• конъюнктура рынков морально устаревшей продукции ухудшается.
Влияние международных корпораций и монополий. В настоящее время идет концентрация производства и капитала:
• появляются концерны, которые объединяются в альянсы;
• многие концерны больше стараются использовать кооперационную стратегию, чем конкурентную;
• часто компании сотрудничают с банками (финансово-промышленные группы).
Влияние государства:
• государство следит за изменением конъюнктуры рынка;
• государство является крупнейшим покупателем на внешнем и внутреннем рынке;
• государство выпускает стандарты, занимается унификацией;
• государство планирует программы стратегического характера;
• государство выплачивает субсидии и т. д.
Существует двоякое влияние милитаризации — концентрация военных отраслей оттягивает из промышленных отраслей большой объем ресурсов.
Воздействие инфляции противоречиво — степень воздействия инфляции зависит от ее темпов:
• если инфляция умеренная (ползучая) — 2-4% в год, то она выгодна капиталу и способна создать стимул для увеличения производства — цены на продукцию растут быстрее, чем издержки;
• если инфляция выше, то происходит бегство от денег, население начинает приобретать определенные товары;
• если же инфляция составляет 10-12% — это очень опасно, поскольку начинает происходить нарушение функционирования денежно-кредитной системы, так как банкам становится трудно спрогнозировать темп инфляции, который может быть выше процента за кредит.
Непостоянно действующие нециклические факторы
Сезонность представляет собой неравномерное поступление определенных товаров на рынок в течение года. К таким товарам относятся:
• сельскохозяйственная продукция;
• продукция рыбной промышленности;
• продукция пищевой промышленности.
Социальные конфликты оказывают сильное влияние на мировую конъюнктуру, поскольку ведут к падению объемов производства. Забастовки в базовых отраслях экономики ведут к ее резкому ухудшению.
Политический кризис (политические конфликты, предвыборные кампании и т. д.) влечет за собой разрыв экономических связей, приостановку экономической деятельности, в худшем случае может привести к экономической блокаде, эмбарго, ограничению кредитов.
Стихийные бедствия и погодные изменения влияют на всю общехозяйственную конъюнктуру страны (например, на сбор сельскохозяйственных культур), что ведет к повышению цен.
ВОПРОС 32
Методика изучения конъюнктуры.
ОТВЕТ
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ - последовательность действий и совокупность конкретных методов и приемов исследования, которые помогают дать анализ сложившемуся положению на рынках и выработать прогноз ближайших перспектив развития товарного рынка.
Основные показатели изучения конъюнктуры мировых товарных рынков.
1. Показатели сферы материального производства — данные об объеме добычи полезных ископаемых, урожаях сельскохозяйственных культур и объеме промышленного производства.
Существуют абсолютные и относительные показатели;
прямые и косвенные (занятость, фонд заработной платы, продолжительность рабочей недели).
2. Показатели внутреннего товарооборота характеризуют положение на национальных рынках:
• розничный и оптовый товарооборот;
• данные о платежеспособном спросе населения (номинальные и реальные ставки заработной платы, величина потребительского кредита, индекс стоимости жизни);
• движение товарных запасов (они отстают от динамики объема производства, достигают максимума в начале кризиса и сокращаются до минимума при переходе в фазу депрессии; существует прямая связь между объемом производства и запасами сырья и обратная связь между объемом производства и запасами готовой продукции);
• данные о внутренних перевозках грузов (растут при увеличении объема производства).
3. Показатели внешней торговли — географическая и товарная структура внешней торговли (экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт), экспортная и импортная квоты (существует некоторое отставание динамики объемов внешней торговли от динамики объемов производства).
4. Показатели финансово-кредитной сферы важны для исследования общехозяйственной конъюнктуры — курс акций, величина учетного процента, число банкротств, слияний, поглощений, банковские депозиты, реструктуризация компаний.
Если, например, курс акций большинства компаний или индекс Доу-Джонса растут, то это говорит об улучшении конъюнктуры рынка.
Если растет учетный процент, то это свидетельствует об увеличении спроса на ссудный капитал, что ведет за собой рост инвестиционной деятельности и рост объемов промышленного производства.
5. Банкротства в настоящее время носят, как правило, скрытый характер в форме слияний (консолидирующие, субсидирующие, абсорбирующие), поглощений (аквизиции, борьба за доверенности, приватизация, национализация, программы акционирования работников (ESOP), реструктуризация).
6. Данные об объеме капиталовложений. Если объем капиталовложении растет, то конъюнктура улучшается.
7. Данные о заказах.
Существует два варианта:
• данные о портфеле заказов — объем заказов, имеющихся у данной фирмы или всей отрасли на определенную дату, что позволяет судить о загрузке конкретного предприятия или отрасли в целом;
• данные о поступлении заказов — объем заказов, полученных фирмой или отраслью за определенный период времени (год, квартал, месяц). Эти показатели включают особенности спроса на товар и важны для оценки конъюнктуры. Если поступление заказов растет быстрее, чем объем продаж, то конъюнктура улучшается, если объем загрузки мощностей больше поступления заказов, то конъюнктура ухудшается.
8. Цены — самый важный показатель в оценке конъюнктуры, аккумулирующий все предыдущие показатели. При исследовании рынков надо учитывать:
• всеобщую взаимосвязь явлений современной мировой экономики. На товарном рынке нельзя проводить исследование на одном рынке и не учитывать общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру смежных рынков;
• тенденции на одних товарных рынках нельзя механически переносить на другие (даже смежные);
• необходимость постоянного наблюдения за конкретным товарным рынком. Работа над изучением конъюнктуры должна носить постоянный характер, должны учитываться как социальные, так и политические факторы.
Этапы изучения конъюнктуры
1. Предварительный — исследование основных черт и особенностей конкретного товарного рынка.
2. Сбор и накопление конъюнктурной информации.
3. Экономический прогноз конъюнктуры. Следует выявлять тенденции в движении экономических показателей, определять причины происходящих на рынке изменений, то есть определять факторы и степень их влияния на конъюнктуру конкретного товарного рынка.
Изучение конъюнктуры производится в следующей последовательности.
1. Анализ производства — исследование не только конкретного производства, но и исследование по конкретным видам товаров:
• определение удельного веса стран, фирм-производителей;
• определение мощностей;
• определение степени загрузки мощностей;
• выяснение перспективы ввода новых мощностей;
• выявление конъюнктурообразующих факторов.
2. Анализ спроса и потребления представляет собой:
• выяснение основных причин изменения емкости данного рынка;
• исследование новых отраслей на предмет потенциального потребления данного товара;
• изучение факторов, влияющих на объем потребления и спроса, появление и развитие новых отраслей;
• исследование динамики запасов данного товара у производителей, потребителей и дистрибьюторов.
3. При анализе мировой торговли исследуется:
• динамика мирового экспорта и импорта как в целом в мире, так и по отдельно взятым странам;
• изменение удельного веса ведущих стран-импортеров и экспортеров;
• роль корпораций на рынке;
• роль государства;
• каналы распределения;
• политика и роль посредников.
ВОПРОС 33
Цены в мировой экономике.
Под МИРОВЫМИ ЦЕНАМИ понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.
Для современного мирового рынка характерно наличие большого количества различных отраслевых рынков товаров и услуг, множественность цен. На практике цена на конкретную продукцию одного и того же рынка может существенно различаться. Поэтому при обосновании, определении и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление о характере сделки, диктующей особенность «отбора» цены:
• использование цен раздельных экспортных и импортных операций;
• цены в условиях оплаты наличными;
• цены, формирующиеся в рамках обычных коммерческих сделок.
Основные виды мировых цен:
1) публичные цены;
2) расчетные цены;
3) контрактные цены;
4) базисные цены.
Среди публичных цен можно выделить следующие:
• справочные цены — это цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в периодической литературе, в газетах, журналах, в каналах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т. д.). Как правило, справочные цены несколько завышены. Справочные цены не реагируют быстро на изменения конъюнктуры или на какие- либо политические события, за исключением, может быть, цен на нефть — товар весьма специфичный. Вместе с тем, они отражают динамику цен на данном рынке и тенденции их изменения;
биржевые цены — это цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. Цены на биржевые товары оперативно отражают все изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами биржевые котировки являются фактическими ценами сделок именно в данный момент. Следует отметить, что биржевые котировки не отражают «в себе» другие инструменты международной торговли, как-то: условия поставки, платежа и т. д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13