Рефераты. Билеты и ответы по мировой экономике

• конъюнктура рынков морально устаревшей продук­ции ухудшается.

Влияние международных корпораций и монополий. В на­стоящее время идет концентрация производства и ка­питала:

• появляются концерны, которые объединяются в аль­янсы;

• многие концерны больше стараются использовать кооперационную стратегию, чем конкурентную;

• часто компании сотрудничают с банками (финансо­во-промышленные группы).

Влияние государства:

• государство следит за изменением конъюнктуры рынка;

• государство является крупнейшим покупателем на внешнем и внутреннем рынке;

• государство выпускает стандарты, занимается уни­фикацией;

• государство планирует программы стратегического характера;

• государство выплачивает субсидии и т. д.

Существует двоякое влияние милитаризации — концент­рация военных отраслей оттягивает из промышленных от­раслей большой объем ресурсов.

Воздействие инфляции противоречиво — степень воздей­ствия инфляции зависит от ее темпов:

• если инфляция умеренная (ползучая) — 2-4% в год, то она выгодна капиталу и способна создать стимул для увеличения производства — цены на продукцию растут быстрее, чем издержки;

• если инфляция выше, то происходит бегство от денег, население начинает приобретать определенные това­ры;

• если же инфляция составляет 10-12% — это очень опасно, поскольку начинает происходить нарушение функционирования денежно-кредитной системы, так как банкам становится трудно спрогнозировать темп инфляции, который может быть выше процента за кредит.

Непостоянно действующие нециклические факторы

Сезонность представляет собой неравномерное поступле­ние определенных товаров на рынок в течение года. К таким товарам относятся:

• сельскохозяйственная продукция;

• продукция рыбной промышленности;

• продукция пищевой промышленности.

Социальные конфликты оказывают сильное влияние на мировую конъюнктуру, поскольку ведут к падению объе­мов производства. Забастовки в базовых отраслях экономи­ки ведут к ее резкому ухудшению.

Политический кризис (политические конфликты, пред­выборные кампании и т. д.) влечет за собой разрыв эконо­мических связей, приостановку экономической деятельнос­ти, в худшем случае может привести к экономической блокаде, эмбарго, ограничению кредитов.

Стихийные бедствия и погодные изменения влияют на всю общехозяйственную конъюнктуру страны (например, на сбор сельскохозяйственных культур), что ведет к повы­шению цен.


ВОПРОС 32

Методика изучения конъюнктуры.

ОТВЕТ

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ - после­довательность действий и совокупность конкретных мето­дов и приемов исследования, которые помогают дать анализ сложившемуся положению на рынках и выработать прогноз ближайших перспектив развития товарного рынка.

Основные показатели изучения конъюнктуры мировых товарных рынков.

1. Показатели сферы материального производства — данные об объеме добычи полезных ископаемых, урожаях сельскохозяйственных культур и объеме промышленного производства.

Существуют абсолютные и относительные показатели;

прямые и косвенные (занятость, фонд заработной платы, продолжительность рабочей недели).

2. Показатели внутреннего товарооборота характери­зуют положение на национальных рынках:

• розничный и оптовый товарооборот;

• данные о платежеспособном спросе населения (номи­нальные и реальные ставки заработной платы, вели­чина потребительского кредита, индекс стоимости жизни);

• движение товарных запасов (они отстают от динами­ки объема производства, достигают максимума в на­чале кризиса и сокращаются до минимума при пере­ходе в фазу депрессии; существует прямая связь между объемом производства и запасами сырья и об­ратная связь между объемом производства и запаса­ми готовой продукции);

• данные о внутренних перевозках грузов (растут при увеличении объема производства).

3. Показатели внешней торговли — географическая и товарная структура внешней торговли (экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт), экспортная и импортная квоты (существует некоторое отставание динамики объемов внешней торговли от динамики объемов производства).

4. Показатели финансово-кредитной сферы важны для исследования общехозяйственной конъюнктуры — курс ак­ций, величина учетного процента, число банкротств, слия­ний, поглощений, банковские депозиты, реструктуризация компаний.

Если, например, курс акций большинства компаний или индекс Доу-Джонса растут, то это говорит об улучшении конъюнктуры рынка.

Если растет учетный процент, то это свидетельствует об увеличении спроса на ссудный капитал, что ведет за собой рост инвестиционной деятельности и рост объемов про­мышленного производства.

5. Банкротства в настоящее время носят, как правило, скрытый характер в форме слияний (консолидирующие, субсидирующие, абсорбирующие), поглощений (аквизиции, борьба за доверенности, приватизация, национализация, программы акционирования работников (ESOP), реструк­туризация).

6. Данные об объеме капиталовложений. Если объем ка­питаловложении растет, то конъюнктура улучшается.

7. Данные о заказах.

Существует два варианта:

данные о портфеле заказов — объем заказов, имею­щихся у данной фирмы или всей отрасли на опре­деленную дату, что позволяет судить о загрузке конкретного предприятия или отрасли в целом;

данные о поступлении заказов — объем заказов, по­лученных фирмой или отраслью за определенный период времени (год, квартал, месяц). Эти показа­тели включают особенности спроса на товар и важны для оценки конъюнктуры. Если поступле­ние заказов растет быстрее, чем объем продаж, то конъюнктура улучшается, если объем загрузки мощностей больше поступления заказов, то конъ­юнктура ухудшается.

8. Цены — самый важный показатель в оценке конъюнк­туры, аккумулирующий все предыдущие показатели. При исследовании рынков надо учитывать:

всеобщую взаимосвязь явлений современной мировой экономики. На товарном рынке нельзя проводить ис­следование на одном рынке и не учитывать общехо­зяйственную конъюнктуру и конъюнктуру смежных рынков;

тенденции на одних товарных рынках нельзя механи­чески переносить на другие (даже смежные);

необходимость постоянного наблюдения за конкрет­ным товарным рынком. Работа над изучением конъ­юнктуры должна носить постоянный характер, долж­ны учитываться как социальные, так и политические факторы.

Этапы изучения конъюнктуры

1. Предварительный — исследование основных черт и особенностей конкретного товарного рынка.

2. Сбор и накопление конъюнктурной информации.

3. Экономический прогноз конъюнктуры. Следует выяв­лять тенденции в движении экономических показателей, определять причины происходящих на рынке изменений, то есть определять факторы и степень их влияния на конъ­юнктуру конкретного товарного рынка.

Изучение конъюнктуры производится в следующей по­следовательности.

1. Анализ производства — исследование не только конк­ретного производства, но и исследование по конкретным видам товаров:

• определение удельного веса стран, фирм-производи­телей;

• определение мощностей;                 

• определение степени загрузки мощностей;

• выяснение перспективы ввода новых мощностей;

• выявление конъюнктурообразующих факторов.

2.         Анализ спроса и потребления представляет собой:

•           выяснение основных причин изменения емкости дан­ного рынка;

• исследование новых отраслей на предмет потенци­ального потребления данного товара;

• изучение факторов, влияющих на объем потребления и спроса, появление и развитие новых отраслей;

• исследование динамики запасов данного товара у производителей, потребителей и дистрибьюторов.

3. При анализе мировой торговли исследуется:

• динамика мирового экспорта и импорта как в целом в мире, так и по отдельно взятым странам;

• изменение удельного веса ведущих стран-импорте­ров и экспортеров;

• роль корпораций на рынке;

• роль государства;

• каналы распределения;

• политика и роль посредников.

  1. Анализ цен позволяет выявить основные тенденции в движении цен и определить основные факторы, послужив­шие причиной изменения цен (рост или сокращение издер­жек, роль корпораций, государства, политические факторы и т.д.).

ВОПРОС 33

Цены в мировой экономике.

ОТВЕТ

Под МИРОВЫМИ ЦЕНАМИ понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.

Для современного мирового рынка характерно наличие большого количества различных отраслевых рынков това­ров и услуг, множественность цен. На практике цена на конкретную продукцию одного и того же рынка может су­щественно различаться. Поэтому при обосновании, опре­делении и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление о характере сделки, диктую­щей особенность «отбора» цены:

• использование цен раздельных экспортных и импорт­ных операций;

• цены в условиях оплаты наличными;

• цены, формирующиеся в рамках обычных коммерчес­ких сделок.

Основные виды мировых цен:

1) публичные цены;

2) расчетные цены;

3) контрактные цены;

4) базисные цены.

Среди публичных цен можно выделить следующие:

• справочные цены — это цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а так­же в периодической литературе, в газетах, журналах, в каналах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфаб­рикаты (нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т. д.). Как правило, справочные цены не­сколько завышены. Справочные цены не реагируют быстро на изменения конъюнктуры или на какие- либо политические события, за исключением, может быть, цен на нефть — товар весьма специфичный. Вместе с тем, они отражают динамику цен на данном рынке и тенденции их изменения;

биржевые цены — это цены на товары, торговля кото­рыми производится на товарных биржах. Цены на биржевые товары оперативно отражают все измене­ния, происходящие на рынке данного товара. Малей­шие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых коти­ровках. Это объясняется тем, что сами биржевые ко­тировки являются фактическими ценами сделок именно в данный момент. Следует отметить, что бир­жевые котировки не отражают «в себе» другие инст­рументы международной торговли, как-то: условия поставки, платежа и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.