенный в описание, либо непатентоспособное изобретение (математическая формула, программное обеспечение и т. д.).
В мировой торговле наиболее часто встречаются следующие виды патентной лицензионной торговли:
• патентные лицензии с одновременной передачей ноу-хау и оказанием технической помощи в налаживании производства;
• патентные лицензии с ноу-хау;
• чистые патентные лицензии без ноу-хау.
В первом и втором случаях могут иметь место условия о неразглашении ноу-хау в период действия лицензионного соглашения.
Лицензии делятся также на:
• самостоятельные, которые предполагают передачу технологий вне зависимости от их материального носителя;
• сопутствующие, которые имеют зависимый характер и предоставляются одновременно с заключением контракта на строительство предприятия, поставку технологического оборудования, оказание консультационных услуг.
Существуют три основных вида лицензий.
1. Простая, когда продавец (лицензиар) оставляет за собой право самостоятельно использовать объект лицензии и давать аналогичные лицензии другим.
2. Исключительная, когда лицензиар не имеет права давать аналогичные лицензии, но может сам использовать объект лицензии.
3. Полная, когда лицензиар полностью лишается права использовать объект лицензии. Такой вариант часто имеет место при лицензировании маломощных фирм.
Лицензионная торговля осуществляется посредством оформления лицензионных соглашений (договоров).
Существует стандартный набор разделов для данного типа договоров: преамбула, определения, предмет соглашения, техническая документация — там оговариваются сроки предоставления технической документации, перечень которой находится в приложении; территория действия соглашения, гарантии и ответственность, платежи, усовершенствования, новые патенты — здесь указываются обязательства сторон, касающиеся порядка обмена усовершенствованиями; техническая помощь, сборы и налоги, информация и отчетность — данный раздел имеет место в том случае, если вознаграждение определяется в виде роялти; обеспечение конфиденциальности, споры, условия вступления в силу соглашения и порядок прекращения его действия, прочие условия.
Особый вопрос стоит в случае определения цены лицензии. Дело в том, что реальная стоимость лицензии может быть установлена только в процессе эксплуатации объекта лицензии.
Цена лицензии определяется с учетом ряда факторов:
• вероятная прибыль;
• затраты на создание технологии;
• альтернативные издержки;
• издержки передачи технологии (они касаются «неформализованных знаний», которые хранятся в голове работника);
• цены на аналогичные технологии у конкурентов;
• потенциальные издержки самостоятельной разработки технологии покупателем;
• издержки нарушения патентных прав. Цена лицензии имеет два основных вида.
• Роялти - периодические отчисления от дохода покупателя в течение периода действия соглашения. В этом случае цена лицензии равна:
t
Cp= ∑Vi *Zi * Pi
i=1
где Ср — цена лицензии;
Vi — объем продукции в i-ом году;
Zi — цена единицы продукции в i-ом году;
Рi — размер роялти в i-ом году;
t — срок лицензионного соглашения минус срок освоения лицензии.
Средний уровень роялти составляет 3-7%.
Данная форма вознаграждения присутствует в 90%
случаев заключения лицензионного соглашения.
• Паушальные (единовременные) платежи, которые устанавливаются на основе экспертных оценок. Tак же они могут быть в виде передачи ценных бумаг лицензиата или встречной передачи технической документации. Как правило, лицензиар получает от 5 до-20% акций.
Данные платежи используются в случае, когда лицензиар не имеет возможности контролировать лицензиата, его фактическую прибыль.
Также имеют место комбинированные платежи.
Франчайзинг — способ деятельности или услуга, при которой продавец передает покупателю право на использование своей торговой марки. Кроме того, продавец обеспечивает условия, при которых использование покупателем торговой марки будет соответствовать стандартам, которые с ней ассоциируются; он оказывает услуги по оказанию технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, организации торговли и управлению. Различают три вида франчаизинга.
• Франчайзинг продукта и торговой марки, который предусматривает реализацию дилером товаров головной компании, исключительно под ее товарным знаком (продажа бензина, автомобилей).
• Комплексный франчайзинг, предусматривающий предоставление дилеру головной компанией права на использование товарного знака, разработку маркетинговой стратегии и технологию бизнеса, подготовку руководства по эксплуатации, контроль качества продукции (ресторанный бизнес).
• Розничный франчайзшг, который практикуется при продаже строительных материалов, мебели, бытовой аппаратуры и т. д.
Выгоды для продавца: возможность проникнуть на другой рынок (более емкий и более доходный); для покупателя франчайзинг является способом использования известной торговой марки, способом привлечения иностранных инвестиций, приобретения зарубежного управленческого опыта м технических знаний.
Успех франчаизинга обеспечивает известность торговой марки,
Стандартизация продукции и услуг (легкость передачи опыта).
Инжиниринг — это услуги по использованию технологических и иных научно-технических разработок. В этом заключается его отличие от лицензионной торговли, где объектом купли-продажи является сама технология.
Инжиниринговые услуги можно подразделить на три группы:
1. Услуги по подготовке производства:
* предпроектные услуги (изучение рынка, полевые исследования, топографическая съемка, подготовка технико-экономических обоснований и др.);
* проектные услуги (составление генеральных планов и схем, технических спецификаций и т. п.);
* послепроектные услуги (подготовка контрактной документации, ведение проекта, управление строительством, приемо-сдаточные работы и т. п.).
2. Услуги по организации процесса производства и управлению предприятием.
3. Услуги по обеспечению реализации продукции.
Существует три основных метода строительства, отличие которых заключается в содержании контрактов на оказание инжиниринговых услуг.
При первом методе большая часть работ осуществляется персоналом заказчика или местными фирмами. В этом случае зарубежная инжиниринговая фирма выступает обычно лишь в качестве консультанта и не несет ответственности за осуществление проекта.
Второй метод предполагает выполнение иностранной инжиниринговой фирмой большей части или всех инжиниринговых услуг и, соответственно, ее ответственность за выполнение проекта.
Третий метод применяется при строительстве объектов «под ключ», когда инжиниринговые услуги предоставляются генеральным подрядчиком в качестве составной части всего комплекса услуг.
Международный контракт на оказание инжиниринговых услуг включает ряд обязательных пунктов: обязательства инжиниринговой фирмы и заказчика с приложением перечня подлежащих выполнению работ; сроки и графики выполнения работ; численность и состав персонала инжиниринговой фирмы, участвующего в работах по контракту;
степень ответственности сторон за нарушение ими договорных обязательств и т. д. Заключение контракта на оказание инжиниринговых услуг чаще всего происходит в результате проведения торгов.
При оплате инжиниринговых услуг используются три метода.
1. Повременная оплата на базе ставок заработной платы инженеров-консультантов. Применяется для оплаты таких видов услуг, как консультирование, обучение специалистов и других работ подобного характера, объем которых зачастую невозможно определить. Расценки устанавливаются на основе рыночных почасовых или дневных ставок заработной платы персонала инжиниринговой фирмы. Совокупные затраты на оплату труда умножаются на установленный в контракте коэффициент, чтобы обеспечить покрытие фирмой накладных расходов, процента на вложенный капитал, получение прибыли и возмещение некоторых других издержек. К полученной величине прибавляется фактическая сумма прямых материальных и других затрат.
2. Оплата фактических затрат плюс фиксированное вознаграждение. Применяется при проведении инжиниринговых работ с неопределенным заранее объемом и структурой.
3. Оплата в процентах от стоимости строительства. Применяется при предоставлении всего комплекса инжиниринговых услуг. На международном рынке используется чаще всего.
Лизинговый контракт — контракт на долгосрочную аренду машин и оборудования.
Лизингодатель является полным собственником объекта лизинга. Лизингополучатель обычно по условиям договора принимает на себя обязанности, связанные с правом собственности, риском случайной гибели имущества, техническим обслуживанием и т. д.
Сам лизинговый контракт предполагает:
• обучение персонала;
• модернизацию объекта лизинга;
• ремонт.
Лизинг согласно сроку службы оборудования можно разделить на финансовый и операционный.
• Финансовый лизинг ведет за собой обязанность лизингополучателя выплачивать в течение периода действия контракта суммы, покрывающие полную стоимость амортизации оборудования, либо большую ее часть, а также прибыль лизингодателя. По окончании срока действия контракта лизингополучатель должен возвратить объект лизинга лизингодателю либо заключить новый договор, либо выкупить его по остаточной стоимости.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13