Рефераты. Билеты и ответы по мировой экономике

Особые детерминанты конкурентных преимуществ:

I. Случай или случайные события, благодаря который может произойти изменение в конкурентном преимуществ (усиление или утрата). При этом, как правило, ни фирма,| ни национальное правительство не могут избежать определенных ситуаций, таких как:

• результаты изобретательства;

• крупные технологические сдвиги;

• революционное производство;

• резкое изменение цен на ресурсы;

• значительные изменения на мировых финансовых рынках (валютные курсы);

• всплеск мирового или местного спроса;

• политические решения зарубежных правительств;

• войны и т. д.

II. Государство или правительство способны:

• усиливать факторные условия;

• увеличивать спрос;

• содействовать организационным формам поддержи­вающих отраслей;

• формировать конкурентную среду.

Детерминанты образуют комплексную систему (взаи­мосвязанные отношения, находящиеся в процессе постоян­ного развития). Действуя друг на друга, детерминанты усиливают эффект друг друга, следовательно, усиливают­ся конкурентные преимущества.

Кластер — взаимосвязанная группа родственных отрас­лей. Он образуется благодаря вертикальной интеграции (покупатели-поставщики), а также горизонтальной интеграции (общая технология, используемая в отрасли, по­средники, клиенты). Как правило, если какая-либо отрасль в стране обладает конкурентным преимуществом на миро­вом рынке, то она как локомотив вытаскивает близкие ей отрасли.

факторы, содействующие образованию кластеров — это факторы, которые содействуют развитию инфррмационного обмена, такие как личные взаимоотношения сотрудни­ков фирмы, циркуляция информации в научных обществах, географическая близость фирмы и нужных отраслей, со­впадение целей.

 

Внешнеторговая политика.

ОТВЕТ

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА - целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Основные цели внешнеторговой политики:

• изменение степени и способа включения данной страны в МРТ;

• изменение объема экспорта и импорта;

• изменение структуры внешней торговли;

• обеспечение страны необходимыми ресурсами;

• изменение соотношения экспортных и импортны цен.

Существует два основных направления внешнеторговойт политики:

• политика свободной торговли;

• протекционизм.

Политика свободной торговли — государство воздержи­вается от непосредственного воздействия на внешнюю тор­говлю. Эта политика обеспечивает максимальную свободу для действия рыночных сил в стремлении получить наи­большие выгоды от международного экономического обмена. Положительные политические последствия связаны с усиливающейся взаимозависимостью государств. Полити­ка свободной торговли дает преимущества более развитым странам, хотя в чистом виде не применялась.

Протекционизм — государственная политика, направ­ленная на защиту отечественной экономики от иностран­ной конкуренции путем использования тарифных и нета­рифных инструментов регулирования торговли.

Положительные стороны протекционизма:

• ограничение иностранной конкуренции с целью не допустить формирования неэффективной для данной страны экономической структуры;

• обеспечение развития определенных отраслей произ­водства, когда в других странах они уже более разви­ты;

• сокращение безработицы.

Однако устранение иностранной конкуренции может привести к застою, так как ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении техничес­кого уровня и эффективности производства.

Крайняя форма протекционизма — экономическая ав­таркия — означает стремление страны ограничить импорт только теми товарами, которые в данной стране произво­диться не могут, а экспорт допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.

Выделяют несколько форм протекционизма:

селективный — против отдельных стран либо това­ров;

коллективный — объединения стран против других государств, в них не входящих; -

отраслевой — защита определенных отраслей;

скрытый — осуществляется методами внутренней экономической политики.

Инструменты государственного регулирования внеш­ней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные (см. рис. 3).

Тарифные методы — методы, основанные на использова­нии таможенных тарифов.

Нетарифные — все остальные.

Главная задача государства в области внешней торгов­ли — поддержать экспортеров, сделать их более конкурент­ными на мировом рынке и ограничить импорт, уменьшив конкурентоспособность иностранных товаров на внутрен­нем рынке

ВОПРОС 9

Тарифные методырегулирования внешней торговли.

ОТВЕТ

Под ТАМОЖЕННЫМ ТАРИФОМ понимается:

1) систематизированный перечень ставок таможенных пошлин;

2) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка;

3) ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при ввозе/вывозе определенного товара на таможен­ную территорию страны (совпадает с понятием та­моженной пошлины).

ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА - налог на импортиру­емые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства.

Основные функции таможенных пошлин:

фискальная, относится как к импортным, так и экс­портным пошлинам;

защитная, относится к импортным пошлинам, по­скольку государство с их помощью ограждает отече­ственных производителей от иностранных;

балансировочная, относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт.

Все таможенные тарифы могут быть классифицирова­ны по пяти группам.

1. Классификация тарифов по направлению движения товара:

экспортный тариф — пошлина, накладываемая на экспортные товары. Применяется с целью недопу­щения массового вывоза дефицитного товара за рубеж при большом различии цен на внутреннем и мировом рынках на определенные виды экспорт­ных товаров, а также пополнения бюджета. При­меняется редко;


 

Рис.  Классификация таможенных тарифов

импортный тариф — пошлина, накладываемая на импортные товары. Применяется с целью защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

транзитный тариф — пошлина, накладываемая на товар, перевозимый по территории данной страны. Цель этих пошлин — обеспечить дополни­тельные поступления в бюджет.

2. Классификация тарифов по способу установления:

адвалорный тариф — пошлина, начисляемая в про­центах к таможенной стоимости товара (напри­мер, 10% от таможенной стоимости). Применяется в основном для товаров, которые имеют различ­ные качественные характеристики в рамках одной товарной группы;

специфический тариф — ставка таможенной по­шлины, взимаемая с единицы веса, объема, длины

и т. д. (например, $20 за 1 т). Применяется в основ­ном для стандартизированных товаров (напри­мер, сырье);

комбинированный тариф — одновременно взимае­мые адвалорные и специфические ставки (напри­мер, 10% от таможенной стоимости, но не более $20 за 1 т);

альтернативный тариф — применяется согласно решению таможенных органов адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, ко­торая обеспечивает взимание наибольшей абсо­лютной суммы для каждого конкретного случая.

3. Классификация тарифов (по величине)в зависимос­ти от страны происхождения товара:

максимальные тарифы устанавливаются для всех стран на основании государственных законода­тельных актов, без согласования с другими госу­дарствами;

минимальные тарифы предоставляются тем стра­нам, которые получают статус наиболее благоприятствуемой нации. Эти ставки устанавливаются в результате взаимных договоренностей. Страна, предоставляющая другой стране статус наиболее благоприятствуемой нации, обязуется не превы­шать ставки тарифов, которые предусмотрены ею по отношению к другим странам, т. е. страны, до­говаривающиеся об этом статусе, предоставляют друг другу льготы, которых лишены остальные государства;

преференциальные тарифы действуют в отноше­нии определенных стран или групп стран. Их ве­личина, как правило, меньше минимальных. Суще­ствует международное соглашение «Обобщенная система преференций», по которому промышлен-но развитые страны предоставляют развиваю­щимся льготы. Эти льготы выражаются в более низких таможенных тарифах.

Цель — побудить покупать товары, экспортируемые раз­вивающимися странами, и, с другой стороны, стимулиро­вать в развивающихся странах импорт из более развитых.

4. Классификация тарифов по характеру происхожде­ния:

автономные тарифы устанавливаются страной независимо от других субъектов мировой торгов­ли;

конвенционные (договорные) тарифы устанавли­ваются страной в соответствии с обязательства­ми, принятыми на себя в рамках международных соглашений.

5. Классификация тарифов по направлению действия:

преференциальные тарифы устанавливаются с це­лью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу, т. е. облегчить экспорт или импорт товаров этой страны;

сезонные тарифы устанавливаются для регулиро­вания международной торговли продукцией се­зонного характера, прежде всего сельскохозяй­ственной. Обычно срок их действия не превышает нескольких месяцев в год, и на это время действие обычных ставок тарифов на товар приостанавли­вается;

дискриминационные тарифы устанавливаются с целью затруднить и ограничить экспорт или им­порт товаров из определенной страны. Дискриминационные тарифы делятся на:

1) ответные — могут применяться как взаимные меры на недружественную торговую политику другой страны;

2) компенсационные — используются с целью урав­нять цены аналогичных товаров национального производства и импортных, пользующихся субси­диями, за счет включения в цену последних более

3) антидемпинговые — применяются в качестве мер по защите национального производителя, если установлен факт демпинга со стороны иност­ранных конкурентов и ввоз товара наносит или угрожает нанести материальный ущерб отече­ственным производителям, или препятствует рас­ширению производства подобных товаров на внутреннем рынке.

Демпинг — продажа товаров по необоснованно за­ниженным ценам.


ВОПРОС 10

Практика и механизм применения таможенных тарифов в РФ.

ОТВЕТ

Система тарифного регулирования в РФ основывается на Законе о таможенном тарифе 1993 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.