Особые детерминанты конкурентных преимуществ:
I. Случай или случайные события, благодаря который может произойти изменение в конкурентном преимуществ (усиление или утрата). При этом, как правило, ни фирма,| ни национальное правительство не могут избежать определенных ситуаций, таких как:
• результаты изобретательства;
• крупные технологические сдвиги;
• революционное производство;
• резкое изменение цен на ресурсы;
• значительные изменения на мировых финансовых рынках (валютные курсы);
• всплеск мирового или местного спроса;
• политические решения зарубежных правительств;
• войны и т. д.
II. Государство или правительство способны:
• усиливать факторные условия;
• увеличивать спрос;
• содействовать организационным формам поддерживающих отраслей;
• формировать конкурентную среду.
Детерминанты образуют комплексную систему (взаимосвязанные отношения, находящиеся в процессе постоянного развития). Действуя друг на друга, детерминанты усиливают эффект друг друга, следовательно, усиливаются конкурентные преимущества.
Кластер — взаимосвязанная группа родственных отраслей. Он образуется благодаря вертикальной интеграции (покупатели-поставщики), а также горизонтальной интеграции (общая технология, используемая в отрасли, посредники, клиенты). Как правило, если какая-либо отрасль в стране обладает конкурентным преимуществом на мировом рынке, то она как локомотив вытаскивает близкие ей отрасли.
факторы, содействующие образованию кластеров — это факторы, которые содействуют развитию инфррмационного обмена, такие как личные взаимоотношения сотрудников фирмы, циркуляция информации в научных обществах, географическая близость фирмы и нужных отраслей, совпадение целей.
Внешнеторговая политика.
ОТВЕТ
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА - целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
Основные цели внешнеторговой политики:
• изменение степени и способа включения данной страны в МРТ;
• изменение объема экспорта и импорта;
• изменение структуры внешней торговли;
• обеспечение страны необходимыми ресурсами;
• изменение соотношения экспортных и импортны цен.
Существует два основных направления внешнеторговойт политики:
• политика свободной торговли;
• протекционизм.
Политика свободной торговли — государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю. Эта политика обеспечивает максимальную свободу для действия рыночных сил в стремлении получить наибольшие выгоды от международного экономического обмена. Положительные политические последствия связаны с усиливающейся взаимозависимостью государств. Политика свободной торговли дает преимущества более развитым странам, хотя в чистом виде не применялась.
Протекционизм — государственная политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов регулирования торговли.
Положительные стороны протекционизма:
• ограничение иностранной конкуренции с целью не допустить формирования неэффективной для данной страны экономической структуры;
• обеспечение развития определенных отраслей производства, когда в других странах они уже более развиты;
• сокращение безработицы.
Однако устранение иностранной конкуренции может привести к застою, так как ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.
Крайняя форма протекционизма — экономическая автаркия — означает стремление страны ограничить импорт только теми товарами, которые в данной стране производиться не могут, а экспорт допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.
Выделяют несколько форм протекционизма:
• селективный — против отдельных стран либо товаров;
• коллективный — объединения стран против других государств, в них не входящих; -
• отраслевой — защита определенных отраслей;
• скрытый — осуществляется методами внутренней экономической политики.
Инструменты государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные (см. рис. 3).
Тарифные методы — методы, основанные на использовании таможенных тарифов.
Нетарифные — все остальные.
Главная задача государства в области внешней торговли — поддержать экспортеров, сделать их более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, уменьшив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке
ВОПРОС 9
Тарифные методырегулирования внешней торговли.
Под ТАМОЖЕННЫМ ТАРИФОМ понимается:
1) систематизированный перечень ставок таможенных пошлин;
2) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка;
3) ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при ввозе/вывозе определенного товара на таможенную территорию страны (совпадает с понятием таможенной пошлины).
ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА - налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства.
Основные функции таможенных пошлин:
• фискальная, относится как к импортным, так и экспортным пошлинам;
• защитная, относится к импортным пошлинам, поскольку государство с их помощью ограждает отечественных производителей от иностранных;
• балансировочная, относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт.
Все таможенные тарифы могут быть классифицированы по пяти группам.
1. Классификация тарифов по направлению движения товара:
• экспортный тариф — пошлина, накладываемая на экспортные товары. Применяется с целью недопущения массового вывоза дефицитного товара за рубеж при большом различии цен на внутреннем и мировом рынках на определенные виды экспортных товаров, а также пополнения бюджета. Применяется редко;
Рис. Классификация таможенных тарифов
• импортный тариф — пошлина, накладываемая на импортные товары. Применяется с целью защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;
• транзитный тариф — пошлина, накладываемая на товар, перевозимый по территории данной страны. Цель этих пошлин — обеспечить дополнительные поступления в бюджет.
2. Классификация тарифов по способу установления:
• адвалорный тариф — пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товара (например, 10% от таможенной стоимости). Применяется в основном для товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы;
• специфический тариф — ставка таможенной пошлины, взимаемая с единицы веса, объема, длины
и т. д. (например, $20 за 1 т). Применяется в основном для стандартизированных товаров (например, сырье);
• комбинированный тариф — одновременно взимаемые адвалорные и специфические ставки (например, 10% от таможенной стоимости, но не более $20 за 1 т);
• альтернативный тариф — применяется согласно решению таможенных органов адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая.
3. Классификация тарифов (по величине)в зависимости от страны происхождения товара:
• максимальные тарифы устанавливаются для всех стран на основании государственных законодательных актов, без согласования с другими государствами;
• минимальные тарифы предоставляются тем странам, которые получают статус наиболее благоприятствуемой нации. Эти ставки устанавливаются в результате взаимных договоренностей. Страна, предоставляющая другой стране статус наиболее благоприятствуемой нации, обязуется не превышать ставки тарифов, которые предусмотрены ею по отношению к другим странам, т. е. страны, договаривающиеся об этом статусе, предоставляют друг другу льготы, которых лишены остальные государства;
• преференциальные тарифы действуют в отношении определенных стран или групп стран. Их величина, как правило, меньше минимальных. Существует международное соглашение «Обобщенная система преференций», по которому промышлен-но развитые страны предоставляют развивающимся льготы. Эти льготы выражаются в более низких таможенных тарифах.
Цель — побудить покупать товары, экспортируемые развивающимися странами, и, с другой стороны, стимулировать в развивающихся странах импорт из более развитых.
4. Классификация тарифов по характеру происхождения:
• автономные тарифы устанавливаются страной независимо от других субъектов мировой торговли;
• конвенционные (договорные) тарифы устанавливаются страной в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках международных соглашений.
5. Классификация тарифов по направлению действия:
преференциальные тарифы устанавливаются с целью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу, т. е. облегчить экспорт или импорт товаров этой страны;
сезонные тарифы устанавливаются для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не превышает нескольких месяцев в год, и на это время действие обычных ставок тарифов на товар приостанавливается;
дискриминационные тарифы устанавливаются с целью затруднить и ограничить экспорт или импорт товаров из определенной страны. Дискриминационные тарифы делятся на:
1) ответные — могут применяться как взаимные меры на недружественную торговую политику другой страны;
2) компенсационные — используются с целью уравнять цены аналогичных товаров национального производства и импортных, пользующихся субсидиями, за счет включения в цену последних более
3) антидемпинговые — применяются в качестве мер по защите национального производителя, если установлен факт демпинга со стороны иностранных конкурентов и ввоз товара наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям, или препятствует расширению производства подобных товаров на внутреннем рынке.
Демпинг — продажа товаров по необоснованно заниженным ценам.
ВОПРОС 10
Практика и механизм применения таможенных тарифов в РФ.
Система тарифного регулирования в РФ основывается на Законе о таможенном тарифе 1993 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13