С увеличением доходов на душу населения растет спрос на предметы роскоши. Это означает, что в стране создается стимул к развитию производства предметов роскоши и уменьшается стимул к производству товаров питания (производство растет, но меньшими темпами), следовательно, значительная часть факторов производства перетекает в производство предметов роскоши, что приводит к их относительному удешевлению.
Страна начинает экспортировать предметы роскоши, положение производителей продовольствия ухудшается, в мировом сообществе все больше увеличивается рост стран, производящих предметы роскоши.
2. Влияние изменения предложения на международную торговлю.
Возможны два варианта роста производства на основе предложения:
• нейтральный рост;
• несбалансированный рост.
При нейтральном росте все факторы производства растут одинаковыми темпами. Сохраняется существующая структура взаимоотношений между странами и не меняется существующая структура товарных потоков, ценовые пропорции. Меняются только абсолютные величины торговли.
При несбалансированномросте темпы роста различных факторов производства не совпадают, а также не совпадают темпы развития отдельных стран.
Существует два варианта несбалансированного роста:
• импортозамещающий рост;
• экспорторасширяющий рост.
Импортозамещающий рост — увеличение производства того товара, который страна импортирует, которое ведет к улучшению условий торговли страны по отношению к ее торговым партнерам.
Складывается следующая ситуация: увеличение в каждой из стран производства товаров, конкурирующих с импортом. Соответственно, это приводит к росту относительных цен экспорта и падению относительных цен импорта, так как страна все меньше и меньше нуждается в традиционно импортных товарах, поскольку производит их сама. В результате падает спрос на импортные товары и, следовательно, цены на них. В итоге улучшаются условия торговли в данной стране и ухудшаются в других странах — торговых партнерах.
Экспорторасширяющий рост — увеличение производства экспортного товара, ведущее к ухудшению условий торговли в стране.
Складывается ситуация, при которой увеличивается производство товаров экспорта в каждой из стран. Рост предложения этих товаров приводит к снижению относительных цен, поскольку страна должна предлагать все больше своих экспортных товаров (относительная цена падает), чтобы покупать прежнее количество импортных товаров (относительная цена растет). В результате ухудшаются условия торговли данной страны и улучшаются у торговых партнеров.
Последствием экспорторасширяющего роста может быть так называемая «голландская болезнь» — деиндустриализация (перераспределение ресурсов из других отраслей в обрабатывающую промышленность).
ВОПРОС
Теория конкурентных преимуществ Портера.
ОТВЕТ
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО - системный подход, основанный на многостороннем анализе, включающий и маркетинговые исследования.
Факторы, обусловившие появление теории конкурентных преимуществ:
1) произошли реальные изменения в мировой экономике и международной конкуренции, в силу чего прежняя классическая теория не способна была охарактеризовать конкурентные преимущества;
2) произошли изменения в технологиях;
3) появились новые индустриальные страны;
4) произошла интернационализация производства (фирмы стали использовать преимущества не только той страны, в которой они базируются, но и тех стран, где находятся их финансы).
В основе теории лежат четыре наиболее существенных фактора, которые можно представить в виде ромба — детерминанты конкурентных преимуществ (см. рис. 2).
Страна располагает конкурентным преимуществом только тогда, когда обладает не одним, а всеми элементами ромба.
Основные детерминанты конкурентных преимуществ:
I. Факторные условия — наделенность страны (фирмы) следующими факторами производства:
* людские ресурсы — количество, квалификация и стоимость рабочей силы, норма рабочего времени, трудовая этика;
• физические ресурсы — количество и качество полезных ископаемых, воды, земельных участков, лесных ресурсов, ресурсов гидроэнергетики и т. д., • географическое положение и климатические условия страны;
— основные детерминанты, — особые детерминанты
Рис. 2. Детерминанты конкурентных преимуществ
• инфраструктура — транспортная система, система связи, почтовая связь, система коммуникаций, здравоохранения и т. д.;
• ресурс знаний — ресурсы, которые концентрируются в институтах и университетах, а также в научно-исследовательских институтах, банках данных;
• денежные ресурсы — капитал, который может быть направлен в производство.
Факторы можно в свою очередь разделить по степени развитости и специализации.
По степени развитости факторы делятся на:
• основные — это некая данность, которая не имеет существенного значения для завоевания конкурентного преимущества, они создают конкурентные преимущества низкого ранга (например, природные ресурсы, климатические условия, географическое положение, неквалифицированный и полуквалифицированный труд, дебетовый капитал и т. д.);
• развитые — это факторы, которые создают устойчивые конкурентные преимущества высокого ранга (например, современная инфраструктура, обмен информацией, высококвалифицированные кадры, исследовательские отделы учреждений и т. д.).
По степени специализации факторы делятся на:
• общие — универсальные факторы (например, система транспортных коммуникаций, персонал с высшим образованием, дебетовый капитал и т. д.);
• специализированные — узкоквалифицированный персонал, инфраструктура специализированных отраслей, базы данных узкой специализации. Причем развитые факторы могут эволюционировать в специализированные.
II. Условия спроса представлены тремя составляющими:
1) структура внутреннего спроса;
2) величина и характер роста внутреннего спроса;
3) интернационализация спроса. На структуру внутреннего спроса, в свою очередь, воздействуют следующие факторы:
• сегментная структура рынка—структура населения по возрастному, половому признаку, месту проживания, удельному доходу и т. д.;
• требовательность и разборчивость потребителей — чем более требователен потребитель, тем более развита товарная структура;
• предполагаемые потребности покупателей — если в одной стране потребность в каком-нибудь товаре опережает потребность в этом же товаре в другой стране, то эта страна будет располагать конкурентным преимуществом, поскольку фирма должна уловить потребность в этом новом товаре. Влияние величины и характера роста внутреннего спроса определяется по следующим показателям:
• . емкий рынок — позволяет использовать эффект масштаба:
• расширение рынка — дает возможность для развития технологий;
• насыщение рынка — подвигает фирмы на экспорт, стимулирует обновление товара.
Интернационализация спроса является важным фактором при завоевании конкурентного преимущества, поскольку:
• мобильные покупатели, то есть граждане данной страны, посещающие многие страны мира, требуют тех же стандартов, услуг и товаров, которые присущи внутреннему рынку их государства;
• развитие ТНК ведет за собой интернационализацию торговли, заставляет фирмы выходить на внешний рынок, а также дает возможность использовать мировой опыт;
• влияние фирмы на запросы зарубежных покупателей способствует тому, что зарубежные потребители, живущие продолжительный период времени в данной стране, «тянут» за собой спрос на те товары, к которым они привыкли на родине.
Имеет также важное значение так называемый эффект демонстрации — фирмы других стран стараются перенять у страны (фирмы), имеющей конкурентное преимущество, опыт производства, особенности менеджмента, маркетинга и т. д., чему способствуют многочисленные выставки, ярмарки, распространение буклетов, каталогов.
III. Родственные и поддерживающие отрасли — высокое развитие смежных отраслей стимулирует и является базой для развития данной отрасли. Конкурентные преимущества, в конечном итоге, складываются у кластеров смежных отраслей.
Поддерживающие отрасли — это отрасли-поставщики, т. е. отрасли, имеющие связи с производителями при поставке комплектующих изделий, полуфабрикатов и т. д.
Следовательно, если поставщики будут также динамичны, как и потребители их товаров, если они будут вести исследования, стремиться к прогрессивному изменению структуры производства, выпуску современной продукции, то это будет давать результаты и для фирмы-потребителя. Соответственно, это оказывает положительное воздействие на конкурентные преимущества фирмы-производителя.
Родственные отрасли — это отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими технологиями (например, производство фотоаппаратов и пленок, производство компьютеров и программного обеспечения).
IV. Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты — наличие мотивации и эффективной структуры делает возможным создание и удержание конкурентного преимущества, а борьба с конкурентами стимулирует это.
Стратегия фирмы оживляет, реализует все предшествующие детерминанты. Насколько рационально управление фирмой, настолько структура фирмы соответствует национальному менталитету.
На определение стратегии фирмы и удержания конкурентного преимущества влияют следующие факторы:
• цели, к которым, стремятся люди и управленцы — если в стране эти цели совпадают с источниками конкурентного преимущества, то эффект значителен;
• структура собственности — естественно, что у крупной компании одни интересы, у мелкой — другие;
• индивидуальные цели — важную роль имеет система вознаграждений, поощрений, мотивов, социальные ценности, ориентация на труд, отношение в обществе к богатству;
• влияние национального престижа и национальных приоритетов — некоторые отрасли благодаря сложившейся конъюнктуре рынка могут быть негласно объявлены национальными отраслями, соответственно, сюда будет стремиться попасть более квалифицированная часть населения (национальный престиж);
• конкуренция на внутреннем рынке — ни одна фирма, завоевавшая лидерство на мировом рынке, не достигла его, не побеждая прежде всего на внутреннем рынке. Если существует конкуренция внутри, и данная фирма является лидером, то, естественно, на внешнем рынке она также стремится к лидерству. Следовательно, внутренняя конкуренция обеспечивает фирме будущее конкурентное преимущество на внешне! рынке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13