Рефераты. Билеты и ответы по мировой экономике

Поэтому производителям товара С страны А выгоднее купить товар D в стране В, а производителям товара D страны В выгоднее купить товар С в стране А, чем покупать эти товары у отечественных производителей.

Преимущество теории: теория абсолютных преиму­ществ основана на трудовой теории стоимости и показыва­ет явные преимущества разделения труда уже на междуна­родном уровне.

Недостаток теории: теория абсолютных преимуществ не дает ответа на вопрос — почему страны торгуют между собой даже при отсутствии абсолютного преимущества в производстве тех или иных товаров.


2. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Теория сравнительных преимуществ использует поня­тие альтернативной цены — рабочее время, необходимое на производство единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства единицы дру­гого товара.

Теория сравнительных (относительных) преимуществ — если страны специализируются на производстве тех това­ров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками в сравнении с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, независи­мо от того, имеют они или нет абсолютное преимущество в производстве этих товаров.

Рассмотрим следующий пример:

 

Допустим, что страны А и В производят только два това­ра С и D. В стране А для производства одной единицы това­ра С требуется 2 единицы затрат, а для производства одной единицы товара D—6 единиц. В стране В для производства одной единицы товара С требуется 12 единиц затрат, а для производства одной единицы товара D — 10 единиц.

Товар/страна

А

В

С

D

2

 6

12

10


Страна А имеет абсолютное преимущество при произ­водстве обоих видов товаров. Согласно теории абсолютных преимуществ страна А должна экспортировать эти товары в страну В, а страна В может только импортировать — для экспорта у нее нет возможности. Если же страна А не может торговать со страной В, то на единицу затрат в стране А бу­дет приходиться 1/б единиц товара D и 1/2 единиц товара С. В стране же В на единицу затрат будет приходиться 1/10 единиц товара D и 1/12 единиц товара С.

Относительная цена единицы товара D в стране А, вы­раженная через стоимость единицы товара С, составляет 6/2 = 3 единицы товара С, а в стране В меньше — 10/12 еди­ницы товара С. Это означает, что производителю товара С страны А покупать товар D на внутреннем рынке не выгод­но, поскольку за единицу товара D он будет должен отдать 3 единицы своего товара, в то время как в стране В — только 10/12 единиц товара С. Выигрыш составит: 3 — 10/12 = 26/12 единиц товара С. Поэтому страна А будет импортировать товар D из страны В, поскольку это относительно дешевле.

Относительная цена единицы товара С в стране В, выра­женная через стоимость единицы товара D, составляет 12/10 = 6/5 единицы товара D, а в стране А меньше — 2/6  =1/3 единицы товара С. Это означает, что производителю товара D страны В покупать товар С на внутреннем рынке не выгодно, поскольку за единицу товара С он будет должен отдать 12/10  единицы своего товара, в то время как в стране А только 1/3 единиц товара D. Выигрыш составит: 6/5 - 1/3  = 13/15 единиц товара С. Поэтому страна В будет им­портировать товар С из страны А, поскольку это относи­тельно дешевле.

Следует отметить, что если на мировой рынок выходят страны, равные по уровню экономического развития, то вы­годы у них будут равными; если же на мировой рынок выхо­дят страны с неравным уровнем экономического развития, то более развитая страна выигрывает от торговли в мень­шей степени, поскольку менее развитая страна не может полностью удовлетворить потребности более развитой и мировая цена всегда будет близкой к автаркической цене более развитой страны.

Условия внешней торговли — это отношение экспортных цен данной страны к ее импортным ценам.

Чаще всего, когда речь идет о более широкой номенкла­туре товаров, используются индексы экспортных и импорт­ных цен.

1. Индекс, отражающий движение экспортных цен для данной страны:

Рх = ∑Хi Pi

i

где, х, — доля i-го товара в суммарном экспорте в базовом году;

р, — отношение текущей цены на данный товар к цене i-го товара в базовом году.

2. Индекс, отражающий движение импортных цен для данной страны:

Pm =∑MiPi

i

где, m, — доля i-го товара в суммарном импорте в базовом году;

р, — отношение текущей цены на данный товар к цене i-го товара в базовом году.

3. Условия внешней торговли:

 

T = Рх/Рm

Динамика этих показателей указывает на улучшение или ухудшение условий торговли для данной страны.


ВОПРОС 4

Теория сравнительной обеспеченности факторами производ­ства Э.Хекшера-Б. Олина. Теорема Рыбчинского. «Парадокс В.Леонтьева».


ОТВЕТ

Каждая страна обладает факторами производства в различ­ной степени насыщенности или наделенности. В одной стра­не существует относительно избыточное количество капи­тала, в другой — трудовых ресурсов, в третьей — земель (станок/1 чел. — наделенность капиталом, чел./1 станок — насыщенность трудовыми ресурсами).

Суть теории Хекшера-Олина заключается в том, что каждая из стран должна специализироваться в производ­стве тех товаров, создание которых требует относительно больше факторов производства, которыми она располагает.

Избыток ресурса всегда означает дешевизну. Если в стране большое количество земель, то эта страна специализируется на земледелии; если в стране относи­тельный избыток рабочей силы — страна специализирует­ся в трудоемких отраслях и т. д.

Свое развитие теория Хекшера-Олина получила в тео­реме Рыбчинского: если при неизменных ценах и наличии только двух факторов производства происходит рост одно­го из факторов производства, то это неизбежно ведет к уве­личению производства того товара, который является более емким по отношению к избыточному фактору и, соответ­ственно, сокращается производство в отрасли, менее емкой к данному фактору.



«Парадокс В. Леонтьева»

В. Леонтьев путем нескольких эмпирических исследований доказал, что условия теории Хекшера-Олина на практике не соблюдаются.

В 50-е гг. он изучил внешнюю торговлю США. В то вре­мя США обладали избыточным капиталом по отношению к трудовым ресурсам.

Согласно теории Хекшера-Олина, в США должна была быть следующая структура: США — импортер трудоемких изделий и экспортер капиталоемких. Однако в США все было наоборот: США — экспортер трудоемких изделий и импортер капиталоемких.

Появился новый фактор — наукоемкость, который и сыграл решающую роль. Это объяснялось тем, что труд американских работников являлся более сложным, чем труд работников других стран, и они экспортировали товары более высокой степени сложности — высокотехнологичес-кие товары.

Парадокс Леонтьева — трудонасыщенные страны экс­портируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные — трудоемкую.


ВОПРОС 5

Альтернативные (современные) теории мировой торговли.


ОТВЕТ

1. Теория, связанная с действием «эффекта масштаба». «Эф­фект масштаба» способствует снижению издержек произ­водства и повышению трудоспособности. Происходит рост объемов производства, страна наталкивается на узкий внутренний рынок — возникает избыток, не поглощенный внутренним рынком, следовательно, появляется необходи­мость выхода на внешний рынок.

Рост объема производства ==> Узкий внутренний рынок ==> Избыток ==> Выход на внешний рынок.

2. Теория жизненного цикла товара. Эта теория позво­ляет объяснить, почему страна, прежде экспортирующая товар, отказывается от производства и начинает его импор­тировать. Согласно этой теории, товар в своем развитии проходит четыре стадии:

• рождение;

• рост;

• зрелость;

• умирание (спад).

1 стадия — товар появляется в одной из нескольких стран.

2 стадия — страна начинает его экспортировать, по­скольку он завоевывает поклонников как в стране-создате­ле, так и за рубежом.



Рис. 1. Жизненный цикл товара

 

3 стадия — период насыщения, стандартизации; товар  уже не является новинкой и требуется поддерживать произ­водство этого товара со снижением издержек (товар уже могут производить работники средней квалификации). Производство переносится из страны-экспортера в страну-потребитель, где используется фактор дешевизны рабочей силы.

4 стадия — чаще всего появляется новый товар, который заменяет данный товар.

3. Теория технологического разрыва. Если страны занимают различные ступени в техническом прогрессе (су­ществует лидер и отстающие от него страны) и эти отно­шения устойчивы, то в этих странах складываются следу­ющие торговые отношения: из преуспевающей страны в отстающую идет поток товаров. Как правило, экспортиру­ется устаревший товар, который вышел из обращения в стране-лидере.

4. Теория предпочтения сходства. Набор и ассортимент товаров, производимых в данной стране, не совпадает с пе­речнем товаров, необходимых населению этой страны.

Страны, в основном, торгуют со странами, близкими по экономическому уровню. Страна специализируется на про­изводстве лишь нескольких наименований того или иного товара, остальные она импортирует из других стран. Если же страна ниже по уровню развития, следовательно, у нее не будет широкого ассортимента экспортируемых товаров.

5. Внутриотраслевая торговля. Страны импортируют и экспортируют товары одного и того же вида, поскольку существует глубокая дифференциация продукта.


Вопрос 6

Взаимодействие предложения и спроса в международной торговле.

ОТВЕТ

1. Влияние изменения спроса  на международную торговлю.

Закон Энгеля: при неизменных ценах и демографических составляющих увеличение дохода приводит к тому, что в суммарном спросе доля спроса на продовольственные това­ры уменьшается, а на услуги и товары обрабатывающей промышленности — растет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.