Рефераты. Аудиторская деятельность и перспективы ее развития в Киргизской Республике

3.5    Перспективы развития аудита в Кыргызской Республике


Чтобы определить перспективы развития аудиторской деятельности на рынке Кыргызской Республики необходимо изучить ряд данных и показателей и провести соответствующий анализ по данной отрасли. Данный анализ был уже проведен в предыдущем вопросе.

Принимая во внимание период современного этапа развития отрасли аудиторских услуг в Кыргызской Республике и сравнивая с аудитом в западных странах можно предположить, что в скором будущем развитие аудита шагнет на совершенно новый этап развития. Так в перспективе можно ожидать появление совершенно новых технологий, процессов и явлений, приемлемых мировому аудиту, таких как страхование аудита, аудита таможенного, а также мировое признание аудиторов–специалистов и аудиторских фирм Кыргызской Республики.

Современное и эффективное развитие аудиторства должно предполагать страхование, как и любая другая отрасль, поставляющая услуги обществу, то есть где находят соприкосновение несколько векторов интересов.

Что же касается страхования в КР, то можно сказать, что это явление еще не появится примерно лет пять. Во-первых, это можно объяснить, слабой развитостью законодательной базы и соответствующей помощи и поддержки со стороны государства для развития и решения этого вопроса, а также несостоятельность фирм-заказчиков оплачивать стоимость страховки. В-третьих, это отсутствие необходимости в страховании аудита, как процесса в силу того, что аудиторы ограничивают свою ответственность только в отношении выражения мнения. Другая грань, связанная с предыдущей – это отсутствие спроса, а соответственно и предложения со стороны аудиторских фирм качественного финансового менеджмента и планирования, где необходимо страхование само по себе. Другой фактор отсутствия страхования на рынке аудиторских услуг – отсутствие прецедента в этой сфере.

Но с другой стороны отсутствие института страхования аудита можно еще объяснить и практическим отсутствием некачественного аудита. Государственное регулирование аудиторской деятельности включает в себя, в том числе, проверку знаний претендентов. Конечно, проверка знаний периодически усложняется – и такова политика государства.

Пока не известен ни один факт судебной ответственности аудитора за некачественное выполнение аудита. Таким образом, государство, на мой взгляд, интенсивно занимается профилактической работой, чтобы не допустить возможных правонарушений.

Перспективное развитие аудиторской отрасли, по-моему, может предполагать признание и понимании необходимости аудиторской деятельности со стороны общества, как заказчиков, так и государства.

Существенное внедрение аудиторских услуг в Кыргызской Республике связано также с формированием рынка услуг и проявлением целого ряда нетрадиционных для республиканской экономики финансово-кредитных институтов (инжениринговых, консалтинговых, лизинговых и факторинговых и др.). Как известно, услуги обладают всеми признаками товара, имеют общественную потребительскую стоимость и потребляются посредством обмена. Таким образом, объектом аудита могут служить все этапы жизненного цикла сферы и услуг, а при представлении отдельных из них, например — консалтинговых, — основным средством их создания. Следует отметить, что все действующие аудиторские фирмы и аудиторы независимо от вида категории занимаются консалтинговыми услугами. Большая доля их работы сводится к составлению бухгалтерского баланса и финансовой отчетности.

Проводимые реформы позволили Кыргызстану привлечь к себе внимание различных политических и экономических организаций, в том числе и потенциальных инвесторов. Для экономического признания во всем мире необходима прозрачность и открытость финансовой информации. Это, прежде всего, применение единых подходов к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. Профессия бухгалтера переживает в настоящее время радикальные преобразования на качественном уровне и все более насущной становится потребность в новом квалификационном специалисте – профессиональном аудиторе. В связи с этим необходимо создание института независимых аудиторов в Кыргызстане, которые пользовались бы доверием и получили бы признание во всем мире, и, в первую очередь, в самой республике. Основная задача государства – оказание содействия в развитии аудита, принятие Международных стандартов аудита, и контроль за их последующим соблюдением, образование населения, руководителей предприятий и государственных служащих аудиту.

В Кыргызстане в отличие от США, Великобритании и других развитых стран, отсутствует многовековой опыт поэтапного становления аудита. Этот факт безусловно ограничивает и круг пользователей аудита и сферы его применения. Многие компании ежегодно меняют аудиторов и далеко не всегда им доверяют. Одно из основных условий развития аудита – это высокий уровень аудиторской этики.

Планируя долгосрочное развитие профессии, надо исходить из того, что наша экономика испытывает возрастающую потребность в скорейшем становлении профессионального института независимого аудита. При этом совершенно очевидно, что доверие общества к аудиторам базируется не только на глубоких знаниях специалистов в области экономики, финансов, налогов и права, но и на соблюдении ими определенного свода этических норм и правил. Государственная комиссия планирует совместно с профессиональными аудиторскими объединениями, аудиторскими компаниями, индивидуальными аудиторами разработать и рекомендовать к применению в Кыргызстане Кодекс профессиональной этики аудиторов. Этика профессионального поведения аудитора должна определять нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от всех возможных нарушений и посягательств. Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм должно явится непременной обязанностью и высшим долгом каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы.

Для любой профессии нужен этический кодекс, поскольку люди, занимающиеся этой профессией, заинтересованы в общественном доверии, высоком качестве своих услуг независимо от поведения отдельных представителей этой профессии. Для аудиторов очень важно, чтобы их клиенты, а также третьи лица, пользующиеся финансовой отчетностью, доверяли качеству аудита и прочих предоставленных им услуг. Если лицам, которым предоставляются услуги, не верят, например, врачам, судьям или аудиторам, то способность этих специалистов обслуживать своих клиентов и других лиц существенно уменьшается.

Если лица, использующие услуги, будут оценивать их профессиональный уровень по степени сложности, это не приведет ни к чему хорошему, так как именно из-за сложности неспециалисту достаточно трудно разобраться в качестве этих услуг. Вряд ли больной может квалифицированно судить, хорошо ли ему сделана операция. Лицо, пользующееся финансовыми отчетами, не может оценить, хорошо ли проведен аудит этих финансовых отчетов. У большинства таких лиц нет ни времени, ни достаточной подготовки для подобной оценки. Общественное доверие высокому качеству оказываемых профессиональных услуг возрастает тогда, когда в рамках данной профессии существуют высокие стандарты осуществления профессиональной деятельности, а также их поведения.

Существует несколько способов воздействия на поведение аудиторов с целью корректировки их поведения для получения аудиторских услуг на высоком профессиональном уровне.

Ниже показаны наиболее существенные способы такого воздействия:



Схема 3


Условия, при которых аудиторские фирмы могут быть привлечены к суду, также оказывают значительное воздействие на поведение и деятельность аудиторов. "Кодекс профессиональной этики" АIСРА также оказывает существенное воздействие на то, как они работают. Этот кодекс должен обеспечить стандарты поведения присяжных бухгалтеров.

Во введении к "Кодексу профессиональной этики" АIСРА дана цитата из Марка Аврелия. По ней можно судить, что должен из себя представлять специалист. Эта цитата гласит: "Человек должен крепко держаться на ногах без посторонней помощи". Когда вы будете изучать "Кодекс профессиональной этики", помните, что независимо от существующих пра­вил или от других рычагов, при помощи которых общество заставляет аудиторов правильно работать, в конечном счете каждый специалист должен сам решить, что подразумевается под стандартами профессионального поведения. Разделы кодекса

Любой этический кодекс может состоять из общих формулировок, описывающих идеальные формы поведения, а также из конкретных правил, в которых указываются недопустимые формы поведения. Преимущество общих формулировок заключается в особом внимании к правильной деятельности: они требуют высокого уровня профессиональности. Их недостаток, с другой стороны, заключается в том, что очень трудно заставить людей соответствовать идеалам. Преимущество тщательно сформулированных конкретных правил заключается в том, что они могут заставить специалиста соблюдать хотя бы минимальные нормы и стандарты профессиональной деятельности. Недостаток же их в том, что некоторые специалисты имеют склонность рассматривать эти правила как максимальные, а не минимальные стандарты.

"Кодекс профессиональной этики" АIСРА и требование независимости, содержащееся в SЕС, оказывают большое воздействие на деятельность аудиторов. "Кодекс профессиональной этики" АIСРА - это попытка объединения и общих формулировок идеальных форм поведения, и конкретных пра­вил. Кодекс состоит из четырех частей: концепции, правила поведения, разъяснения и этические нормы. Правила приводятся в порядке возрастания уровня их конкретности; концепции описывают идеальные стандарты поведения, этические нормы в высшей степени конкретны. Эти четыре части объединены для наглядности:


Составляющие «Кодекса профессиональной этики»

Концепции


Идеальные стандарты этичного поведения, являющиеся, скорее, философскими рассуждениями, нежели твердыми правилами. Не всегда обязательны

Правила поведения


Минимальные стандарты этичного поведения: конкретные правила. Могут быть обязательными.

Разъяснения


Разъяснения правил поведения Комитета по этики АIСРА. Не обязательны для исполнения, но практик-аудитор должен обосновать отход от этих правил.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.